Цели:
– создание условий для изучения правила выбора разделительного
знака (“Ь или Ъ?”), формирования умения выбирать верную букву;
– формирование познавательных и регулятивных УУД через развитие умения
пользоваться алгоритмом правописания разделительных Ъ и Ь знаков;
– формирование коммуникативных УУД: учить работать индивидуально, в паре;
формировать умения учащихся: включение в беседу, умение слушать и слышать друг
друга, умение формулировать и задавать вопрос.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, дети. Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие “К тайнам нашего языка”. Нам предстоит раскрыть правило выбора Ъ и Ь разделительных знаков. А помогут нам в этом ваши знания. Приложение. Слайд 2
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Посмотрите на слова, записанные на доске. На какие 2 группы можно их разбить ?
Вьюга, съёмка, съеду, объявит, семья, вьют, подъезд, воробьи. Слайд 3
Ученик: В первую группу войдет слова с разделительным Ъ, а во вторую – с Ь.
вьюга семья вьёте воробьи |
съёмка съеду подъезд объявит |
Учитель: Отметьте в этих словах орфограммы. Какие орфограммы вам встретились?
Ученик: Орфограммы безударных гласных и парных согласных в корне слова, безударной гласной в приставке, парной согласной на конце слова, разделительные Ъ и Ь знаки.
Учитель: Вы очень внимательные! Молодцы! Сегодня предлагаю вам провести исследование: как выбрать верную букву Ъ или Ь разделительные знаки. Знаний, полученных нами во втором классе, хватит, чтобы разгадать эту тайну русского языка. Будем действовать по плану.
3. Исследование проблемы “Какой знак нужно писать Ъ или Ь?” Слайд 4
Учитель: Для исследования возьмём слова съеду и вьёте. Каждый вариант (2 учащихся на парте) возьмёт для исследования 1 слово. В парах (с соседом по парте) сравниваем результаты разбора, делаем выводы. На доске те же виды разбора будут проводить вызванные учащиеся.
Ученики у доски дети в парах на местах делают выводы по пунктам плана:
1. Оба слова являются глаголами.
2. В словах одинаковое количество звуков и букв.
съеду с– [с] ъе-[ й'] [э] д– [д] у– [у] 5б.,5зв.,2сл. |
вьёте в– [в'] ьё– [й'] – [о] т – [ т'] е – [э] 5б.,5зв.,2сл. |
3. Разделительный Ъ употреблён в слове съеду после приставки.
Учитель: Давайте проверим, правильно ли мы рассуждали. Обратимся к помощи авторов нашего учебника. (Чтение учащимися правила в учебнике.)
Учитель: Верный ли вывод мы с вами сделали?
Ученик: Мы были правы.
4. Физкультминутка. Слайд 5
Потрудились – отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
5. Составление алгоритма действий для выбора верной буквы
Учитель: Давайте спланируем ход наших действий при решении этой орфографической задачи. Как нужно действовать? Обратимся к учебнику (схема).
Учитель: Какое действие нужно выполнить первым?
Ученик: Послушать, есть ли в слове звук [ Й '] после согласного звука перед гласным звуком.
Учитель: На что обращаем внимание во вторую очередь?
Ученик: После какой части слова слышим звук [ Й '].
Учитель: Как выбираем нужную букву?
Ученик: Если слышим [ Й '] после приставки, то пишем Ъ, в остальных случаях пишем Ь.
На доске появляется последовательность рассуждений.
6. Отработка действий по составленному алгоритму. (Упр. № 555.) Слайд 6
Учитель: Чтобы хорошо усвоить данную орфограмму давайте потренируемся в выборе правильной буквы. Внимание! Ловушка!
(Выполнение упражнения комментируется учащимися с места.
На доске запись выполняет учитель. В ходе комментирования отрабатывается
последовательность рассуждений.)
7. Упражнение в выборе правильной букв, самостоятельные действия по алгоритму. (Упр. № 556.)
Учитель: Самостоятельно прочитай задание.
С каким знаком будем записывать слова? Почему?
Перед какими корнями часто пишется Ъ?
Какую приставку новую встретили?
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо сегодня поработали. Поднимите руки те, кто научился выбирать нужную букву.
На уроке вы проводили исследование, сами выводили правило, работали в парах, дружно обсуждали материал с одноклассниками. Закончите предложения и подведите итог сегодняшнего урока. Слайд 7