Урок литературного чтения "Басни И.А. Крылова. Обобщение". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • обобщить знания учащихся о баснях И.А.Крылова;
  • продолжить формирование умения находить мораль в произведении;
  • развивать память, внимание, мышление, формирование навыков беглого чтения, умение выразительно читать художественные произведения;
  • воспитывать интерес к чтению;
  • расширять кругозор.

Оборудование: учебник «В океане света» 4 класс 1 часть Е.В.Бунеева, О.В. Чиндилова, портрет И.А.Крылова, книги с баснями, иллюстрации к басням, карточки с частями названий басен.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Мы с вами несколько уроков изучали творчество одного писателя и именно о его произведениях мы сегодня поговорим, обобщим знания о его жизни и творчестве.

2. Повторение

– Скажите творчество какого писателя мы изучали? (Творчество И.А.Крылова.)
– Что он писал? (Он писал басни.)
– Значит, как мы можем назвать И.А.Крылова? (Баснописец.)
– Потому что баснописец – это … (человек, который пишет басни.)
– А что такое басня?

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

– Какие басни И.А.Крылова вы знаете?
– Посмотрите на нашу книжную выставку. Назовите эти басни.
– А теперь давайте послушаем сообщение  о биографии И.А.Крылова. (Учащийся читает сообщение)

Более двухсот басен было создано И.А.Крыловым. Многие художники делали к ним иллюстрации. Замечательный русский скульптор Пётр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 году в летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около « дедушки Крылова» всегда цветы?  Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

– Мы с вами изучали много басен. И некоторые из них учили наизусть. (3 учащихся рассказывают басни на выбор)
 – Какова мораль этой басни?
 – Чему она учит?
– Какая крылатая фраза?
– Мы говорили, что в баснях действуют животные, в которых мы легко узнаём людей, их пороки, поступки.
– Многие басни мы читали по ролям, чтобы были более видны и понятны черты наших героев. Так давайте одну из басен прочтём по ролям. (Чтение басни по ролям – на выбор учителя)
– Мораль этой басни?
– Чему учит басня?
– Крылатая фраза?

3. Физкультурная минутка

4. Знакомство с новой басней

– Мы знакомились со многими баснями. И сегодня я хочу вас познакомить ещё с одной басней И.А.Крылова «Слон и Моська».

1. Чтение басни учителем;
2. Разбор непонятных слов;
3. Разбор (поиск) морали;
4. Поиск крылатой фразы;
5. Объяснение смысла басни;
6. Выводы.

5. Инсценировка басни

– Некоторые басни Крылова мы иногда видим по телевизору как мультфильмы. И ребята подготовили инсценировку одной из басен. (инсценировка любой басни)
– В чём мораль басни?
– Чему учит?
– Крылатая фраза?
– Мы вспомнили басни, которые изучали, а теперь поработаем с учебником.

6. Работа с учебником

– Откройте учебники на странице 91.
– Давайте её ещё раз прочтём басню.

1. Чтение басни «Слон и Моська»;
2. Работа с вопросами.

7. Закрепление

 «Крылатые слова»

– Многие фразы из басен И.А.Крылова стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что  эти слова  произнесли впервые герои Крылова.

– Вспомните, эти крылатые фразы:

1. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» («Лебедь, Щука и Рак»)
2. «Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши» («Стрекоза и муравей»)
3. «А ларчик просто открывался» («Ларчик»)
4. «А Васька слушает, да ест»  («Кот и повар»)

«Собери название басни»

– Я вам сейчас раздам карточки с частями от названий басен. Они все перепутались. Соберите их. (Названия любых басен)

8. Итог урока

– Творчество какого писателя мы изучили?
– Что такое басня?
– Для чего И.А.Крылов писал басни?
– И.А.Крылов в своих баснях дал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни,  стали умнее, добрее и лучше.

(Оценивание учащихся)

9. Домашнее задание

– Проиллюстрировать одну из басен И.А. Крылова.