Курение и детский организм несовместимы. Чем раньше дети и подростки познакомятся с курением, тем быстрее привыкнут к нему, и тем сложнее им будет отказаться от этой вредной привычки в дальнейшем.
О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет. Еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Они уверены, что курение – безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Однако курение – это настоящая наркомания, это бич нашей страны, угрожающий здоровью нации.
Предлагаю разработку внеклассного мероприятия в рамках декады здоровья по профилактике употребления ПАВ.
Цель: сформировать потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
- ознакомить учащихся с вредом курения;
- помочь подросткам выработать аргументированную позицию и навыки отказа от курения;
- сформировать негативное отношение к курению.
Оборудование: мультимедийное, листы А3, фломастеры, материал для демонстрации опыта, пазлы, доска учебная, мел, платки (2 шт.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель: Здравствуйте, уважаемые
ребята! Сегодня у нас будет необычный классный
час, мы проведем урок Здоровья. А тему урока вы
узнаете чуть позже.
Думаю, во всем мире нет ни одного человека,
который бы на вопрос: «Хочешь ли ты быть здоровым
и жизнерадостным?», ответил бы: «Нет!». Это потому
что здоровье – главная ценность человека. Но, к
сожалению, часто о здоровье мы начинаем говорить,
лишь, когда его теряем. А теряем зачастую по своей
вине. И большую роль в этом играют вредные
привычки – курение, алкоголизм, наркомания…
Вот сегодня мы и поговорим об одной из этих
привычек: о курении. Итак, тема нашего урока:
«Курению скажем: НЕТ!» (СЛАЙД
1)
Ребята! Сегодня разговор пойдет даже не о вредной
привычке, а о заболевании, которое очень
распространено среди современной молодежи. Это
табакокурение. Мои помощники приведут вам
некоторые факты.
Ученик 1: (СЛАЙД 2) По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ): ежегодно от курения умирает 3 миллиона человек. Прогнозируется, что в 2020 году от курения погибнет около 10 миллионов человек в возрасте 30-40 лет.
Ученик 2: (СЛАЙД 3) По данным российских социологов: к 12 годам сигареты пробуют уже 30% россиян, к 14 годам – 55%, а к 17 годам – 80%. Свою первую сигарету мальчики выкуривают в возрасте до 10 лет, девочки – в 13-14 лет. К 15 годам каждый десятый курящий подросток уже страдает никотиновой зависимостью.
Ученик 1: (СЛАЙД 4) По мнению специалистов здравоохранения, пристрастие к курению считается разновидностью наркомании. Механизм возникновения зависимости и последствия схожи с употреблением наркотических веществ: болезни сердца, легких, печени, ЦНС, органов пищеварения (сначала воспаление, дегенерация, гепатит, цирроз, рак, и затем смерть человека).
Учитель: Ребята! Ваше здоровье – в ваших руках! Вам только нужно сделать выбор! И от того, каким он будет, зависит ваш дальнейший образ жизни. Сейчас мы с вами немного поиграем, надеюсь, это поможет вам сделать правильный выбор!
Задание 1: демонстрация опыта «Курящая трубка».
Оборудование: вата, полая трубка, пачка сигарет, спички, клизма.
Инструкция: учитель с помощниками проводит опыт, доказывающий вред курения.
Ход проведения опыта: собрать демонстрационный материал, прикурить трубку.
Учащиеся наглядно видят, что вата внутри трубки пожелтела от никотина, высказывают свои мнения.
Задание 2: «Отгадай слово».
Инструкция: Учащиеся должны отгадать слова, связанные с вредными привычками: (СЛАЙД 5)
ЛЬКИУРЩИКИ
ЕРАТУКОБАКУЕНИ
ИНИТОКН
КЯСИТИНОКОМА
Отгадки (СЛАЙД 6)
Задание 3: «Закончи пословицу»
Инструкция: Учащиеся должны вспомнить пословицы, связанные с вредными привычками и закончить предложения: (СЛАЙД 7)
- Капля никотина убивает _____________ (лошадь).
