Урок по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки. Обучение выбору разделительного знака". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

создание условий для изучения правила выбора разделительного знака (“Ь или Ъ?”), формирования умения выбирать верную букву;
– формирование познавательных и регулятивных УУД через развитие умения пользоваться алгоритмом правописания разделительных Ъ и Ь знаков;
– формирование коммуникативных УУД: учить работать индивидуально, в паре; формировать умения учащихся: включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, умение формулировать и задавать вопрос.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, дети. Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие “К тайнам нашего языка”. Нам предстоит раскрыть правило выбора Ъ и Ь разделительных знаков. А помогут нам в этом ваши знания. Приложение. Слайд 2

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Посмотрите на слова, записанные на доске. На какие 2 группы можно их разбить ?

Вьюга, съёмка, съеду, объявит, семья, вьют, подъезд, воробьи. Слайд 3

Ученик: В первую группу войдет слова с разделительным Ъ, а во вторую – с Ь.

вьюга
семья
вьёте
воробьи
съёмка
съеду
подъезд
объявит

Учитель: Отметьте в этих словах орфограммы. Какие орфограммы вам встретились?

Ученик: Орфограммы безударных гласных и парных согласных в корне слова, безударной гласной в приставке, парной согласной на конце слова, разделительные Ъ и Ь знаки.

Учитель: Вы очень внимательные! Молодцы! Сегодня предлагаю вам провести исследование: как выбрать верную букву Ъ или Ь разделительные знаки. Знаний, полученных нами во втором классе, хватит, чтобы разгадать эту тайну русского языка. Будем действовать по плану.

3. Исследование проблемы “Какой знак нужно писать Ъ или Ь?” Слайд 4

Учитель: Для исследования возьмём слова съеду и вьёте. Каждый вариант (2 учащихся на парте) возьмёт для исследования 1 слово. В парах (с соседом по парте) сравниваем результаты разбора, делаем выводы. На доске те же виды разбора будут проводить вызванные учащиеся.

Ученики у доски дети в парах на местах делают выводы по пунктам плана:

1. Оба слова являются глаголами.

2. В словах одинаковое количество звуков и букв.

съеду
с– [с]
ъе-[ й']
[э]
д– [д]
у– [у]
5б.,5зв.,2сл.
вьёте
в– [в']
ьё– [й']
– [о]
т – [ т']
е – [э]
5б.,5зв.,2сл.

3. Разделительный Ъ употреблён в слове съеду после приставки.

Учитель: Давайте проверим, правильно ли мы рассуждали. Обратимся к помощи авторов нашего учебника. (Чтение учащимися правила в учебнике.)

Учитель: Верный ли вывод мы с вами сделали?

Ученик: Мы были правы.

4. Физкультминутка. Слайд 5

Потрудились – отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

5. Составление алгоритма действий для выбора верной буквы

Учитель: Давайте спланируем ход наших действий при решении этой орфографической задачи. Как нужно действовать? Обратимся к учебнику (схема).

Учитель: Какое действие нужно выполнить первым?

Ученик: Послушать, есть ли в слове звук [ Й '] после согласного звука перед гласным звуком.

Учитель: На что обращаем внимание во вторую очередь?

Ученик: После какой части слова слышим звук [ Й '].

Учитель: Как выбираем нужную букву?

Ученик: Если слышим [ Й '] после приставки, то пишем Ъ, в остальных случаях пишем Ь.

На доске появляется последовательность рассуждений.

6. Отработка действий по составленному алгоритму. (Упр. № 555.) Слайд 6

Учитель: Чтобы хорошо усвоить данную орфограмму давайте потренируемся в выборе правильной буквы. Внимание! Ловушка!

(Выполнение упражнения комментируется учащимися с места.
На доске запись выполняет учитель. В ходе комментирования отрабатывается последовательность рассуждений.)

7. Упражнение в выборе правильной букв, самостоятельные действия по алгоритму. (Упр. № 556.)

Учитель: Самостоятельно прочитай задание.

С каким знаком будем записывать слова? Почему?

Перед какими корнями часто пишется Ъ?

Какую приставку новую встретили?

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо сегодня поработали. Поднимите руки те, кто научился выбирать нужную букву.

На уроке вы проводили исследование, сами выводили правило, работали в парах, дружно обсуждали материал с одноклассниками. Закончите предложения и подведите итог сегодняшнего урока. Слайд 7