Цель: Познакомить с историей возникновения вальса, расширить представление о многообразии жанра вальса.
Задачи:
- Развивать творческие способности учащихся.
- Воспитывать чувства прекрасного, интереса и любви к музыке.
Тип урока: углубление знаний
Оборудование: Презентация
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учащихся.
II. Основная тема урока
Звучит музыка П.И. Чайковского “Вальс цветов”
На фоне музыки вальса учитель читает стихотворение:
Я помню вальса звук прелестный-
Весенней ночью, в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс, прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
(прибавить звук)
- Добрый день, уважаемые ребята и наши гости. Я очень рада встрече с вами. Нашу встречу, мы начали с чудесных слов русского романса.
- О чем они были? Правильно, эти строки говорили о вальсе.
И сегодня нам предстоит удивительное путешествие в чудесный мир музыки вальса. Тема нашего урока звучит так: “Ах, этот добрый старый вальс”
(слайд №1)
Вальс... Что же это за наваждение такое, и откуда он взялся? Вот об этом и поговорим.
(слайд №2)
- Стоп. Какие могут быть разговоры? Вальс – это все-таки вальс, а значит, надо не говорить, а танцевать.
-Дорогие друзья! Наш урок открывает его величество вальс!
Танцевальная пара исполняет вальс под музыку И. Штрауса “Весенние голоса”
- Ребята, что такое вальс?
(ответы детей)
- Кто из вас умеет танцевать вальс? (дети показывают движение танца).
Когда мы слушаем вальс, в нашем воображении возникает какое-то кружение. Наверное, потому и назвали вальс вальсом. Ведь это слово в переводе с немецкого языка означает “вертеться”, “кружиться”. Как началось это кружение более двухсот лет назад, так и не останавливается по сей день. Появляются новые модные танцы, но с улыбкой взирает на них вальс, сознавая свое превосходство и величие. Кружится он по всей планете и, видимо, не остановится, пока будет жить музыка.
- Но кто, же гениальный “изобретатель” вальса, кто придумал танец, завоевавший сердца людей? Вальс придумал не один человек, а тысячи людей. Жили эти люди в маленьких городках Австрии, Франции, Чехии.
Посмотрите на доску – знакомы ли вам эти слова?
- Вольт -
- Фурмант -
- Лендлер -
(слайд№3)
Оказывается, это имена одного танца. И вы, наверняка, догадались какого.
К нашему уроку ребята провели исследовательскую работу и приготовили историческую справку о том - где и когда появился вальс.
(сообщения детей).
Во Франции был танец вольт (от слова voltare – поворачивать). Его танцевали парами, с поворотом одного танцующего вокруг другого.
(слайд №4)
В Чехии же в это время был популярен веселый танец фурмант, что в переводе означает франт, гордец. Парень, подражая богатому франту, гордо обходил круг, выбирал себе партнершу, обнимал ее за талию и начинал кружиться.
(слайд №5)
В Австрии танцевали лендлер.Собирались на лужайке парни и девушки, и под звуки деревенской скрипочки начиналось кружение с подпрыгиваем: “раз-два-три! Раз-два-три...” - гулко хлопают оземь деревянные башмачки, развеваются пестрые юбки. Привезли в Вену и веселый лендлер. Но в городе его нельзя было танцевать так лихо и с такими высокими прыжками, как на лужайке. Того и гляди поскользнешься на блестящем паркете, натертом воском. Пришлось изменить некоторые движения крестьянского танца, сделав его “городским”. Он стал более плавным, скользящим, а рискованные прыжки превратились в невысокие подпрыгивания. Вместе с движениями танца изменилась его музыка. Она тоже стала более плавной, мелодичной.
(слайд №6)
Показать элементы танцев.
Соединив элементы этих трех танцев, новый танец стал вальсом. Во второй половине XVIII века этот танец из сельских кабачков переступил пороги дворцов. Но был принят не сразу. Завсегдатаи салонов посчитали его неприличным. Кавалер при всех держит даму за талию! Это недопустимо. Еще в начале XIX века его преследовали: в Вене разрешалось его танцевать только 10 минут. В зале ставили песочные часы и как только падала последняя песчинка, оркестр замолкал, даже не закончив фразу. В России Павел I издал “Указ, запрещающий пляску вальсеном именуемую”.
