Цели:
1. Помочь детям весело, с юмором взглянуть на свои ошибки и пробелы в
знаниях;
2. Научить их признавать и исправлять свои ошибки, избегать их в дальнейшем;
3. Методом от противного повышать грамотность детей, развивать у них
орфографическую зоркость, повысить интерес к учебному предмету.
Оборудование: плакаты с высказываниями классиков о русском языке; толковый словарь Ожегова; кроссворд; карточки с заданиями для команд.
Подготовка: сформировать 2 команды (по 6-7человек); команды придумывают название, приветствие, рисуют эмблемы; подбирают пословицы про ошибки; разучивают частушки и сценки.
Высказывания классиков:
“Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.
А.Куприн..“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками”. И.Тургенев
“Русский язык певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью”.
А.Толстой.
Ход мероприятия
Учитель. Сегодня мы проводим игру “На ошибках учатся”. Русский язык велик и могуч. Он подарил миру великих писателей, чудесные песни, поучительные сказки. Это средство общения между многочисленными народами, населяющими нашу необъятную родину.
– Прочтите высказывания известных русских писателей о нашем языке (учащиеся читают высказывания на плакатах).
Монтаж (читают подготовленные ученики).
- Мы расскажем вам сейчас,
Чему учили в школе нас.
Вот русский, наш язык родной!
Богатый, мудрый он такой. - Определяем – проще нет,
Где признак, действие, предмет…
А звуковой анализ слова?
Пожалуйста, уже готово! - Бывают звуки разные:
Согласные и гласные.
Знаем, как писать “жи-ши”,
Изучили падежи. - Числа, время, состав слова
Повторить мы можем снова.
Звук согласный проверяем-
Рядом гласный подставляем. - “Грядки”. Нет чего? Нет “грядок”.
А “тетрадки”? Нет “тетрадок”.
“Зубки” – изменяем – “зубы”.
“Шубки” – проверяем – “шубы”.
Шапокляк.
Ой, да все вы только врете –
Ничего вы не могете…
Или могёте?.. Забыла.
Русский я давно учила.
Звучит песня “Игра” (слова Р. Рождественского, музыка И. Шаинского).
Шапокляк.
Рассказали вы так внятно –
И теперь мне все понятно!
Меня спросите что-нибудь –
Знаньями хочу блеснуть!
Сценка “Урок русского языка”.
Учитель. Поставьте ударение в слове “девочка”.
Шапокляк. Я не могу – девочек нельзя ударять. Хотя очень хочется!
Учитель. Придумайте предложение со словом “уха”.
Шапокляк.
У Маши на голове два уха.
Учитель. Какие вы знаете знаки препинания?
Шапокляк. Восклицательный, успокоительный, точка с хвостиком. Правильно?
Учитель. Не совсем. Поправьте Шапокляк, ребята. А сейчас измените, пожалуйста, глагол “идти”.
Шапокляк (медленно). Я иду, ты идешь…
Учитель. Побыстрее, пожалуйста.
Шапокляк. Он бежит, мы бежим, вы бежите.
Ох, устала я, ребята.
Мне учиться трудновато.
А вы, конечно, продолжайте,
Тайны знаний открывайте!
Все.
Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока.
II. Представление команд.
– Разрешите представить команды:
1 – “Умники и умницы”.
2 0 “Почемучки”.
– Приветствие команд.
III. Представление жюри.
IV. Конкурсы для команд.
1.“Знатоки пословиц”.
Задание. Каждый член команды называет по 1-ой пословице со словом “ошибка”.
Перечень пословиц и поговорок про ошибки:
- Не бойся первой ошибки, избегай второй.
- Ошибся, что ушибся – впредь наука.
- Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Нужно учиться на чужих ошибках, а не чужим ошибкам.
- Нужно делать выводы из своих ошибок.
- Ошибайся, да сознавайся.
- Признание ошибки – половина исправления.
- Заметил чужую ошибку, умей увидеть и свою.
- Отрицать ошибки – это двойная ошибка.
- Ошибку можно простить, ложь – никогда.
2. “Ошибки – фокусницы”.
Ошибки, без сомнения,
Меняют слов значения.
Наташи, Пети, Веры,
Вот вам тому примеры.
1-я команда
гОрОжане или гАрАжане
Горожане, горожане
В городах всегда живут,
На работу и с работы
Вдоль по улицам снуют.
Гаражане, гаражане
В гаражах все дни торчат,
На машины променяли
Жен, детишек и внучат.
Если взялся ты за ручку,
То подумай, не спеши,
А не то людей поселишь
Ты навечно в гаражи.
Ответ: горожане (го'род, горо’дит).
мИловидный или мЕловидный
Миловидный человек
Очень милый и приятный,
Симпатичный, аккуратный –
Это всем из вас понятно.
Меловидный человек
На лицо белее мела:
Иль от страха побелел,
Или что-то заболело,
Иль всю кровь отдал врачам,
Иль не спит он по ночам.
Можешь ты помочь бедняге
Симпатичным снова стать,
Если ручкой на бумаге
Будешь в слове И писать.
Ответ: миловидный (ми’лый).
парОвоз или парАвоз
Паровоз, паровоз
Мчит людей под стук колес.
Пар его колеса крутит,
В срок на станции он будет.
Паравоз, паравоз
Груз из двоек в школу вез:
Двоечки-пары
Для Вити и Тамары,
И для всех других ребят,
Что учиться не хотят.
