Звучит фонограмма песни “Приходи,
сказка!”
из кинофильма “Там, на неведомых дорожках”
(музыка В.Дашкевич, слова Ю.Ким)
Чтецы: Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
- Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.
Ольга Чусовитина “Сказки слушать я люблю”
Звучит спокойная музыка.
Выходит ребенок в костюме Сказочника.
Сказочник: Я хожу по всей планете,
Чтоб все взрослые и дети
Сказки добрые любили
И добрее сами были.
Здравствуйте, мои друзья!
Отгадайте, кто же я? … (Сказочник!)
Старину скажу стародавнюю,
Стародавнюю, небывалую;
Старика свяжу со старухою,
Со старухою с кособрюхою.
То вам не чудо, не диковинка,
Я видал чуда чуднее того:…
“Байка про старину стародавнюю”
Я пришел к вам не один. Со мной мои друзья – герои русских народных волшебных сказок. Они приготовили для вас вопросы, хотят узнать, любите ли вы читать сказки, знаете ли их.
Проводится викторина “Сказки
старинные, не короткие, не длинные…”.
Входят дети в костюмах сказочных героев.
Скажите, за чем послала меня мачеха к своей сестре, моей тетке?
“…Вот раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит девочке: “Поди к моей сестре, твоей тетке, – попроси у нее иголку да нитку – тебе рубашку сшить”.
- Я – Иванушка из русской народной сказки “Гуси-лебеди”.
Вспомните, чем играл я в избушке Бабы-Яги?
“…Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками”.
- Я – золотых дел мастер из русской народной сказки “Деревянный орел”.
Какую диковинку смастерил я, чтобы показать царю свое искусство?
“…Развязал мастер свой узелок, вынул оттуда золотую утку и пустил ее на воду. Поплыла утка, словно живая: головой вертит, крякает, носиком перышки обчищает”.
- Я – падчерица из русской народной сказки “Дочь и падчерица”.
Назовите игру, в которую я с медведем играла.
“…Ночью вломился медведь: “Ну-ка, девица, туши огни да давай в жмурки – играть”.
- Я – честной работник из русской народной сказки “Царевна-Несмеяна”.
Скажите, кто помог мне рассмешить царевну?
“…Затуманилось у него в глазах, нашел на него сон, и упал он прямо в грязь.
Откуда ни взялся сом с большим усом, за ним жучок-старичок, мышка-стрижка; все прибежали. Ухаживают, ублаживают: мышка платьице снимает, жук сапожки очищает, сом мух отгоняет.
Глядела, глядела на их услуги Несмеяна-царевна и засмеялась”.
- Я – Иван-купеческий сын из русской народной сказки “Чудесная рубашка”.
Что получил я в подарок за службу от старшего брата-орла и от среднего брата-сокола?
“…После обеда говорит старший брат, орел:
Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу; – вот тебе богатырский конь – дарю со всею сбруею, и с золотом, и с камнями самоцветными.
Средний брат, сокол, подарил ему другого богатырского коня, а меньший брат, воробей, – рубашку.
Возьми, – говорит, – эту рубашку пуля не берет; – коли наденешь ее, никто тебя не осилит!”
- Я – солдат из русской народной сказки “Береза и три сокола”.
По просьбе березы я ходил в деревню к священнику. Что дал мне священник?
“…Солдат пошел, куда ему сказано; священник тотчас достал книгу:
- Вот тебе – возьми!”
- Я – Заморышек из русской народной сказки “Баба-яга и Заморышек”.
Какая вещь Бабы-яги помогла мне и моим братьям спастись от ее преследования?
“…Заморышек догадлив был: не забыл он захватить у бабы-яги платочек, махнул тем платочком перед собою – и вдруг перекинулся мост через все сине море; переехали добрые молодцы на другую сторону. Заморышек махнул платочком в иную сторону – мост исчез, баба-яга воротилась назад, а братья домой поехали”.
- Я – Иван-крестьянский сын из русской народной сказки “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо”.
Что бросил я в избушку, чтобы разбудить моих братьев?
“…Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась.
Тут только братья проснулись…”.
Герои сказок уходят.
Ведущая ставит на видное место плетеный
сундучок.
Ведущая: Этот сундук
Целый день на замке.
Знаешь, мой друг,
Что лежит в сундуке?
Слушай, когда над землёю
Смеркается,
Слушай, когда твои глазки
Слипаются,
Этот сундук сам собой
Открывается.
Крышка бесшумно сама
Поднимается,
Тянутся, тянутся
Из сундука
Сказка за сказкой,
Как нить из клубка…
Магомед Газиев “Сундук сказок” (аварский поэт)
Проводится игра “Сундучок сказочных загадок”
Дети делятся на две команды. Ведущая загадывает каждой команде по очереди загадки. После того, как дети отгадывают загадку, из сундучка достается предмет-отгадка.
Каждой команде надо отгадать по четыре загадки, а затем первые буквы названий всех предметов вписать в клетки и составить ключевое слово.
Ведущая: Сундучок, сундучок,
Из лозы плетен бочок,
А из веток крышка.
Сундучок мы открываем,
Наши игры продолжаем!
Загадки 1-ой команде
В тесной каморке под крышей дворца
Пряжу старушка неспешно пряла.