- Курильщик – сам себе _______________ (могильщик).
- Дым входит, а разум _________________ (выходит).
- Кто курит табак, тот сам себе ________________________ (враг).
- Табак и верзилу сведет в _________________ (могилу).
- Если хочешь долго жить, то скорей бросай ________________ (курить).
Задание 4: «Мы против курения, мы – за ЗОЖ!»
Оборудование: фломастеры, цветные
карандаши, листы бумаги (А3) с кроссвордом и
картой города без названий, ручки.
Инструкция: Учащиеся делятся на три группы,
каждая группа выполняет свое задание, затем все
вместе проверяют выполненное, обсуждают.
Ход проведения:
1 группа выполняет упражнение «Разгадывание кроссворда «Курение и здоровье»
Инструкция: «Для того, чтобы разгадать кроссворд, необходимо знать основные понятия, слова, относящиеся к теме курения и здоровья».
Угадайте слово, которое зашифровано в кроссворде
По вертикали:
1. Главное богатство – это _______________ .
По горизонтали:
- Физическое существование человека, животного, всего живого.
- Продолжите поговорку: «Капля никотина убивает …».
- Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей?
- Вдыхание в себя дыма, тлеющих растительных продуктов.
- Человек, вдыхающий отравляющие вещества.
- Ущерб, наносимый вредными привычками здоровью.
- _________ – сам себе могильщик. Кто это?
- Психическое расстройство, характеризующееся снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления, двигательной заторможенностью.
(СЛАЙД 8)
2 группа выполняет упражнение «Составление карты города Здоровья»
Инструкция: «Дать названия улицам, площадям, различным объектам города-фантома, связанные с темой урока Здоровья».
3 группа складывает пазлы на тему:«Спорт – это здоровье!»
Задание 8: «Заполни тест»
Оборудование: листы с заданиями теста, ручки.
Инструкция: учащиеся отвечают на вопросы теста, затем вместе с учителем разбирают тест и называют правильные ответы после обсуждения.
«Шуточный тест по проблеме курения»
Закончите предложения теста, выбрав 1 правильный ответ:
1. Капля никотина
а) стимулирует аппетит;
б) убивает лошадь;
в) хомячка разрывает на куски.
2. Табак в Россию привез
а) Миклухо Маклай;
б) Петр Первый;
в) Александр Невский.
3. Подростки начинают курить
а) под влиянием погоды;
б) из-за двойки по физкультуре;
в) на примере сверстников.
4. Когда лучше бросить курить
а) лучше и не начинать;
б) после получения паспорта;
в) перед входом в школу.
5. Если вы попали в компанию курящих
а) необходимо надеть противогаз;
б) постараться поскорее уйти;
в) обратиться за помощью.
6. Курящая девочка
а) привлекает мальчиков;
б) вредит своему здоровью и здоровью будущего малыша;
в) пахнет пепельницей.
7. Абсолютно безвредны сигареты
а) отечественные;
б) импортные;
в) таких нет.
8. Дым сигарет с ментолом
а) навевает тоску;
б) ухудшает работу сердца;
в) лечит горло.
9. Допустимая норма сигарет в день
а) 0;
б) блок;
в) 1,5 кг.
10. В школе может курить
а) директор;
б) педагоги и учащиеся;
в) никто.
Задание 9: «Портрет курильщика»
Инструкция: Учащиеся делятся на 2 группы по
3 человека.
Оборудование: доска школьная, мел, 2
платочка.
Задание: трем представителям каждой команды по очереди с завязанными глазами нарисовать человека: 1– голову, 2 – туловище и руки, 3 – ноги.
Учитель: Ребята! Наш разговор о
вредных привычках подошел к концу. Надеюсь, что
он не прошел для вас даром, а помог сделать
правильный выбор! (СЛАЙД 9)
Давайте хором прочтем и запомним эти слова:
Мы – молодежь двадцать первого века,
В наших руках судьба человека!
Против курения мы –
Здоровое поколение нашей страны!