Детский фольклор – это произведения устного народного творчества, которые создавались взрослыми для детей (колыбельные, пестушки, потешки), переходили от взрослых к детям (заклички, приговорки, прибаутки, небылицы, жеребьевки, считалки, дразнилки, поддевки, страшные истории), и то, что создается самими детьми. Отличительная черта детского фольклора выражается в учете психологии и возрастных особенностей детей. Этот фольклор выражает духовный мир ребенка.
Фольклор оказывает терапевтическое воздействие на ребенка и его использование можно смело отнести к здоровьесберегающим технологиям. Он доставляет много приятных минут, радостные эмоции, помогает пережить неприятные моменты в режиме дня (во время одевания умывания можно петь, рассказывать детям потешки).
Детский фольклор, влияя на формирование фонетического восприятия, способствует решению следующих задач:
- узнавание неречевых звуков,
- различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов, различение близких по звуковому составу слов,
- дифференциация слогов,
- дифференциация фонем
Пестушки получили свое название от слова пестовать – нянчить, растить, воспитывать, носить на руках. Пестушки сопровождают гигиенические процедуры и физические упражнения. Изначально пестушки были заговорами, которые должны были усилить результаты гигиенических процедур и физических упражнений. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят по животику и приговаривают:
Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок
Окачивая ребенка чистой водой после купания, приговаривают:
Вода текучая, дитя растучее.
С гуся вода, с тебя худоба!
Вода книзу, а дитя кверху.
Взрослые желают ребенку здоровья и хорошего роста. Такие словесные формулы наряду с колыбельными песнями-оберегами принадлежат едва ли не к самым древним жанрам детского устного народного творчества. Позднее они потеряли свой серьезный склад и превратились в простое пожелание ребенку, которое высказывалось матерью. Некоторые пестушки сопровождают движения, обучая которым взрослые физически развивают тело ребенка. Медленно разводя ручки в такт, говорят:
Батюшке – сажень!
Матушке – сажень!
Братцу – сажень!
Сестрице – сажень!
А мне – долга, долга, долга!
При каждом стихе ручки ребенка складывают и снова разводят, а при последних словах - еще больше разводят ручки.
Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритмика. Веселая затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка бодрое, радостное настроение.
Пестушки незаметно переходят в потешки – песенки, сопровождающие игры ребенка с пальчиками, ручками и ножками:
- Ладушки, ладушки!
Где были? – У бабушки!
- Что ели? – Кашку! –
Что пили? – Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!..
В этих стихах слышится “педагогическое” наставление, “урок”: в “Сороке” щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного самого маленького, но лентяя:
Он по воду не ходил, дрова не рубил,
Печку не топил, кашу не варил...
При исполнении потешки “Чей нос?” взрослый, взяв ребенка за нос, спрашивает: “Чей нос?” Ребенок, отвечает “Макеев”.
- Куда едешь? – В Киев.
Что везешь? – Рожь.
Что возьмешь? – Грош.
Что купишь? – Калач.
С кем съешь?
Если ребенок отвечает: “ Один”, его теребят за нос, говоря: “ Не ешь один! Не ешь один!” Таким образом, ребенок получает урок поведения в социуме.
Психологи считают, что развитие ребенка происходит при включении его в различные ситуации. Пестушки и потешки – это те жанры детского фольклора, которые вовлекают ребенка в ситуацию, в событие, способствуют межличностному общению, активизируют детский интерес к окружающему миру, развивают ребенка умственно и физически, влияют на формирование фонетического восприятия, чувства родного языка. Активное использование данного жанра способствует повышению эффективности коррекционных занятий.
Использование устных приговорок – коротких, обычно стихотворных обращений к животным и птицам, насекомым влияет на формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи
Ку – ку, кукушечка!
Ку – ку, рябушечка!
Прилетай в лесок,
Подавай голосок –
Сколько лет мне жить,
По земле ходить?
Ку –ку...
Включение данного материала в коррекционно-развивающую деятельность побуждает детей к движению и речевой активности.
Под руководством взрослого дети поют потешки более сложного содержания – прибаутки. Они уже не связаны с какой – либо игрой. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах
Прибаутке свойственен сюжет, но ребенок не способен на долгое внимание, и они ограничиваются передачей одного эпизода. Движение – основа образной системы прибауток: они дают резкую смену одной картины другой из строки в строку:
Свиньи за овином огород городят;
На гумне овечки хлебушек молотят;
Боров убирает, в закрома ссыпает,
Козел караулит.
Также прибауткам свойственны смешные моменты и нелепые ситуации, дополненные шутками:
— Уточка-горожаночка,
Где ты ночь ночевала?
— У города.
— Чего ж ты ночью работала?
— Коней пасла.
— Чего выпасла?
— Коня в седле,
В золотой узде...
Многообразные и яркие ритмы прибауток остаются в памяти надолго, развивают чувство ритма, способствуют опережающему формированию фонетического восприятия ребенка, что в свою очередь положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.
При планомерной работе по развитию фонематического восприятия с помощью детского устного народного творчества отмечается - дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги.
Благодаря рифмованным текстам и простым мелодиям дети легко схватывают музыкально-ритмический “образ” слова, речевой фразы. Еще раз хотим подчеркнуть, что такая работа использует возможности правополушарной деятельности мозга, которая наиболее сохранна у детей с тяжелой речевой патологией. Большинство пестушек, попевок и потешок прорабатывается с “пропеванием” каждого слога пальчиками отдельно правой, левой, обеих рук одновременно. Это помогает сосредоточить внимание ребенка на четком проговаривании каждого слога в словах и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и рук.