Цель:формирование у детей умения составлять звуковой анализ слова, сравнение слов по звуковому составу.
Задачи:
- упражнять детей в умении составлять слова, ориентируясь на первые звуки в словах;
- закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;
- познакомить детей с последовательным звуковым анализом слова "дом";
- упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему;
- закреплять представление о предложении;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать организованность, дисциплину, умение и желание самостоятельно оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников и результаты своей деятельности.
Раздаточный и демонстрационный материал: слайды (картинка с изображением детей; картина-схема слова "дом"), карточки трехзвуковых слов, конверты с фишками; тетради, простые карандаши; бумажные заготовки (методом обрывания) геометрических фигур.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Ход занятия
1. Дидактическая игра "Как их зовут?" Перед детьми представлена картина с изображением детей (Приложение 1). Педагог предлагает детям угадать, как зовут детей, изображенных на картине.
Содержание игры: необходимо составить имена, ориентируясь на первые звуки в словах.
Педагог: Ребята, давайте сыграем в игру "Как их зовут?". Посмотрите на картину, кто изображен на ней?
Дети: На ней изображены дети.
Педагог: Я предлагаю вам угадать имена детей изображенных на картине. Для этого вы должны внимательно посмотреть на предметные картинки, которые будут появляться на доске, и по первым звукам в словах составить имена (дети составляют имена с опорой на предметные картинки).
Опорные картинки:
- Шар, утка, рыба, апельсин - Шура;
- Мышь, автобус, шишка, антенна - Маша;
- Рука, осы, мак, автобус - Рома.
Педагог: Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
2. Педагог: На прошлом занятии вы учились находить звуки в слове "мак", учились так произносить слово, чтобы каждый звук в нем хорошо был слышен. Давайте вспомним, какие звуки есть в слове "мак". Сколько звуков в слове?
Дети: в слове "мак" три звука.
Педагог: какой звук первый?
Дети:первый звук "м"
Педагог: какой звук стоит вторым?
Дети:вторым стоит звук "а"
Педагог: какой звук третий?
Дети:третий звук "к"
Педагог: Молодцы! Посмотрите на доску, что изображено на ней? (Приложение 2)
Дети:на доске изображен "дом"
Педагог: Давайте определим, сколько звуков в слове "дом", опираясь на схему под картинкой?
Дети: в слове "дом" три звука.
Педагог: Выделите голосом первый звук в слове и отметьте его на карточке. Какой первый звук в слове дом?
Дети: первый звук в слове дом "Д"
Педагог: какой второй звук?
Дети: второй звук "О".
Педагог:При его произнесении нам ничего не мешает ни губы, ни язык, ни зубы, он тянется и поется. Мы его произносим громко. Какой третий звук?
Дети: третий звук в слове "дом" "М"
Педагог: Ребята, давайте произнесем слово "дом" в соответствии с движением указки. Молодцы!
- А теперь определите, какие звуки в словах "мак" и "дом" одинаковые?
Дети: в словах "мак" и "дом", одинаковый звук "М"
Педагог: А где находиться этот звук в слове "мак"?
Дети: в начале слова
Педагог: В слове "дом"?
Дети: в слове "дом" в конце слова.
Педагог: Найдите в словах мак и дом звуки, при произнесении которых нам ничего не мешает, они тянутся, поются, громко и тихо произносятся
Дети: это звуки "А" и "О"
Физкультминутка. Игра "Поздороваемся по-разному"
Педагог: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру "Поздороваемся по-разному"
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел? (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
3. Педагог: Мы с вами немного отдохнули.
- Ребята, придумайте предложение из двух слов со словом "Мак" и запишите его с помощью графических линий.
Дети: Красивый мак. Красный мак.
Педагог: А сейчас составьте предложение со словом "дом" из трех слов и тоже запишите его графически.
Дети: Большой, красивый дом. Стоит большой дом. Наш дом высокий.
Игровое упражнение "Маленький архитектор".
Педагог: Молодцы! Давайте поиграем в игру "Маленький архитектор" (выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру). У вас на столах лежат бумажные заготовки геометрических фигур. Вам надо построить дом. (работа детей).
4. Итог занятия
Педагог: Чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)
- А как вы думаете, кто сегодня более активно принимал участие в занятии, кто отличился, кто хорошо работал? (Ответы детей) А сейчас давайте поаплодируем тем ребятам, которые хорошо занимались!