Про царский указ ничего не слыхала
И прялку принцессе она показала…
Заснула принцесса, и двор вместе с ней…
Скажи, что укололо палец ей? (Веретено)
Милый, добрый Леопольд,
Как от мышей страдает кот!
Чтоб их строго наказать,
Лекарство надо принимать.
Доктор-пес от доброты
Таблетки дал коту, а ты
Вспомни, друг мой, поскорей
Названье пилюль от злобных мышей! (Озверин)
Чтобы в печь не угодить,
Умным, ловким надо быть.
В огонь Ягу Иван отправил.
На что он сесть ее заставил? (Лопата)
Муха в нем жилье нашла,
Теремом назвала.
Кашу журавлю в нем
Лиса не подавала.
Домашней утвари предмет
В сказках нам встречается.
Подскажите-ка, друзья,
Как он называется? (Кувшин)
В | О | Л | К |
Загадки 2-ой команде
Со всех ног Иван бежит,
От страха громко он кричит:
“Ой, беда! Ой, беда!
Ноги, стойте! Вы куда?”
Сказку вспомните, друзья!
Что взял Иван у старичка? (Лапти)
Смерть Кощееву хранит,
Над землей в ларце лежит.
И добраться до нее
Ивану – ох, как нелегко! (Игла)
На краю деревни дом.
Ночевала Лиска в нем.
А поутру потихоньку
Сожгла в печи свою находку.
Что Лиса сожгла в печи?
Поскорей ответ найди! (Скалочка)
На пригорочке в саду
У зверя страшного лесного
Купец для дочери меньшой
Сорвал цветок… Скажи, какой? (Аленький цветочек)
Л | И | С | А |
Ведущая: Молодцы, ребята! Вы правильно назвали ключевые слова – это волк и лиса. Они чаще других животных бывают героями русских сказок, как народных, так и авторских. Одну из них мы с вами сегодня вспомним.
Юные артисты представляют сказку “Волк и лиса” С.Я.Маршака.
Ведущая: Забавная история, не правда ли, ребята? Что только не происходит в сказочном лесу!
Проводится русская народная игра для детей “Леший”.
В центре зала ставятся по кругу пеньки (детские табуретки), но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это леший, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Леший идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за лешим. И так леший может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только леший говорит: “Внимание, охотники!”, - звери и леший стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится лешим, и игра продолжается.
Проводится дидактическая игра “Волшебное дерево сказок”.
Ведущая распределяет всех детей на 3 команды.
На стенд крепятся тема игры “Сказки русских писателей” и рисунок дерева без листьев.
Ведущая задает ситуацию:
В чаще дивного леса бродят леший и гном,
Волшебное дерево ищут вдвоем.
Чудо-дерево где-то меж елок стоит,
Но только листвою оно не шумит.
Кто ж его заколдовал?
Кто листочки все сорвал?
У всех растений цветные уборы,
Лишь у дерева сказок веточки голы.
Жителям леса, друзья, помогите,
Листочки дереву верните!
Каждая команда получает по 5 разноцветных листочков, на которых написаны отрывки из сказок русских и зарубежных писателей (без указания названия сказки и имени ее автора).
Детям предлагается прочитать все отрывки из литературных сказок и выбрать те из них, которые соответствуют теме “Сказки русских писателей”. Затем листочки с выбранными отрывками прикрепляются к веткам нарисованного дерева.
Если отрывки выбраны неверно, то листочки “опадают” (их крепят к земле или корням дерева).
- Благодарю вас, милые незнакомки, - сказала она, - приблизьтесь, хочу оставить вам памятник моей благодарности. Вот три пояса; каждая из вас может выбрать для себя тот, который покажется ей лучше и более к лицу.
Старушка кладёт на траву три пояса: два из них
были чрезвычайно богаты, из крупного жемчуга и
алмазов; третий был простая, необыкновенной
белизны лента, украшенная фиалками. В.А.Жуковский
“Три пояса”
Как темнеть стало, запобаивалась. Только
глядит, - Мурёнка лежит спокойнехонько. Дарёнка и
повеселела. Села к окошечку, смотрит в сторону
покосных ложков и видит по лесу какой-то комочек
катится. Как поближе подкатился, разглядела, - это
козёл бежит. Ножки тоненькие, головка лёгонькая,
а на рожках по пяти веточек. П.П.Бажов
“Серебряное копытце”
Ведущая: Слово мудрое, как соль на языке, а сама сказка, как музыка – и печалит, и веселит, и бодрит.
Сказка ложь,
да в ней намек –
добрым молодцам – урок.
Пусть намеков в сказке много,
Не судите ее строго.
Сказка учит всех людей
Быть мудрее и добрей.
Сказка – не обман, а тайна,
Не напутайте случайно.
Сказка – кладезь, ясный свет,
На любой вопрос ответ.
Добрый молодец, давай,
Книгу сказок открывай!
Ты получишь наслажденье
За волшебным этим чтеньем!
М.Cкребцова
Игра-викторина завершается просмотром мультфильма “Жихарка” (уральская сказка).
Литература
1. “Русские народные сказки”. “Сказки русских писателей”. “Сказки зарубежных писателей”. Москва, издательство “Правда”, 1987.
2. http://www.millionpodarkov.ru/games/igra-leshij-russkie-narodnye-igry-dlya-detej.htm
3. http://sc-pr.ru/skazka/519-skazka_31.html