Познавательная игра по русскому языку "На ошибках учатся". 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Цели:

1. Помочь детям весело, с юмором взглянуть на свои ошибки и пробелы в знаниях;
2. Научить их признавать и исправлять свои ошибки, избегать их в дальнейшем;
3. Методом от противного повышать грамотность детей, развивать у них орфографическую зоркость, повысить интерес к учебному предмету.

Оборудование: плакаты с высказываниями классиков о русском языке; толковый словарь Ожегова; кроссворд; карточки с заданиями для команд.

Подготовка: сформировать 2 команды (по 6-7человек); команды придумывают название, приветствие, рисуют эмблемы; подбирают пословицы про ошибки; разучивают частушки и сценки.

Высказывания классиков:

“Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.
А.Куприн..

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками”. И.Тургенев

“Русский язык певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью”.
А.Толстой.

Ход мероприятия

Учитель. Сегодня мы проводим игру “На ошибках учатся”. Русский язык велик и могуч. Он подарил миру великих писателей, чудесные песни, поучительные сказки. Это средство общения между многочисленными народами, населяющими нашу необъятную родину.

– Прочтите высказывания известных русских писателей о нашем языке (учащиеся читают высказывания на плакатах).

Монтаж (читают подготовленные ученики).

  1. Мы расскажем вам сейчас,
    Чему учили в школе нас.
    Вот русский, наш язык родной!
    Богатый, мудрый он такой.
  2. Определяем – проще нет,
    Где признак, действие, предмет…
    А звуковой анализ слова?
    Пожалуйста, уже готово!
  3. Бывают звуки разные:
    Согласные и гласные.
    Знаем, как писать “жи-ши”,
    Изучили падежи.
  4. Числа, время, состав слова
    Повторить мы можем снова.
    Звук согласный проверяем-
    Рядом гласный подставляем.
  5. “Грядки”. Нет чего? Нет “грядок”.
    А “тетрадки”? Нет “тетрадок”.
    “Зубки” – изменяем – “зубы”.
    “Шубки” – проверяем – “шубы”.

Шапокляк.

Ой, да все вы только врете –
Ничего вы не могете…
Или могёте?.. Забыла.
Русский я давно учила.

Звучит песня “Игра” (слова Р. Рождественского, музыка И. Шаинского).

Шапокляк.

Рассказали вы так внятно –
И теперь мне все понятно!
Меня спросите что-нибудь –
Знаньями хочу блеснуть!

Сценка “Урок русского языка”.

Учитель. Поставьте ударение в слове “девочка”.

Шапокляк. Я не могу – девочек нельзя ударять. Хотя очень хочется!

Учитель. Придумайте предложение со словом “уха”.

Шапокляк.

У Маши на голове два уха.

Учитель. Какие вы знаете знаки препинания?

Шапокляк. Восклицательный, успокоительный, точка с хвостиком. Правильно?

Учитель. Не совсем. Поправьте Шапокляк, ребята. А сейчас измените, пожалуйста, глагол “идти”.

Шапокляк (медленно). Я иду, ты идешь…

Учитель. Побыстрее, пожалуйста.

Шапокляк. Он бежит, мы бежим, вы бежите.

Ох, устала я, ребята.
Мне учиться трудновато.
А вы, конечно, продолжайте,
Тайны знаний открывайте!

Все.

Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока.

II. Представление команд.

– Разрешите представить команды:

1 – “Умники и умницы”.

2 0 “Почемучки”.

– Приветствие команд.

III. Представление жюри.

IV. Конкурсы для команд.

1.“Знатоки пословиц”.

Задание. Каждый член команды называет по 1-ой пословице со словом “ошибка”.

Перечень пословиц и поговорок про ошибки:

  • Не бойся первой ошибки, избегай второй.
  • Ошибся, что ушибся – впредь наука.
  • Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  • Нужно учиться на чужих ошибках, а не чужим ошибкам.
  • Нужно делать выводы из своих ошибок.
  • Ошибайся, да сознавайся.
  • Признание ошибки – половина исправления.
  • Заметил чужую ошибку, умей увидеть и свою.
  • Отрицать ошибки – это двойная ошибка.
  • Ошибку можно простить, ложь – никогда.

2. “Ошибки – фокусницы”.

Ошибки, без сомнения,
Меняют слов значения.
Наташи, Пети, Веры,
Вот вам тому примеры.

1-я команда

гОрОжане или гАрАжане

Горожане, горожане
В городах всегда живут,
На работу и с работы
Вдоль по улицам снуют.
Гаражане, гаражане
В гаражах все дни торчат,
На машины променяли
Жен, детишек и внучат.
Если взялся ты за ручку,
То подумай, не спеши,
А не то людей поселишь
Ты навечно в гаражи.

Ответ: горожане (го'род, горо’дит).

мИловидный или мЕловидный

Миловидный человек
Очень милый и приятный,
Симпатичный, аккуратный –
Это всем из вас понятно.
Меловидный человек
На лицо белее мела:
Иль от страха побелел,
Или что-то заболело,
Иль всю кровь отдал врачам,
Иль не спит он по ночам.
Можешь ты помочь бедняге
Симпатичным снова стать,
Если ручкой на бумаге
Будешь в слове И писать.

Ответ: миловидный (ми’лый).

парОвоз или парАвоз

Паровоз, паровоз
Мчит людей под стук колес.
Пар его колеса крутит,
В срок на станции он будет.
Паравоз, паравоз
Груз из двоек в школу вез:
Двоечки-пары
Для Вити и Тамары,
И для всех других ребят,
Что учиться не хотят.

