Название игры: “Кто, ты, Незнакомец?”
Дидактическая цель:
- продемонстрировать удивительные свойства краснокочанной капусты;
- познакомить с понятиями: кислота, щёлочь, нейтральное;
- закрепить правила осторожности в быту, изученные во 2 классе (не пробовать ничего на вкус без разрешения, не нюхать незнакомые вещества, во время уборки помещения использовать перчатки);
- закрепить навыки самостоятельного проведения опыта.
Игровое правило:
Учащиеся по результатам игры могут набрать баллы и заработать оценку.
- 4 балла - правильно, без подсказок проведён опыт, определён цвет раствора, правильно определена природа вещества;
- 3 балла - правильно, но с подсказками, проведён опыт, определён цвет раствора, правильно определена природа вещества;
- 2 балла - правильно, без подсказок проведён опыт, определён цвет раствора, неправильно определена природа вещества;
- 1 балл - правильно, но с подсказками, проведён опыт, определён цвет раствора, неправильно определена природа вещества;
Игровое действие:
Краснокочанная капуста - природный индикатор, которую можно использовать для определения свойств веществ.
Учитель на глазах у детей нарезает листы капусты и заваривает. Пока раствор настаивается и охлаждается, на доске оформляется таблица.
кислота | нейтральное | щёлочь |
На столах у доски находятся разные чистящие и моющие средства бытовой химии, принесённые детьми из дома заранее к уроку, одноразовые ложечки, одноразовые прозрачные стаканчики, перчатки.
Затем учитель процеживает охлаждённый капустный раствор. Он настоялся, стал насыщенного тёмно-синего цвета, готов к проведению опытов.
Все вместе устно составляют алгоритм действий: выйти к доске, взять стаканчик, в него налить немного капустного раствора, добавить вещество, размешать ложечкой и определить цвет. Задать вопрос: “Кто, ты, Незнакомец?” Правильно ответить. Если цвет раствора изменился в сторону КРАСНОГО, то это вещество - кислота, если раствор изменил цвет в сторону ЗЕЛЁНОГО, то это вещество - щёлочь. Если цвет раствора не изменился, остался СИНИМ, то вещество - нейтральное. После чего название вещества нужно записать в соответствующую колонку таблицы. Стаканчик поставить на стол напротив вещества.
Учащиеся по очереди выходят к доске и проводят опыты.
Всем игра доставляет огромное удовольствие, отказов от проведения опытов не возникает. Почти все зарабатывают по 4 балла, что соответствует оценке “5”.