Цель: показать слушателям возможность использования этнографического материала в преподавании географии для достижения личностных и метапредметных результатов учащихся.
План:
1. Изменение ценностных установок современного
образования.
2. Реализация личностной направленности через
исследовательскую деятельность учащихся.
3. Сотрудничество с различными учреждениями,
занимающимися исследовательской деятельностью
профессионально.
4. Использование результатов исследовательской
деятельности.
Изменения, происходящие в современном
обществе, не могут не отражаться и на современной
системе образования. Развитие науки и техники,
появление новых информационных технологий
преобразовало нынешнюю жизнь так, что
современный человек должен быть мобильным, так
как на протяжении профессиональной деятельности
ему приходится неоднократно переучиваться,
овладевать новыми знаниями, профессиями.
Следовательно, современной реальностью и
необходимостью в жизнедеятельности человека
становится непрерывный процесс образования.
Стремительный рост и свободный доступ к
разнообразным информационным ресурсам приводит
к тому, что школа перестает занимать значимое
место в получении информации обучающимися. На
первое место выдвигается задача – научить
пользоваться информационными ресурсами,
отслеживать необходимую информацию.
Социальное предназначение современной школы
заключается не столько в передаче знаний, умений
и навыков, сколько в развитии ученика, в развитии
его способности самостоятельно ставить учебные
цели, проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения.
Иначе говоря, школа должна обеспечить такую
ключевую компетенцию образования как «научить
учиться».
«Фактически, сегодня цель современного образования определяется как воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного компетентного гражданина России».
(А.М. Кондаков).
Общество предъявляет ряд требований к образовательной системе. Современные социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, познавательное и личностное развитие учащихся. Важнейшим условием достижения указанных целей является усиление личностной направленности образования.
Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся, потому что его главной целью является развитие личности учащегося.
Если в "большой" науке главной целью
является производство новых знаний, получение
объективно нового результата, то в
образовании цель исследовательской
деятельности – в приобретении учащимся
функционального навыка исследования, развитии
способности к исследовательскому типу мышления,
(т. е. самостоятельно получаемых знаний,
являющихся новыми и личностно значимыми для
конкретного учащегося).
Организация исследовательской работы
школьников – это, прежде всего, использование
педагогами определенных форм и методов работы,
способствующих развитию исследовательских
умений, познавательное и личностное развитие
учащихся.
На мой взгляд, одна из важных проблем в исследовательской работе – это правильный выбор темы. Тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и что немаловажно, должна совпадать с интересом учителя. Тема исследования должна быть выполнима и соответствовать возрасту, способностям и возможностям ученика, конкурентоспособна. Правильный выбор темы позволит далее расширить исследование. Например, выбрав тему работы «История поселений Переволоцкого района», далее перешли к таким темам как:
«Жилища нашего края»,
«Народный костюм – душа народа»,
«Кухня народов моего села»,
«Происхождение географических названий
Переволоцкого района»,
«История храмов Переволоцкого района».
«Традиционное жилье (виды жилищ, строительный
материал для жилищ)»
«Традиционная пища, её связь с возделыванием
сельскохозяйственных культур и разведением
домашних животных»
«Промыслы моего села» (чем зарабатывали на
жизнь жители);
«Особенности местной кухни» (чем питались жители
сто лет назад).
Следующая проблема – поиск источников и научно обоснованного материала для сбора информации.
Как решить в условиях малокомплектной сельской школы?
1. Районные, областные архивы, музеи.
2. Интернет-ресурсы
– не всему можно доверять, но есть возможность
быстро получить необходимые документы,
– использование данные из архивов, музеев,
электронной литературы (это литература которую
мне присылают те, кто занимается исследованиями,
литература с сайтов).
– Материалы блогов на моей
странице.
В блогах я размещаю материал, даю домашнее задание – находят ответ в блоге. Или при подготовке к уроку электронкой посылаю задание, чтобы ученик смог подготовить к уроку сообщение из материалов блога. Сообщение также можно проверить, используя электронную почту.
3. Школьная библиотека
Есть раздел с краеведческой литературой.
Школьная краеведческая электронная библиотека с
материалом исследовательских работ.
4. Метрические книги церкви – можно найти информацию о:
– географии расселения
– численности населения
– половозрастном составе населения
5. Экскурсии, экспедиции в села Оренбургской области, работа со старожилами сел.
