Игра-викторина "Сказка – кладезь, ясный свет…"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: игра «Сундучок сказочных загадок»


Звучит фонограмма песни “Приходи, сказка!”
из кинофильма “Там, на неведомых дорожках” (музыка В.Дашкевич, слова Ю.Ким)

Чтецы: Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
- Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.

Ольга Чусовитина “Сказки слушать я люблю”

Звучит спокойная музыка.
Выходит ребенок в костюме Сказочника.

Сказочник: Я хожу по всей планете,
Чтоб все взрослые и дети
Сказки добрые любили
И добрее сами были.
Здравствуйте, мои друзья!
Отгадайте, кто же я? … (Сказочник!)

Старину скажу стародавнюю,
Стародавнюю, небывалую;
Старика свяжу со старухою,
Со старухою с кособрюхою.
То вам не чудо, не диковинка,
Я видал чуда чуднее того:…

“Байка про старину стародавнюю”

Я пришел к вам не один. Со мной мои друзья – герои русских народных волшебных сказок. Они приготовили для вас вопросы, хотят узнать, любите ли вы читать сказки, знаете ли их.

Проводится викторина “Сказки старинные, не короткие, не длинные…”.
Входят дети в костюмах сказочных героев.

  • Я – девочка из русской народной сказки “Баба-Яга”.

Скажите, за чем послала меня мачеха к своей сестре, моей тетке?

“…Вот раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит девочке: “Поди к моей сестре, твоей тетке, – попроси у нее иголку да нитку – тебе рубашку сшить”.

  • Я – Иванушка из русской народной сказки “Гуси-лебеди”.

Вспомните, чем играл я в избушке Бабы-Яги?

“…Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками”.

  • Я – золотых дел мастер из русской народной сказки “Деревянный орел”.

Какую диковинку смастерил я, чтобы показать царю свое искусство?

“…Развязал мастер свой узелок, вынул оттуда золотую утку и пустил ее на воду. Поплыла утка, словно живая: головой вертит, крякает, носиком перышки обчищает”.

  • Я – падчерица из русской народной сказки “Дочь и падчерица”.

Назовите игру, в которую я с медведем играла.

“…Ночью вломился медведь: “Ну-ка, девица, туши огни да давай в жмурки – играть”.

  • Я – честной работник из русской народной сказки “Царевна-Несмеяна”.

Скажите, кто помог мне рассмешить царевну?

“…Затуманилось у него в глазах, нашел на него сон, и упал он прямо в грязь.

Откуда ни взялся сом с большим усом, за ним жучок-старичок, мышка-стрижка; все прибежали. Ухаживают, ублаживают: мышка платьице снимает, жук сапожки очищает, сом мух отгоняет.

Глядела, глядела на их услуги Несмеяна-царевна и засмеялась”.

  • Я – Иван-купеческий сын из русской народной сказки “Чудесная рубашка”.

Что получил я в подарок за службу от старшего брата-орла и от среднего брата-сокола?

“…После обеда говорит старший брат, орел:

Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу; – вот тебе богатырский конь – дарю со всею сбруею, и с золотом, и с камнями самоцветными.

Средний брат, сокол, подарил ему другого богатырского коня, а меньший брат, воробей, – рубашку.

Возьми, – говорит, – эту рубашку пуля не берет; – коли наденешь ее, никто тебя не осилит!”

  • Я – солдат из русской народной сказки “Береза и три сокола”.

По просьбе березы я ходил в деревню к священнику. Что дал мне священник?

“…Солдат пошел, куда ему сказано; священник тотчас достал книгу:

- Вот тебе – возьми!”

  • Я – Заморышек из русской народной сказки “Баба-яга и Заморышек”.

Какая вещь Бабы-яги помогла мне и моим братьям спастись от ее преследования?

“…Заморышек догадлив был: не забыл он захватить у бабы-яги платочек, махнул тем платочком перед собою – и вдруг перекинулся мост через все сине море; переехали добрые молодцы на другую сторону. Заморышек махнул платочком в иную сторону – мост исчез, баба-яга воротилась назад, а братья домой поехали”.

  • Я – Иван-крестьянский сын из русской народной сказки “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо”.

