Формирование патриотизма и гражданственности на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


“Как нет человека без самолюбия, - так нет человека
без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека...”

К.Д.Ушинский.

Одним из ключевых направлений построения гражданского общества и демократического государства является гражданско-патриотическое воспитание. В концепции  модернизации российского образования сказано: “Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны”.

Приоритетная роль в этом принадлежит образовательным учреждениям, прежде всего школам. Цель у педагогического коллектива общая: возродить чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в разных видах деятельности.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы выработать систему работы по формированию и развитию данных качеств личности на уроках и во внеклассной работе с использованием традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность. Формирование патриотизма начинается в своей семье. Это первая ступень. Вторая ступень проходит через воспитание любви к малой родине, к своей школе, традициям и истории села или города. Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, народу, культуре.

Каковы же задачи формирования гражданских ценностей учащихся на уроках? Это, прежде всего, формирование здорового образа жизни; формирование культурно-социальных ценностей; воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, семье, природе; привитие навыков исследовательской работы; создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка. Пути достижения поставленных задач различны  и выбираются с учетом возрастных и психологических  особенностей учащихся и изучаемого материала. В учебной деятельности необходимо применять разнообразные формы  и методы организации познавательной  деятельности учащихся. Основными принципами системы  работы являются: принцип  бесконфликтности посильности; принцип открытых перспектив; принцип равных условий; принцип сотрудничества. Главным же принципом является доверие и уважение к ученику, личностно – ориентированные, гуманные отношения учителя с учеником.

Чувство патриотизма невозможно формировать принудительным способом. Здесь необходимо найти технологии, которые стали бы интересны и увлекательны для детей. Совершенно беспроигрышной является игровая технология. Почему? Игра эмоционально разгружает учащихся, помогает ненавязчиво формировать коллективизм, ответственность, нестандартное мышление. Задача учителя состоит в том, чтобы направлять игровую деятельность на формирование чувства ответственности, коллективизма, гордости за Родину. Использование

метода проектов - это привитие интереса к предмету через систему проблемных творческих, исследовательских работ и проектов. Проработав эту технологию, можно утверждать, что метод проектов позволяет, превратить уроки английского языка в дискуссионный исследовательский клуб. Затрагивая проблему на уроке, можно побуждать учащихся к размышлениям о гуманизме, гражданственности, патриотизме, применительно к конкретному материалу. Гражданское образование и воспитание невозможно без поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией. Английский язык, как предмет гуманитарной направленности располагают богатым материалом нравственного содержания.

Посредством информационных технологий можно также воспитывать чувство патриотизма. Например: тема “Великие люди страны изучаемого языка”, предполагает создание презентации “Ими гордится Россия”. Эффективную помощь оказывает использование ресурсов Интернет. Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной всемирной сетью, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Необходимо разъяснять и демонстрировать учащимся, что эта сеть сочетает в себе добро и зло, и грани между этими нравственными категориями часто размыты.

Патриотическое воспитание на уроках английского языка осуществляется через систему личностных отношений к постигаемой культуре, сопоставление сведений о стране изучаемого языка со сведениями о своей стране. На разных этапах обучения ребята говорят о стране изучаемого языка, сравнивая со своей страной, о достижениях, об учёных, прославивших Россию, об их вкладе в мировую науку. Развивая коммуникативные навыки учащихся, поощряются искреннее отношение к обсуждаемому вопросу, что дает возможность не только высказывать свои мысли, но и формировать правильное отношение к событиям в стране. Тематика формирования патриотических чувств на уроках английского языка разнообразна, например: “Дом, в котором ты живёшь”, “Наши достижения”, “Москва - столица нашей Родины”, “Охрана природы” и многое другое. Для формирования гражданственности необходимо использовать и семинары, и практикумы, конференции, работу с документами, материалами СМИ и Интернета.