Но вальс уже нельзя было остановить. Он с триумфом шел по всем странам Европы.
(слайд №7)
Звучит вальс Штрауса “Сказки венского леса”
- Вы узнали эту мелодию?
(Это знаменитый вальс И. Штрауса “Сказки венского леса”)
Говорить о вальсе и ничего не сказать о Штраусе, получившем титул короля вальса, конечно же, невозможно.
- Что вы знаете об этом композиторе?
(слайд №8)
В позапрошлом XIX веке в Вене, столице Австрии, появилась удивительная семья по фамилии Штраус. Уже И. Штраус – отец прославился как сочинитель вальсов, а потом знаменитыми стали его три сына, все сочинявшие танцы, главным образом вальсы. Самым талантливым из трех братьев оказался старший, названный в честь отца Иоганном. Он превзошел своего отца, братьев, современников, сочинявших модный танец – вальс. Его прозвали “королем вальсов” и, чтобы не путать с отцом, стали называть Иоганном Штраусом – сыном.
Так же, как и отец, он сочинял музыку вальсов не только для балов, но и концертных залов, где их слушали как любую другую симфоническую музыку. О том, насколько успешно началась музыкальная карьера Иоганна Штрауса, говорит тот факт, на первом же концерте, в котором он выступал как композитор, как скрипач, как дирижер, его вальс, начинавший программу, по просьбе публики был повторен 4 раза, а заключительный – 19 раз! Композитор написал около 500 танцев. Основное место в этих произведениях отведено вальсам. Вальсы Штрауса полны такого очарования, радости жизни, так зажигательны, что кажется – в них отразился целый мир красок и образов. А какие названия: “На прекрасном голубом Дунае”, “Сказки венского леса”, “Весенние голоса”. И. Штраус известен еще и как дирижер. Много раз он приезжал в Россию с концертами и исполнял не только свою музыку, но и музыку русских композиторов-М. И. Глинки и П.И. Чайковского.
П. И. Чайковский в молодые годы любил бывать на балах или дружеских вечеринках. При этом его неизменно, практически всегда, просили поиграть на фортепиано свои пьесы. Особенно модные в это время были вальсы.
П.И. Чайковский написал много вальсов. Вальсы есть в 5 и 6 симфониях, в опере “Евгений Онегин”, в балетах “Спящая красавица” и “Щелкунчик”, в фортепианном цикле “Времена года” в ритме вальса написаны “Апрель” и “Декабрь”, также известен “Сентиментальный вальс”.
Звучит “Сентиментальный вальс” П.И. Чайковского.
О вальсе сказано немало,
Он в песнях и в стихах воспет.
И сколь б танцев не бывало
А лучше, право, вальса нет.
И очень хочется, чтобы и на нашем уроке прозвучала песня о вальсе.
III. Вокально-хоровая работа. Разучивание песни “Вальс”
IV. Итог урока.
Вот и подошла к концу наша встреча. Надеюсь, вы многое узнали о вальсе. Несмотря на то, что время идет вперед и появляются много новых танцев, но вальс остается королем танца. О вальсе можно, наверное, написать целую книгу, в которой будут тысячи страниц. Да, вальс живет. Его поют, его слушают, его танцуют.
V. Домашнее задание
Я хочу пожелать вам добра и подарить на память афиши, которые будут напоминать вам нашу сегодняшнюю встречу и домашним заданием будет описать или нарисовать музыку, которая вам сегодня запомнилась на уроке.
Наш разговор завершен, но вальс не прощается с вами, уважаемые гости. Вы слышите? Он снова звучит для всех, кто пришел на наш урок.
Да здравствует. Вальс! Наш старый друг, прекрасный и вечно юный!
Большое спасибо за урок. Всего доброго. До свидания.