Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Признаки, помогающие педагогу “разглядеть” одаренных детей:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Основные требования к психолого-педагогической диагностике одаренности:
- Обследование должно быть всесторонним, комплексным. Кроме уровня развития интеллектуальных, необходимо изучить творческие способности, психо-социальное и физическое развитие, охватить как можно больший спектр способностей ребенка.
- Необходимо учитывать потенциальные возможности ребенка, ориентируясь на ''зону ближайшего развития''. Ведь значительно важнее не то, что демонстрирует ребенок в данный момент, а то, что следует ожидать от него в будущем.
Виды работы с одарёнными и высокомотивированными детьми на уроках:
- Обучение постановке вопросов: “Задай вопрос учителю (однокласснику)”.
- Проблемное обучение.
- Вовлечение учащихся в ролевые игры.
- Тренировка способности “действовать в уме” по принципу “расскажи, как будешь делать, а потом делай”.
- Подбор логических задач разных видов, которые являются прекрасной гимнастикой для ума и требуют смекалки.
- Подбор заданий, направленных на развитие умения выделять существенные и второстепенные признаки, классифицировать, творческого воображения, навыков смыслового и логического запоминания, умения грамотно пользоваться словарным запасом, сочинять рассказы, истории, сказки.
- Организация работы в малых группах, где одарённый ребёнок исполняет роль учителя.
- Включение детей в проектную и исследовательскую работы.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.
Способным детям, наряду с репродуктивными, необходимо предлагать продуктивные (творческие) задания, т.к. именно в них школьники приобретают опыт творческой деятельности.
Примеры продуктивных заданий, которые можно активно использовать на уроках математики в начальной школе:
- классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур) по какому-либо признаку;
- преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);
- задания с недостающими или лишними данными;
- выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
- составление алгоритма определённого действия;
- самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.
Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, сколько, и это главное, – уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.
Особое место в начальной школе следует уделить театрализации. Являясь распространённым видом детского творчества, именно драматизация наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. На уроках можно инсценировать фрагменты сказок, разыгрывать диалоги, составлять задачи.
Важно, чтобы задания на всех уроках не были однотипными, давали возможность учащимся попробовать себя в разных видах деятельности.
Одной из форм работы с одарёнными детьми в начальной школе является их участие в олимпиадах, которые дают возможность как можно большему количеству детей раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности, развивают интерес к учебе и уверенность в своих силах, привлекают внимание детей к различным учебным предметам, создают для одаренных детей атмосферу радости и праздника.
В любую Олимпиадную работу по предмету обязательно должно входить несколько заданий на проявление креативности.
Например, на математической Олимпиаде ученикам было предложено объяснить, как может случиться, что 2+2=5?
Дети подошли к заданию творчески и нашли следующий ответ: если сложить вместе 2 квадрата и 2 квадрата, то получится 5 квадратов (4 маленьких квадрата вместе образуют еще один “большой” квадрат).
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, но особенно характерна она для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одаренности.
Как же организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся начальной школы?
Начиная с первого класса, в работе следует использовать специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Следует познакомить детей с различными методами исследования. Первоклассники должны усвоить, что получить информацию можно разными способами, например, задать вопросы самому себе, своим одноклассникам, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в интернете и ...
Начиная со второго класса, следует работать над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для решения этой задачи можно выполнять следующие упражнения:
- продолжи неоконченный рассказ;
- составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге);
- найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, мела).
В умении выдвигать гипотезы используется, например, следующее задание: “Давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает?”; “Почему многие дети любят компьютерные игры?” и т. д.
Делая предположения, обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. п.
Готовя детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, приучаем их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.
Важным средством развития умений давать определения являются задания на составление и разгадывание кроссвордов и загадок. Важно смотреть на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но, всё же, вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – его определяющая часть.
Одним из условий работы с талантливыми детьми является организация проектной деятельности. Основная цель проектного обучения - создание условий для развития умения школьников учиться на собственном опыте и на опыте других в процессе разработки учебного проекта.
Конечно, при организации проектной деятельности с младшими школьниками необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности. Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов младших школьников и находиться в зоне их ближайшего развития. Организовывать процесс обучения следует на основе таких продуктивных методов, как частично-поисковый и исследовательский.
На всех этапах работы с одарёнными учащимися необходимо иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Детское творчество неисчерпаемо. Успех в нём достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику, и учителю.
Образцы творческих речевых игр на уроках русского языка и развития речи
- “Общее предложение”
Учитель предлагает всем вместе сочинить интересное красивое предложение. Условие: учитель произносит первое слово, дети добавляют по одному слову таким образом, чтобы получилось логически завершенное предложение. Если кто – то из учеников почувствовал, что предложение состоялось, закончилось, он говорит: “Стоп!”.
- “Все слова предложения начинаются с одной буквы”
Например, “Пётр Петрович Петухов пошёл прогуляться по парку”.
- “Телеграмма”
Учитель пишет на доске слово и просит учеников придумать телеграмму, в которой каждое слово соответствует определенной букве.
Например, используя буквы слова “сумка”.
Пример телеграммы из зоопарка: “Сегодня убежал медведь! Караул! Администрация.
- “Узнай меня”
Учитель нескольким ученика дает предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, форма, материал, что ест, где живет и т. д. не называя сам предмет. Остальные ученики угадывают, о чем шла речь, исправляют, дополняют сказанное.
Например: “Это предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно видеть на кухне. У него есть ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду”. (Чайник).
- “Что такое хорошо и что такое плохо”
Учитель делит класс на 2 команды. Показывает детям предмет (рисунок). Одна группа ищет достоинства этого предмета (чем он хорош), а другая – недостатки (это плохо).
Например: Стакан.
Первая группа: стакан красивый, на нем оригинальный рисунок. Он прозрачный. Сквозь стенки хорошо виден цвет жидкости. (Это хорошо).
Вторая группа: стакан хрупкий. Его легко разбить. У него нет ручки, горячий чай трудно держать. (Это плохо).
- “Что было бы, если...”
Учитель предлагает ученикам пофантазировать, сделать какие – либо предположения по данному началу:
Что было бы, если:
– солнце стало синим?
– люди перестали разговаривать?
Неоценимую помощь в работе с одарёнными детьми может оказать межпредметная интеграция, которая способствует личностно важному и осмысленному восприятию знаний, росту познавательного интереса школьников, усилению мотивации.
Интеграция позволяет создать у школьника целостное представление об окружающем мире; даёт ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учит ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Например, на уроках окружающего мира можно предложить детям составить и решить математические задачи, основываясь на полученных на уроке сведениях о здоровом образе жизни:
Задача № 1 “По данным Министерства здравоохранения, взрослому человеку для восстановления работоспособности организма необходимо спать не менее ? части суток, ученику 1-го класса – в 2 раза больше, а 4-класснику – на 2 часа меньше, чем 1-класснику. Сколько часов в сутки должен спать выпускник начальной школы, чтобы полностью отдохнуть и набраться сил?”
Задача № 2 “Набирает ли 4-классник Петя необходимый объём физической нагрузки (13 часов), если на утреннюю зарядку в школе и дома за неделю он тратит 1 час, на уроках физкультуры в школе занимается 2 раза в неделю по 40 минут, в спортивной секции после школы занимается 3 раза в неделю по 2 часа?”
Использование занимательного материала позволяет разнообразить уроки, делать их более интересными, что способствует общему развитию школьника.
Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Создаются условия для развития у детей познавательных интересов, ребенок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на последующих этапах образования.