Значение дыхания. Органы дыхания

Разделы: Биология


Цели урока:

Образовательные. Формирование у учащихся:

- новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях органов дыхания.

- продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями.

- показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Развивающие.

- развивать умение у учащихся планировать учебную деятельность;

- работая с текстом учебника и дополнительной литературой уметь проводить сравнения, анализ, обобщения с выводами;

- для развития монологической речи учащихся применять проблемные вопросы.

Воспитательные.

- развитие коммуникативных способностей;

- расширение кругозора школьников и формирование интереса к предмету.

Оборудование и материалы:

- презентация;

- таблица “Органы дыхания”;

- дидактические карточки для актуализации опорных знаний, закрепления и первичного контроля.

Базовые понятия и термины: дыхание, внешнее дыхание, внутреннее дыхание, воздухоносные пути, легкие.

Ход урока

“Для полной согласованности душ нужна согласованность дыхания, ибо, что - дыхание, как не ритм души?”
М.И. Цветаева

I. Организационный момент

Приветствие обучающихся, подготовка к уроку рабочих мест.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

С целью актуализации опорных знаний проводим проверку изученного материала.

1. Индивидуальная работа.

2. Письменная работа по карточкам-заданиям. Самопроверка по ключу (работа над ошибками).

3. Обсуждение устных ответов.

III. Изучение нового материала

Учитель биологии.

Ребята, послушайте внимательно стихотворение и скажите: “Какую систему органов мы с вами начнем изучать сегодня на уроке?”

Дыхание.

Лепет сонный еле слышен:
Дочка дышит.
Шорох шторы еле слышен:
Ветер дышит.
Шелест слева еле слышен:
Роща дышит.
Шепот сверху еле слышен...
Космос дышит.
Димир Стро.

Ответ учащихся: дыхательную систему.

Учитель: Совершенно правильно, сегодня на уроке мы начнем изучать тему: “ Значение дыхательной системы и органы дыхания”

Поговорка “Это нам нужно, как воздух!” - выражает особую потребность организма в воздухе. Еще древнегреческий философ Анаксимен наблюдал за дыханием животных и человека. Он считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух “пастбищем жизни”.

Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задержать дыхание на 3-4 минуты, иногда и чуть дольше.

Проблемный вопрос: Почему человек может не употреблять пищу несколько недель, не пить воду больше пяти дней, а без воздуха не может прожить и 6-ти минут?

Длительное кислородное голодание неминуемо приведет к летальному исходу.

В организме нет запаса кислорода для дыхания, поэтому он должен равномерно поступать через органы дыхания.

Органы дыхания – воздушные ворота в организм. Они всю жизнь соприкасаются с внешней средой, хотя и являются внутренними органами.

Дыхание - свойство и признак всех живых организмов.

Итак, что же такое дыхание?

Учащиеся записывают формулировку под диктовку учителя в тетрадь.

Дыхание - совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и выделение наружу углекислого газа (внешнее дыхание), а также использование кислорода клетками для окисления органических веществ с освобождением энергии, используемой в процессе жизнедеятельности (внутреннее дыхание).

Проблемный вопрос: Взаимосвязаны ли кровеносная и дыхательная системы?

Работая с текстом, обучающиеся находят, что обе системы осуществляют обмен газов между организмом и средой.

Органы дыхания обеспечивают газообмен между наружным воздухом и воздухом легких (легочное дыхание).

Органы кровеносной системы доставляют кислород воздуха к тканям и уносят газообразные продукты распада (тканевое дыхание).

Прежде чем перейти конкретно к изучению органов дыхания учитель дает задание.

Задание №1

Пользуясь, учебником анатомии и справочной литературой заполните схему: “Эволюция органов дыхания”

  • Ланцетник-
  • Рыбы –
  • Земноводные-
  • Рептилии –
  • Птицы –
  • Млекопитающие –

Учитель обращает внимание на развитие дыхательной системы от простого к сложному, а также на разные способы снабжения тканей организма кислородом : кожное, трахейное, жаберное и легочное дыхание.

Учитель: Какое строение имеет дыхательная система человека?

Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких (Презентация).

Задание №2.

Изучить особенности строения и функций органов дыхания – работа с учебником.

По мере изучения заполнить таблицу: “Органы дыхательной системы и их функции” и выделить:

- знакомую информацию;

- новую информацию;

- “хочу спросить”

После обсуждения работы подводятся общие выводы урока:

1. Дыхание – процесс обеспечения клеток организма кислородом, в результате протекающих биохимических реакций выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма. Выделяется углекислый газ в атмосферу.

2. Различают разные способы снабжения тканей организма кислородом: кожное, трахейное, жаберное и легочное дыхание.

3. Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких.

4. Строение каждого органа дыхания тесно связано с выполняемыми им функциями. (см. приложение).

IV. Закрепление изученного материала

Из перечня органов дыхательной системы (1-10) выберите правильные полные ответы на вопросы (I-XII) и зашифруйте их:

1. Слизистая оболочка 6. Надгортанник
2. Легочные пузырьки 7. Гортань
3. Легкие 8. Хрящевые полукольца
4. Бронхи 9. Плевра
5. Трахея 10. Носовая полость

I. Не пропускает пищу в гортань

II. Не дают трахее сужаться

III. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов и согревает

IV. Поверхностный слой воздухоносных путей

V. Начальная часть воздухоносного пути

VI. Выстилает наружную поверхность легких

VII. Покрывает стенку грудной полости изнутри

VIII. Внутри содержит голосовые связки

IX. Самая длинная часть воздухоносного пути

X. Путь вдыхаемого воздуха после гортани до легочных капилляров (последовательно)

XI. Место газообмена между легкими и кровью

XII. Место диффузии газов

Ответы: I-6, II-8,III-10,IV-1,V-10,VI-9,VII-9,VIII-7,IX-5,X-5,4,3,2XI-2,XII-2.

V. Домашнее задание. Параграф 23, проработать таблицу в тетради.

Список используемой литературы.

  1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология Человек. 8-й класс. - М. Вентана-Граф, 2005.
  2. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М. “Просвещение” 1989.