Цели:
1. Упражнять обучающихся в нахождении одного и нескольких процентов числа.
Добиваться от обучающихся осознанного понимания связи процентов с десятичными
дробями, вырабатывать навыки арифметических действий при вычислении.
2. Развивать мышление, внимание, память путем выполнения заданий по теме.
3. Воспитывать у обучающихся самостоятельность выполнения заданий, трудолюбие,
стремление к знаниям, воспитывать самоконтроль у каждого обучающегося.
Оборудование: папка “Королевство процентов”, карточки для каждого ученика, мел, указка, словарик терминов по данной теме, костюм счетовода для каждого ученика, костюм короля для учителя, ТСО.
Персонажи:
– Король (учитель);
– Счетоводы (ученики);
– Королева Запятая из Королевства Десятичных Дробей;
– Дочка короля.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка готовности класса к уроку (на доске число, классная работа, тема, на доске на ватмане изображение королевства процентов в виде замка).
– Здравствуйте, ребята, у нас сегодня с вами не совсем обычный урок. Вы, наверное, заметили, что в классе много гостей. И, как гласит старая русская пословица: “Пустыми словами гостя не кормят”, – вы, следуя этим словам, пожалуйста, будьте внимательны, постарайтесь быть собранными, активными, и попытайтесь давать полные и содержательные ответы, а главное – не волнуйтесь! У вас всё получится!
Тема нашего урока “Нахождение нескольких процентов числа”. Урок не новый, 2-й по данной теме, урок закрепления ваших знаний.
Ребята, мы сегодня с вами побываем в королевстве. Это королевство необычное – “Королевство Процентов”. Главную роль в этом королевстве играет его величество Процент. Это королевство находится по соседству с Королевством Десятичных Дробей и очень дружит с ним. Проценты и Десятичные Дроби родственники. Проценты были известны индийцам уже в V веке. Это закономерно, т.к. в Индии с давних пор счет велся в десятичной системе счисления. В Европе десятичные дроби появились на 1000 лет позже, их ввел бельгийский ученый С. Стевин в 1584 г. и он впервые опубликовал таблицу процентов.
В процентах измеряют изменение производства товара, рост денежного дохода, выпуск продукции, переработку сырья и т.д.
Любое событие можно описать с помощью процентов. Итак, мы начинаем. Возьмите с собой смелость, смекалку, находчивость. Раз! Два! Три! Мы в королевстве.
В это время учитель одевает костюм короля (который правит королевством процентов), а ученики облачаются в костюмы счетоводов.
II. Устная работа.
Король:
– Добрый день, мои друзья,
Как я весел, о ля-ля!
Приснился сон чудесный мне.
К нам герцог едет на коне.
Дочурку замуж я отдам,
Полкоролевства передам
Красавцу гостю-жениху.
Всех позову! Друзей, сноху.
Но вот проблема, вот беда,
Как посчитать мои луга,
Пекарни, псарни, города?
Проценты эти – эх, беда.
Что же такое процент?
(Ребята в костюмах счетоводов отвечают правило).
Рис. 1 | Рис. 2 |
Король:
– Спасибо вам, добрые ребята.
Всех счетоводов я собрал.
Чтоб вы мне помогли
1% скорей найти.
Внимательно вы посмотрите
и правильно на 100 делите.
(Ребята решают примеры нахождения 1% от числа.)
(Королева Запятая из Королевства Десятичных Дробей наблюдает за происходящим.)
Рис. 3
Король (обращается к дочке):
– Моя дочурка, ангел мой,
Луна затмится пред тобой.
Тебе на платье наберу
Шелков и бархата, тесьму.
Всего торговцы привезли
Материал со всей земли.
300 метров красоты
Бери, что пожелаешь ты,
Но нужен мне 1%.
Нам посчитать? Большой проблем!
Ну, сколько ж метров ткани?
Давайте посчитаем с вами.
(Счетоводы решают задачу.)
Король:
– Опять досада, господа,
И что за наважденье?
Теперь забыл я, как считать
Мне несколько процентов. (Правило.)
– Сейчас обсудим мы меню,
Уж очень мясо я люблю.
Прислали мне 500 голов,
Приказываю сделать плов,
Котлеты, отбивные.
Но надо как-то посчитать.
Лишь 2% надо взять
На пироги мясные.
За правильное и верное решение
Получите свое вознаграждение.
(Ребята решают задачу.)
– Я пригласил 600 гостей.
Ликер, шампанское, вино –
Все ждет уже давным-давно.
Но как мне быть:
Из всех гостей
Лишь 5% женщин и детей.
Им надо подносить коктейль,
Компот и газировку.
Узнайте-ка вы ловко,
Скольким друзьям напитки
Эти пить.
(Счетоводы решают задачу.)
– А без фруктов как нам быть?
Их никак нельзя забыть,
Яблок много я отдам –
320 килограмм.
Но накрыть надо всего 20%, вот и все.
II. Письменная работа.
Король:
– Надеюсь, вы сейчас не против.
Чуть-чуть поупражняться в счете?
Тетради вы свои возьмите
И аккуратненько решите:
Задания: 7% от 45р.
14% от 2 т
25% от 16 м
Пример решения:
7% от 45р.
1) 45р. : 100 = 0,45р.
2) 0,45р. × 7 = 3, 15р.
(Счетоводы решают примеры.)
Рис. 4
А сейчас:
Счетоводы, потрудитесь,
И, конечно, не ленитесь,
Защитить вам надо честь
Да и замок нам возвесть.
Для принцессы и для принца
Все для счастья молодых,
Чтобы было все у них.
(На переносной доске решение задачи про постройку замка.)
Задача: на постройку замка было выделено 3600 штук кирпича. Из них белого
кирпича было 80%. Остальной кирпич был красный. Сколько штук красного кирпича
было выделено на постройку замка?
В это время звучит менуэт Боккерини. (ТСО)
Король (проводит физкультминутку):
– Вы, наверное, устали?
Чтобы мыслить лучше стали,
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
(Проводится физкультминутка.)
Король:
– Написал сейчас для вас
Королевский я указ.
Каждому дано заданье
Вам оно не в наказанье,
Обмозгуйте, покрутите,
И итог мне подведите.
(Каждому счетоводу дается индивидуальное задание на карточках. Нужно подсчитать площади различных объектов королевства.)
III. Итог.
Король:
– Счетоводы-молодцы,
Потрудились вы на славу
Мне и судьям на забаву.
Вы же в счете удальцы!
И, конечно, без сомненья
Будет вам вознагражденье.
(Награждение всех участников.)
Король:
– С такими финансистами, друзья,
Убытков мне не будет никогда!
Но вот пришла пора проститься,
Хочу пред вами преклониться.
Как хорошо вы все играли
И быстро, правильно решали!
Оценки за урок.
IV. Домашнее задание: (каждому выдаётся карточка с домашним заданием).
V. Подведение итога урока. Выводы.
Повторение правил по теме.
V. Занимательная минутка.
Рис. 5
Это полезно знать:
Суша – 29%;
Вода – 71%.
Население России:
– женщины – 53% (75 лет);
– мужчины 47% (65 лет).
Спасибо за внимание!