Что бросил я в избушку, чтобы разбудить моих братьев?

“…Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась.

Тут только братья проснулись…”.

Герои сказок уходят.
Ведущая ставит на видное место плетеный сундучок.

Ведущая: Этот сундук
Целый день на замке.
Знаешь, мой друг,
Что лежит в сундуке?
Слушай, когда над землёю
Смеркается,
Слушай, когда твои глазки
Слипаются,
Этот сундук сам собой
Открывается.
Крышка бесшумно сама
Поднимается,
Тянутся, тянутся
Из сундука
Сказка за сказкой,
Как нить из клубка…

Магомед Газиев “Сундук сказок” (аварский поэт)

Проводится игра “Сундучок сказочных загадок”

Дети делятся на две команды. Ведущая загадывает каждой команде по очереди загадки. После того, как дети отгадывают загадку, из сундучка достается предмет-отгадка.

Каждой команде надо отгадать по четыре загадки, а затем первые буквы названий всех предметов вписать в клетки и составить ключевое слово.

Ведущая: Сундучок, сундучок,
Из лозы плетен бочок,
А из веток крышка.
Сундучок мы открываем,
Наши игры продолжаем!

Загадки 1-ой команде

В тесной каморке под крышей дворца
Пряжу старушка неспешно пряла.
Про царский указ ничего не слыхала
И прялку принцессе она показала…
Заснула принцесса, и двор вместе с ней…
Скажи, что укололо палец ей?  (Веретено)

Милый, добрый Леопольд,
Как от мышей страдает кот!
Чтоб их строго наказать,
Лекарство надо принимать.
Доктор-пес от доброты
Таблетки дал коту, а ты
Вспомни, друг мой, поскорей
Названье пилюль от злобных мышей! (Озверин)

Чтобы в печь не угодить,
Умным, ловким надо быть.
В огонь Ягу Иван отправил.
На что он сесть ее заставил? (Лопата)

Муха в нем жилье нашла,
Теремом назвала.
Кашу журавлю в нем
Лиса не подавала.
Домашней утвари предмет
В сказках нам встречается.
Подскажите-ка, друзья,
Как он называется? (Кувшин)

В О Л К

Загадки 2-ой команде

Со всех ног Иван бежит,
От страха громко он кричит:
“Ой, беда! Ой, беда!
Ноги, стойте! Вы куда?”
Сказку вспомните, друзья!
Что взял Иван у старичка? (Лапти)

Смерть Кощееву хранит,
Над землей в ларце лежит.
И добраться до нее
Ивану – ох, как нелегко! (Игла)

На краю деревни дом.
Ночевала Лиска в нем.
А поутру потихоньку
Сожгла в печи свою находку.
Что Лиса сожгла в печи?
Поскорей ответ найди! (Скалочка)

На пригорочке в саду
У зверя страшного лесного
Купец для дочери меньшой
Сорвал цветок… Скажи, какой? (Аленький цветочек)

Л И С А

Ведущая: Молодцы, ребята! Вы правильно назвали ключевые слова – это волк и лиса. Они чаще других животных бывают героями русских сказок, как народных, так и авторских. Одну из них мы с вами сегодня вспомним.

Юные артисты представляют сказку “Волк и лиса” С.Я.Маршака.

Ведущая: Забавная история, не правда ли, ребята? Что только не происходит в сказочном лесу!

Проводится русская народная игра для детей “Леший”.

В центре зала ставятся по кругу пеньки (детские табуретки), но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это леший, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Леший идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за лешим. И так леший может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только леший говорит: “Внимание, охотники!”, - звери и леший стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится лешим, и игра продолжается.

Проводится дидактическая игра “Волшебное дерево сказок”.

Ведущая распределяет всех детей на 3 команды.

На стенд крепятся тема игры “Сказки русских писателей” и рисунок дерева без листьев.

Ведущая задает ситуацию:

В чаще дивного леса бродят леший и гном,
Волшебное дерево ищут вдвоем.
Чудо-дерево где-то меж елок стоит,
Но только листвою оно не шумит.
Кто ж его заколдовал?
Кто листочки все сорвал?
У всех растений цветные уборы,
Лишь у дерева сказок веточки голы.
Жителям леса, друзья, помогите,
Листочки дереву верните!