К каким личностным результатам может привести занятие исследовательской деятельностью?
В требованиях нового ФГОС к личностным результатам образования сказано следующее:
Федеральный государственный стандарт основного общего образования направлен на:
– сохранение и развитие культурного
разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации,
овладение духовными ценностями и культурой
многонационального народа России.
В п. 6 Стандарта дается так называемый «портрет
выпускника основной школы». Согласно этому
пункту:
– выпускник основной школы характеризуется как
человек любящий свой край и свое Отечество,
уважающий свой народ, его культуру и духовные
традиции.
П. 9 Стандарта. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России.
Таким образом, исходя из Стандарта, содержание общего школьного образования должно носить краеведческо-этнографический характер и должно быть направлено на приобщение ученика к национальной российской и общемировой культуре.
Если спросить у случайного человека, что изучает наука этнография, то он, скорее всего, ответит вам, что это наука о том, как живут разные люди в самых разных уголках земного шара: какие у них обычаи, во что они одеваются, во что верят, как добывают себе пищу.
Пожалуй, это определение можно бы было счесть верным, если сделать одно маленькое, но довольно существенное уточнение: уголки земного шара – это не только джунгли Новой Гвинеи или аравийские пустыни, но и то, что, казалось бы, расположено совсем рядом: стоит обернуться вокруг себя, и мы увидим, что нас окружает масса людей, о жизни которых мы знаем не больше, чем о жизни аборигенов Австралии или африканских пигмеев. Много ли мы знаем друг о друге, живя в одном населенном пункте?
Роль этнографии заключается в том, чтобы понять других людей и рассказать людям друг о друге. Обращение к краеведческому материалу на основе жизненного опыта предков, знакомство с природными и историческими объектами, с выдающимися личностями и их деятельностью, способствует пониманию причастности каждого к родной природе, к национальной культуре, традициям и обычаям.
При этом необходимо учитывать факт многонациональности нашего государства, нашего края. В этой связи возрастает необходимость формирования этнокультурной компетентности и развития этнокультурной терпимости, признавая вклад каждого народа в развитие страны и основываясь на том, что защита достоинства и прав каждого народа является основным принципом и гарантом политической стабильности России.
Большая роль в краеведческо-этнографическом образовании школьников принадлежит географии, которая позволяет познакомиться не только с разнообразием современных народов, географическими условиями их проживания, разными видами хозяйственной деятельности, но и с лучшими образцами общечеловеческой культуры. Необходимость включения вопросов этнографии в содержание школьного курса географии определяется ещё и в связи с обострением межэтнических отношений, межнациональным отчуждением и даже противостоянием народов в силу изменившихся политических и социальных условий в стране. Современное географическое образование в полной мере должно отвечать потребностям мирового сообщества в формировании межэтнического и межконфессионального взаимопонимания, уважения к другим культурам, развивать гуманное отношение к другим людям, различным мирам, системам, окружающей среде и обществу.
Однако в действующих программах и школьных учебниках этнографические вопросы почти отсутствуют или рассматриваются в малом объёме. Вместе с тем изучение практики работы школы показывает, что учащиеся проявляют интерес к вопросам этнографии. Их интересуют сведения этнического и конфессионального состава, миграционные ситуации, культура межэтнического общения.
Этот интерес можно решить с помощью организации исследовательской работы.
Исследовательская работа краеведческо-этнографического направления в нашей школе проводится в нескольких направлениях:
1 направление – индивидуальная работа с учащимися;
2 направление – групповая работа,
включающая в себя работу над совместными
исследованиями, где нужно использовать
информацию из разных предметных областей
(например, создание коллективной работы «Одежда
русских крестьян Оренбургской губернии»);
3 направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, участие в научно-практических конференциях, чтениях, участие в исследовательских экспедициях (например, последней была экспедиция в с. Романовку Сорочинского района с целью изучения жизни и быта потомков переселенцев крестьян Ц. губерний России в наш край).
Представление результатов исследования проходит первоначально на школьном уровне. Далее, чтобы публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и исследовательской компетенции, происходит участие в различных мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровнях.
Основным показателем эффективности исследовательской работы являются личные достижения учащихся нашей школы. Конечно, работы моих учеников не могут претендовать на научные в строгом смысле этого слова. Для меня более важными являются личностные изменения учащихся во время занятий научно-исследовательской деятельностью, мотивация повышения интереса к предмету и устойчивые знания. Об этом говорят результаты ребят.
