Цель: совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического произведения.
Задачи:
- формировать практические навыки работы над выразительным чтением;
- развивать устную речь, логическое мышление (анализ), артикуляционный аппарат уч-ся;
- воспитание гражданских качеств личности; необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения дружно работать; воспитывать положительную мотивацию к выразительному чтению.
Оборудование: шинель, ИКТ.
Словарь: шинель, четверостишие, стихотворение – это особый ритм чтения: паузы и интонации.
Ход урока
I. Организационный момент.
а) Приветствие гостей.
б) Проверка слуха. За экраном.
Сядет, тот, кто верно повторит слово:
Война, враг, страх, бомба, огонь, взрыв.
в) Маленький учитель:
– Какой будет урок?
– Ты умеешь читать?
– Ты любишь читать? Почему?
– Какое у тебя настроение?
г) Эмоциональный настрой.
Давайте поднимем настроение … .
– Мы все готовы к работе.
Я желаю вам получить хорошие оценки, потому что мы …. .
д) Дежурные звуки.
(ч-ш)
ча-ша
ача-аша
отвечаешь читаешь отхлопайте
четверостишие отхлопайте
чет – ве – ро – сти – шие читайте громко
четверо –стишие читайте тихо
шинель
– Почему заговорили о шинеле? (Потому, что мы читали стихотворение Благиной “Шинель”.)
– Почемý ты шинéль бережéшь? –
Я у пáпы спросúла. –
– Почемý не порвéшь, не сожжéшь?,
Я у пáпы спросúла. –
(Поставьте ударение.)
… проверяет, … ставит правила орфоэпии.
– Что мы прочитали? (Четверостишие.)
– Почему? (Потому, что там 4 строчки.)
II. Постановка цели урока.
– Прочитайте слова
а н и н и г а л Б Е. ь л е н и Ш
– Посмотрите на текст.
– Что мы будем читать? (Стихотворение.)
– Почему? Потому, что оно написано в такой форме .
Стихотворение – это особый ритм чтения.
– Вы хотите научиться выразительно читать? (Да.)
– Будем учиться выразительно читать стихотворение.
– А что значит читать выразительно?
III. Повторение.
– Кто герои стихотворения?
– Я. Папа.
– Я – это кто? (Автор Е. Благинина.)
– О чем стихотворение? (О том, что дочка спрашивает папу о его шинеле, а он ей
отвечает.)
IV. Работа по теме.
1.
– Сколько четверостиший в стихотворении? (4.)
– Выделите их.
– Посмотрите на первое четверостишие. С какой интонацией будете читать? (С
вопросительной.)
– Кто задает вопрос? (Дочь.)
– я предлагаю вам схемы прочитывания первой строчки четверостишия, а вы выберите
как будете читать?
– Прочитайте первую строчку, выделите голосом главное слово.
– Какая схема подойдет к третьей строчке? (вопросительная интонация, интонация
перечисления).
Подчеркните главное слово (не порвешь, не сожжешь).
Прочитайте выразительно эту строчку.
2.
– 2-е четверостишие:
– О чем говориться во втором четверостишье? (О шинеле.)
– Найдите, какими словами автор рассказывает о шинеле (и грязна, и стара, вон
какая дыра…).
– Как вы считаете, можно ли эти слова выделить как главные при чтении?
Подчеркните их, когда будете читать – выделите голосом.
– Выберите схему прочитывания. (Да, это схема интонации перечисления.)
– Самостоятельно поставьте паузы. (Проверка по ИКТ.)
3. Физкультминутка.
А сейчас давайте отдохнем. Подойдите к шинеле, посмотрите внимательно. О такой шинеле мы с вами читали? Давайте сравним.
4.
– Разные люди читают стихотворения по-разному. Я вам дам прослушать запись
двух чтецов, а вы внимательно послушайте и скажите, кто читает с более
правильным настроением?
– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Гордости за солдат армии и
немного чувство грусти, печали.)
– Посмотрите на текст и подчеркните главные слова, поставьте паузы.
– Давайте прочитаем выразительно.
5.
– Мы с вами научились читать выразительно? А сейчас посмотрим видеозапись
(прочитывание стихотворения).
– Изменилось ли у вас настроение? (Нет, осталось чувство гордости и грусти).
V. Итог.
– Вам понравилось стихотворение?
– Вы научились читать выразительно?
– Важно уметь читать выразительно?
– Хотите и дальше учиться читать выразительно?
– Вы такие молодцы! Вы научились читать выразительно! Бывший солдат был бы очень
доволен вашей работой над выразительным чтением и вручил бы вам в благодарность
звездочки. Он сказал бы…
Б С О А П И С !!!
Оценки.
– Попрощаемся с уроком и гостями. Урок окончен. Желаю успехов.