Каждая команда получает по 5 разноцветных листочков, на которых написаны отрывки из сказок русских и зарубежных писателей (без указания названия сказки и имени ее автора).

Детям предлагается прочитать все отрывки из литературных сказок и выбрать те из них, которые соответствуют теме “Сказки русских писателей”. Затем листочки с выбранными отрывками прикрепляются к веткам нарисованного дерева.

Если отрывки выбраны неверно, то листочки “опадают” (их крепят к земле или корням дерева).

  • Благодарю вас, милые незнакомки, - сказала она, - приблизьтесь, хочу оставить вам памятник моей благодарности. Вот три пояса; каждая из вас может выбрать для себя тот, который покажется ей лучше и более к лицу.

Старушка кладёт на траву три пояса: два из них были чрезвычайно богаты, из крупного жемчуга и алмазов; третий был простая, необыкновенной белизны лента, украшенная фиалками. В.А.Жуковский “Три пояса”

  • Ушёл Кокованя. Осталась Дарёнка с Мурёнкой. Днём-то привычно без Коковани сидеть, пока он козлов выслеживал…

Как темнеть стало, запобаивалась. Только глядит, - Мурёнка лежит спокойнехонько. Дарёнка и повеселела. Села к окошечку, смотрит в сторону покосных ложков и видит по лесу какой-то комочек катится. Как поближе подкатился, разглядела, - это козёл бежит. Ножки тоненькие, головка лёгонькая, а на рожках по пяти веточек. П.П.Бажов “Серебряное копытце”