Это призовые места занимаемые школьниками на муниципальном уровне в конкурсах различного направления, таких как:
– История Отечества в истории моей семьи
– Топонимика родных мест
– Жилища нашего края
– Талант! Музыка! Дети!
– Мастера и подмастерья и др. районные конкурсы.
Успешные выступления школьников на региональном уровне:
– Областной конкурс «Традиционные народные
промыслы» – Рослякова Анастасия – 1 место,
Телимон Анастасия – 1 место, Жулей Екатерина – 2
место;
– Областной конкурс исследовательских
краеведческих работ учащихся «Моё село в годы
войны» – Абдрахимова Ольга 2 место;
– Областной конкурс исследовательских
краеведческих работ «Растим патриотов» в рамках
туристско-краеведческого движения «Отечество»
– Рослякова Виктория 1 место.
Дипломами и грамотами отмечены работы наших
ребят во Всероссийских мероприятиях. Это
фестиваль исследовательских и творческих работ
учащихся «Портфолио» (участвуем с 2006 г.);
Всероссийский фестиваль детского
художественного творчества «Адрес детства –
Россия»;
Всероссийский детский творческий конкурс
«Святые заступники Руси»;
Всероссийский конкурс исследовательских работ
имени Д. И. Менделеева.
Плодотворно сотрудничая с Центром детского
творчества Переволоцкого района, областным
Центром детско-юношеского туризма и краеведения,
областным Дворцом творчества детей и молодёжи
им. В. П. Поляничко, школьники нашей школы на
протяжении нескольких лет успешно представляет
свои исследования на областном смотре-конкурсе
«Этнографическая мозаика Оренбуржья», областном
детском фольклорно-этнографическом фестивале
«Радуга», занимая призовые места.
Такие исследования имеют научно-познавательное
значение – учащиеся приобретают конкретные
знания этнической картины своего края. Другая
важная функция этих исследований имеет
практическое значение. Анализируя опыт жизни
разных народов можно использовать его для
развития современных форм культуры, а также при
решении экономических и социальных задач.
Представляя свои исследования на различных уровнях, выше названные школьники смогли пройти испытания и стать учащимися Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья, с которым у нас налажена достаточно тесная связь. Школьники трёх выпусков нашей школы становились учащимися данного лицея.
Получив навыки исследовательской работы в стенах нашей школы, становясь учащимися других учебных заведений, такие школьники продолжают и далее плодотворно заниматься исследовательской и творческой деятельностью.
Эти примеры показывает, что в современных условиях образования исследовательская деятельность школьников позволяет реализовать стремление учащихся к получению качественного образования, обеспечивает конкурентоспособность выпускников, способствует развитию творческой личности.
А значит, каждый учащийся приобретёт следующие качества:
личностные: ответственность, постановка и выполнение высоких стандартов и целей; любознательность; открытость новым точкам зрения; направленность на саморазвитие;
метапредметные: коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных форм устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения; межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, выполнять разные роли и обязанности; признание различных мнений; умение работать с информацией и медиасредствами;
предметные: основы системы научных знаний; опыт «предметной деятельности» по получению, преобразованию и применению нового знания.
Считаю, что исследовательская работа не только должна принести награду и самоутверждение автору, но и иметь свое практическое применение. Современный образовательный стандарт позволяет включить этнографические вопросы, как в базовые, так и региональные программы по географии, которые знакомят учащихся с особенностями природы, хозяйственной деятельности, составом, расселением, культурно-бытовыми особенностями населения своей местности, родного края, страны и стран мира в целом.
Наш район работает по УМК Домогацких, по которому на изучение географии в 6 классе отводится 1 час. Для сохранения 2-х часовой программы на заседании РМО учителей географии приняли решение дополнить курс краеведческой программой. Разрабатывая программу «Географическое краеведение для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области» для реализации регионального компонента я включила в нее такие темы как «Заселение родного края». «Коренное население родного края», « Народы родного края», «Особенности культуры, жилища, быта народов нашего края и их связь с окружающей природой». Для объяснения этих тем часть информации я беру из исследовательских работ ребят. При этом обязательно указываю, кто подготовил эту работу, что повышает статус ученика в глазах школьников.
Краеведческо-этнографический материал можно использовать и при изучении других разделов курса 6 класса.