Ответ: паровоз (пар, возит).
2-я команда.
хвАстуны или хвОстуны
Хвастуны без остановки
Любят хвастать про обновки.
И про то, что пили, ели,
И про то, чем заболели,
И про то, где отдыхали, –
Все таких людей встречали.
Хвостуны ж в хвосте плетутся,
На последних партах жмутся,
Хвост от страха поджимают,
Коль к доске их вызывают.
Разбираться вы должны,
Где хвастун, где хвостуны.
Чтоб рассеять все сомнения,
Ставь слова под ударение!
Ответ: хвастуны (хва’стать).
сОлонка или сАлонка.
В виде грибочка иль в виде бочонка
В доме всегда проживает солонка.
Соль насыпает в солонку хозяйка-
Знает об этом каждый незнайка.
Сало в салонке кусочком лежит,
Котик хозяйский с ней рядом кружит.
Раньше была на столе лишь масленка,
Нынче сияет новинка– салонка.
В ваших ошибках хорошего мало,
Видя ведь А, ожидают все сало.
Если лишите их вкусной надежды-
Будет наградой вам званье невежды.
Ответ: солонка (соль).
пЕсец или пИсец.
На севере снежном песец обитает,
Пушистую шубку его всяк узнает.
Родней он приходится рыжей лисице,
Но писем не пишет он хитрой сестрице.
Писец в старину все бумаги писал,
Красиво и быстро, и грамоту знал.
Извел тонны перьев и тонны чернил,
Пока друг компьютер его не сменил.
Слова перепутаешь – будет вам грех:
Совсем не того ведь подстрелят на мех.
Ответ: песец (пёс).
3. Частушки.
1-я команда.
- Я с заглавной буквы “Вова”
Не намерена писать:
Пусть сначала перестанет
Нас, девчонок, обижать! - Ох, не помню я опять,
Слово “чаща” как писать!
С буквой Я иль, может, без?
Напишу – ка лучше “лес”! - Костя Шепелев у нас
Круто выделяется:
Лексикон у Кости мал,
Так вот он и ругается! - – Я “ бегу” и он “бежит”,
Что за время, Гена?
Генка думал наш недолго:
– Это перемена!
2-я команда.
- Как-то раз учитель Свете
Объяснял, что знанье – свет.
Света спать легла при свете,
Утром встала – знаний нет. - Горе горькое у Тани,
Всем Танюшу жалко:
Из дыры в ее кармане
Выпала шпаргалка. - Вова к Богу обратился
Просьбу выполни мою:
Сделай так, чтобы в диктантах
ЧУ писалось через Ю! - Паша, Паша Иванов,
В нашем классе числится.
Скоро одноклассник наш
В первый класс отчислится.
Сценка “Наши падежи”.
Учитель. Петров, запиши предложение на доске.
“Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться”.
Учитель. Определи в каких падежах стоят все имена существительные.
Ученик. “Папа” и “мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный. Ругали кого? чего? Вову. “Вова” – это имя. Значит, падеж именительный. Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж – творительный. Вова молчал виновато. Значит, у “Вовы” падеж винительный. Ну, а “обещание”, конечно, в дательном, раз Вова его дал!
Учитель. Да, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты бы себе поставил?
Ученик. Конечно, пятерку!
Учитель. Значит, пятерку? Кстати, в каком падеже ты назвал слово-“пятерку”?
Ученик. В предложном!
Учитель. В предложном? Почему же?
Ученик. Ну, я же ее сам предложил!
4. Конкурс капитанов “Диктовки”.
Задание. Написать под диктовку пары одинаково звучащих слов.
1-я команда.
Вьюжные зимы птичек пугают,
В южные страны они улетают.
Убегали мы от коз
И свалились под откос.
2-я команда.
От солнца и дождика сделан навес,
Дыни под ним продавали на вес.
Старший брат у Коли
Учится уж в школе.
5. “Редактор”.
Задание. Откорректировать предложения. Исправить ошибки.
Текст.
Вдали показалась стая уток и зайцев.
У щенка Байкала на макушке весело торчали ушки и пушистый хвостик.
Он стоял и лязгал зубами.
Зимой многие животные впадают в спячку.
Тяжелая рука легла на плечо и сказала.
6. “Опечатка”.
Задание. Исправить опечатку.
1-я команда.
Делу час – потехе сутки.
2-я команда.
Готовь лыжи летом, а купальник зимой.
V. Игра со зрителями “Блиц ответ” (во время подведения итогов жюри).
1. В каком слове сорок гласных?
(Сорока.)
2. Что стоит в середине земли?
(Буква “М”.)
3. Как превратить большой дом в маленький?
(Добавить суффикс -ик-.)
4. Сколько звуков в слове “лью”?
(Три звука.)
5. Антоним к слову “временный”?
(Постоянный.)
6. Словарь, в котором можно узнать лексическое значение слова?
(Толковый.).
7. Часть слова без окончания?
(Основа.)
8. Синоним к слову “отважный”?
(Храбрый.)
9. Назовите слово, в котором приставка будет из слова “подсмотреть”, корень из слова “снежинка”, суффикс из слова “лесник” и окончание из слова “ученики”.
(Подснежники.)
10.
Я – фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься.
(Вопросительный знак.)
VI. Подведение итогов.
VII. Награждение команд символическими медальками.