  • Лишь только кухарка удалилась в дом, Чернушка слетела с кровли и подбежала к Алёше. Она как будто знала, что он её избавитель: кружилась около него, хлопала крыльями и кудахтала весёлым голосом. Всё утро она ходила за ним по двору, как собачка, и казалось, будто хочет что-то сказать ему, да не может. По крайней мере, он никак не мог разобрать её кудахтанья. А.Погорельский “Чёрная курица, или Подземные жители”
  • Пишет она письмо к своему батюшке родимому и сестрицам своим любезным: “Не плачьте обо мне, не горюйте, я живу во дворце у зверя лесного, чуда морского, как королевишна; самого его не вижу и не слышу, а пишет он ко мне на стене беломраморной словесами огненными; и знает он всё, что у меня на мысли, и в ту же минуту всё исполняет, и не хочет он называться господином моим, а меня называет госпожой своей”. С.Т.Аксаков “Аленький цветочек”
  • Дело было весною, рано утром, перед самым уходом матери на работу. Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол. Больная девочка долго не отводила глаз от окна. - Что это там зеленеет за окном? Так и колышется от ветра! Мать подошла к окну и приотворила его. - Ишь ты! - сказала она. - Да это горошинка пустила ростки! И как она попала сюда в щель? Ну, вот у тебя теперь будет свой садик! Придвинув кроватку поближе к окну, чтобы девочка могла полюбоваться зелёным ростком, мать ушла на работу. Г.Х.Андерсен “Пятеро из одного стручка”
  • Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приобо дрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу. Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом. К.Ушинский “Ветер и Солнце”
  • Всю дорогу лев не смыкал глаз – он боялся пропустить свою остановку. А когда на горизонте показывался какой-нибудь островок, он хватал чемодан и сбегал вниз. И каждый раз убеждался, что это ещё не Африка. Тогда, устроившись поудобнее, он подставил лицо горячему солнцу и стал мечтать о том, как проведёт свои первые в жизни каникулы. М.Мацуорек “Бонифаций и его родственники”
  • “ - Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделие деньги получают, так вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик – косыночку закалывать”. Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведёрко, пошла опять к колодцу, ухватилась за верёвку и вышла на свет божий…В.Одоевский “Мороз Иванович”
  • Он до того устал, что сразу заснул. И приснился ему удивительный сон. Он увидел во сне, что маленькая собачка, которая привела его в потайную комнату, подошла к нему и сказала: “Милый друг, ты ещё не знаешь, какие у тебя чудесные туфли. Стоит тебе три раза повернуться на каблуке, и они перенесут тебя, куда ты захочешь. А тросточка поможет тебе искать клады. Там, где зарыто золото, она стукнет о землю три раза, а там, где зарыто серебро, она стукнет два раза”. В.Гауф “Маленький Мук”
  • “Ругайся, - думаю я себе, - ругайся! А меня всё не выживешь!” Так он бранью не удовольствовался – выбрал полено подлиннее да посучковатее, да как принялся по полушубку бить! По полушубку бьёт, а меня всё ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз – выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушёл. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить. М.Михайлов “Два мороза”
  • Джинн завернулся в свой плащ из пыли и помчался в Пустыню. Там он нашёл Верблюда. Тот стоял и любовался своим отражением в луже – бессовестный лентяй и бездельник. Мой лукавый длинноногий друг, - сказал Джинн, - я слышал, что ты не желаешь работать в нашем новом-новёхоньком мире. Что это значит? Гррб! – ответил Верблюд. Джинн сел на песок и, опёршись подбородком на руку, принялся колдовать, а Верблюд стоял и как ни в чём не бывало любовался своим отражением в луже. Р.Киплинг “Отчего у верблюда горб”
  • Это я! Я!  И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапами, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твёрдая дорога, а гораздо дальше, что было для неё большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни. В.Гаршин “Лягушка-путешественница”
  • В одну минуту я понял, в чём дело. Вчера вечером весь этот городок, со всеми людьми и домами, был занесён глубоким снегом, а наружу торчала только верхушка креста. Я не знал, что это крест, мне показалось, что это – маленький столбик, и я привязал к нему моего усталого коня! А ночью, пока я спал, началась сильная оттепель, снег растаял, и я незаметно опустился на землю. Но бедный мой конь так и остался там, наверху, на крыше. Привязанный к кресту колокольни, он не мог спуститься за землю. Что делать?.. Э.Распе “Приключения барона Мюнхаузена”
  • Старичок долго прицеливался, выбирая место в будущем воротнике. Наконец, грянул выстрел. Сквозь дым от выстрела охотник видел, как что-то метнулось на льду, - и со всех ног кинулся к полынье; по дороге он два раза упал, а когда добежал до полыньи, то только руками развёл, - воротника как не бывало, а в полынье плавала одна перепуганная уточка. - Вот так штука! – ахнул старичок, разводя руками. – В первый раз вижу, как Лиса в утку обратилась. Ну, и хитёр зверь. Д.Н.Мамин-Сибиряк “Серая шейка”
  • И вот подошла старшая королевна к своей кровати, постучала в неё, и тотчас опустилась кровать в подземелье, и открылся подземный ход. Как только королевны стали по нему спускаться, солдат накинул свой волшебный плащ и пошёл за ними. Вот сошли они все вниз и очутились в чудесной аллее, где листья на деревьях были серебряные и все сверкали и переливались. Солдат взял да и отломил с дерева ветку – а иначе кто поверит, что он за королевнами ходил и такие чудеса видел? Потом пошли они по золотой аллее и по алмазной, и везде солдат отламывал по веточке… Братья Гримм “Стоптанные туфельки”

Ведущая: Слово мудрое, как соль на языке, а сама сказка, как музыка – и печалит, и веселит, и бодрит.

Сказка ложь, 
да в ней намек –
добрым молодцам – урок.    

Пусть намеков в сказке много,
Не судите ее строго.

Сказка учит всех людей
Быть мудрее и добрей.
Сказка – не обман, а тайна,
Не напутайте случайно.

Сказка – кладезь, ясный свет,
На любой вопрос ответ.
Добрый молодец, давай,
Книгу сказок открывай!

Ты получишь наслажденье
За волшебным этим чтеньем!

М.Cкребцова 

Игра-викторина завершается просмотром мультфильма “Жихарка” (уральская сказка).

Литература

1. “Русские народные сказки”. “Сказки русских писателей”. “Сказки зарубежных писателей”. Москва, издательство “Правда”, 1987.

2. http://www.millionpodarkov.ru/games/igra-leshij-russkie-narodnye-igry-dlya-detej.htm

3. http://sc-pr.ru/skazka/519-skazka_31.html