Дидактическая игра как средство формирования прозвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Разделы: Логопедия


Дошкольный возраст является периодом овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Организация обучения и воспитания в дошкольном учреждении направлена на создание условий для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществление его подготовки к школе.

Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

Внимание – это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.

Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций, в том числе и внимания, у детей с общим недоразвитием речи, показывает своеобразие их развития, на это в своих работах указывают Л.И. Белякова, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др..

Развитие внимания тесно связано с развитием речи. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. В то же время Р.Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из характеристик психического развития при общем недоразвитии речи. Экспериментальные данные, полученные Т.А. Ткаченко, подтверждают эту зависимость: у детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 случаях из 100. Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. Отмечается недостаточная устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания, быстрая истощаемость, что в свою очередь, приводит к снижению темпа деятельности в процессе работы.

Дети с общим недоразвитием речи, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Наиболее эффективным инструментом развития внимания в старшем дошкольном возрасте является игра. Игра как основной вид деятельности интересует ребенка намного больше, чем скучное задание или упражнение. Игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к развитию внимания, что очень важно для дошкольников с общим недоразвитием речи.

Дидактическая игра является действенным средством совершенствования такого значимого для будущей учебной деятельности процесса, как внимание. Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Внимание в этом возрасте, как правило, редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений, т.е. фактически не является произвольным.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.

Внимание ребенка в старшем дошкольном возрасте значительно расширяется по объему, возрастает устойчивость внимания, формируется произвольное внимание. Хотя дошкольники и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста. Возникновение произвольного внимания к концу дошкольного периода – важное психическое новообразование.

Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичного развития детей с общим недоразвитием речи и в то же время для определения их компенсаторного фона.

По данным учёных (О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Фотекова и др.), внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким, по сравнению с нормой, уровнем показателей произвольности внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в сосредоточении внимания на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Методические аспекты использования дидактической игры в формировании произвольного внимания у дошкольников с ОНР 3 уровня.

В педагогическом словаре дается следующее определение дидактической игры – это специально создаваемые для целей обучения игры.

Игра является важным средством воспитания и развития познавательной активности детей. Игра содержит готовый замысел, который реализуется в игровых действиях и определяется целью игры, то есть для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель дидактической игры всегда имеет два аспекта:

  1. Познавательный, то есть то, чему, мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать.
  2. Воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формироваться не как передача конкретных знаний, умений, навыков, а как развитие определённых психических процессов таких, как мышление, память и внимание, или способностей ребенка.

Когда ребенок играет, ему предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям и рекомендациям логопеда.

У дидактической игры две цели: – обучающая, которую преследует взрослый, – игровая, ради которой действует ребёнок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Проведение дидактических игр базируется на следующих принципах:

  • дидактическая игра должна опираться на программный материал;
  • дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов;
  • назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям;
  • пособия, используемые логопедами при проведении игр, должны быть внешне привлекательными;
  • условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

Включение дидактических игр в занятия способствуют развитию психических качеств ребенка, и, в частности, развитию внимания. В настоящее время дидактическая игра стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.

Условия проведения игр с детьми с ОНР:

– учет уровня речевого развития (подбор речевого материала в соответствии с речевыми возможностями ребенка);
– учет индивидуальных особенностей: утомляемость, низкая работоспособность, быстрая истощаемость внимания, узкий объем внимания и памяти;
– соответствие программному материалу;
– единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности;
– коррекционно-воспитательное воздействие на сенсорную, интеллектуальную и афферентно-волевую сферу.

Таким образом, эффективным способом формирования произвольного внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня является обучение в процессе дидактической игры. В ней совмещается игровая и познавательная деятельность, это создает благоприятные условия для активного усвоения знаний. Использование игр в практической деятельности является одним из важнейших путей компенсаторного развития дошкольника с общим недоразвитием речи.

В связи с особенностями психического развития детей с общим недоразвитием речи комплексная работа логопеда, других специалистов и родителей будет более эффективна и результативной.

Значительным потенциалом в этом направлении обладает дидактическая игра. Особое значение имеют игры на развитие неречевых процессов детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка. При условии правильной методической инструментовки игра пробуждает у детей “усилие мысли”, легко и свободно стимулирует их к познанию мира.

Дидактическая игра в работе специалиста является действенным средством формирования внимания, а также совершенствования таких значимых функций и процессов, как восприятие, память, речь, зрительно-моторные координации, мыслительные операции и др.

Список литературы

  1. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология О.В. Трошин, Е.В. Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 285 с.
  2. Удальцова Е.И Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова.– Минск, 1976. – 112 с.
  3. Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985. – 213 с.
  4. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи /Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 80 с.
  5. Аникеева Н. П. Воспитание игрой/ Н.П.Аникеева. – М.: Просвещение, 1990. – 145 с.