Ответ: паровоз (пар, возит).

2-я команда.

хвАстуны или хвОстуны

Хвастуны без остановки
Любят хвастать про обновки.
И про то, что пили, ели,
И про то, чем заболели,
И про то, где отдыхали, –
Все таких людей встречали.
Хвостуны ж в хвосте плетутся,
На последних партах жмутся,
Хвост от страха поджимают,
Коль к доске их вызывают.
Разбираться вы должны,
Где хвастун, где хвостуны.
Чтоб рассеять все сомнения,
Ставь слова под ударение!

Ответ: хвастуны (хва’стать).

сОлонка или сАлонка.

В виде грибочка иль в виде бочонка
В доме всегда проживает солонка.
Соль насыпает в солонку хозяйка-
Знает об этом каждый незнайка.
Сало в салонке кусочком лежит,
Котик хозяйский с ней рядом кружит.
Раньше была на столе лишь масленка,
Нынче сияет новинка– салонка.
В ваших ошибках хорошего мало,
Видя ведь А, ожидают все сало.
Если лишите их вкусной надежды-
Будет наградой вам званье невежды.

Ответ: солонка (соль).

пЕсец или пИсец.

На севере снежном песец обитает,
Пушистую шубку его всяк узнает.
Родней он приходится рыжей лисице,
Но писем не пишет он хитрой сестрице.
Писец в старину все бумаги писал,
Красиво и быстро, и грамоту знал.
Извел тонны перьев и тонны чернил,
Пока друг компьютер его не сменил.
Слова перепутаешь – будет вам грех:
Совсем не того ведь подстрелят на мех.

Ответ: песец (пёс).

3. Частушки.

1-я команда.

  1. Я с заглавной буквы “Вова”
    Не намерена писать:
    Пусть сначала перестанет
    Нас, девчонок, обижать!
  2. Ох, не помню я опять,
    Слово “чаща” как писать!
    С буквой Я иль, может, без?
    Напишу – ка лучше “лес”!
  3. Костя Шепелев у нас
    Круто выделяется:
    Лексикон у Кости мал,
    Так вот он и ругается!
  4. – Я “ бегу” и он “бежит”,
    Что за время, Гена?
    Генка думал наш недолго:
    – Это перемена!

2-я команда.

  1. Как-то раз учитель Свете
    Объяснял, что знанье – свет.
    Света спать легла при свете,
    Утром встала – знаний нет.
  2. Горе горькое у Тани,
    Всем Танюшу жалко:
    Из дыры в ее кармане
    Выпала шпаргалка.
  3. Вова к Богу обратился
    Просьбу выполни мою:
    Сделай так, чтобы в диктантах
    ЧУ писалось через Ю!
  4. Паша, Паша Иванов,
    В нашем классе числится.
    Скоро одноклассник наш
    В первый класс отчислится.

Сценка “Наши падежи”.

Учитель. Петров, запиши предложение на доске.

“Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться”.

Учитель. Определи в каких падежах стоят все имена существительные.

Ученик. “Папа” и “мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный. Ругали кого? чего? Вову. “Вова” – это имя. Значит, падеж именительный. Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж – творительный. Вова молчал виновато. Значит, у “Вовы” падеж винительный. Ну, а “обещание”, конечно, в дательном, раз Вова его дал!

Учитель. Да, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты бы себе поставил?

Ученик. Конечно, пятерку!

Учитель. Значит, пятерку? Кстати, в каком падеже ты назвал слово-“пятерку”?

Ученик. В предложном!

Учитель. В предложном? Почему же?

Ученик. Ну, я же ее сам предложил!

4. Конкурс капитанов “Диктовки”.

Задание. Написать под диктовку пары одинаково звучащих слов.

1-я команда.

Вьюжные зимы птичек пугают,
В южные страны они улетают.
Убегали мы от коз
И свалились под откос.

2-я команда.

От солнца и дождика сделан навес,
Дыни под ним продавали на вес.
Старший брат у Коли
Учится уж в школе.

5. “Редактор”.

Задание. Откорректировать предложения. Исправить ошибки.

Текст.

Вдали показалась стая уток и зайцев.

У щенка Байкала на макушке весело торчали ушки и пушистый хвостик.

Он стоял и лязгал зубами.

Зимой многие животные впадают в спячку.

Тяжелая рука легла на плечо и сказала.

6. “Опечатка”.

Задание. Исправить опечатку.

1-я команда.

Делу час – потехе сутки.

2-я команда.

Готовь лыжи летом, а купальник зимой.

V. Игра со зрителями “Блиц ответ” (во время подведения итогов жюри).

1. В каком слове сорок гласных?

(Сорока.)

2. Что стоит в середине земли?

(Буква “М”.)

3. Как превратить большой дом в маленький?

(Добавить суффикс -ик-.)

4. Сколько звуков в слове “лью”?

(Три звука.)

5. Антоним к слову “временный”?

(Постоянный.)

6. Словарь, в котором можно узнать лексическое значение слова?

(Толковый.).

7. Часть слова без окончания?

(Основа.)

8. Синоним к слову “отважный”?

(Храбрый.)

9. Назовите слово, в котором приставка будет из слова “подсмотреть”, корень из слова “снежинка”, суффикс из слова “лесник” и окончание из слова “ученики”.

(Подснежники.)

10.

Я – фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься.

(Вопросительный знак.)

VI. Подведение итогов.

VII. Награждение команд символическими медальками.