Основные цели:
- тренировать умение к измерению углов с помощью транспортира, определению видов углов, сложению углов многоугольников;
- тренировать умение учащихся к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности;
- тренировать умение решать задачи на части.
Тренировать мыслительные операции: аналогия, сравнение, анализ.
Демонстрационный материал:
- алгоритм измерения углов с помощью транспортира (Д-1);
- градусные меры разных углов (Д-10);
- свойства углов многоугольников (Д-5);
- презентация;
- ноутбуки.
Раздаточный материал:
- самостоятельная работа № 1 (сборник контрольных и самостоятельных работ, вариант 1, С – 28, стр. 69, основные задания: №№ 1, 2, дополнительные задания №№ 3, 4, 5*);
- эталон для самопроверки самостоятельной работы № 1
- карточки с самостоятельной работой № 2
- эталон для самопроверки самостоятельной работы № 2
- карта для этапа рефлексии
- транспортир
Ход урока
1. Мотивация к коррекционной деятельности.
Цель:
1) создать мотивацию к коррекционной деятельности посредством организации осознания ими необходимости самостоятельного исправления ошибок;
2) определить тематические рамки урока: измерение углов с помощью транспортира;
3) актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
(Презентация. Слайд 1)
Девиз: “Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, нужно поглощать эти знания с аппетитом”.
– Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием. Желаю вам удачи и хорошего настроения.
(Слайд 2)
– Чему вы научились на последних уроках? (Научились определять градусную меру угла с помощью транспортира, узнали свойства суммы углов треугольника и четырёхугольника.)
– Всё ли у вас получалось? (…)
– Чему посвятим сегодняшний урок?
Цель урока: тренировать умение к измерению углов с помощью транспортира, определению видов углов, сложению углов многоугольников.
– Если будут встречаться ошибки, что вы будете делать? (Будем стараться преодолевать их вместе.)
– Что вам может помочь в работе? (Эталоны, внимательность, алгоритм выхода из затруднения.) Все эталоны размещены на доске.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Цель:
1) актуализировать учебное содержание: сложение углов, измерение углов с помощью транспортира, свойства углов треугольника и четырёхугольника;
2) зафиксировать повторяемые понятия и правила в виде эталонов;
3) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы № 1;
4) организовать самопроверку самостоятельной работы по образцу с фиксацией учащимися своих результатов (без исправления ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 2:
(Слайд 3)
а) Исследование градусной меры угла.
– На доске записаны величины углов.
– На какие группы их можно разбить?

(Слайд 4)
б) Блиц – турнир.
– Наш урок продолжит блиц – турнир.
| Задание | Ответ | |
| 1. | Вычисли 2/5 прямого угла | 36 |
| 2. | Если угол содержит 149 |
31 |
| 3. | Угол, 2/3 которого равны 30 |
45 |
| 4. | Вычисли 1/2 развернутого угла. | 90 |
(Слайд 5)

– Назовите углы:
– острые,
– тупые,
– прямые,
– развёрнутые.
– смежные.
– Есть ли здесь биссектриса?

Покажи на чертеже пары вертикальных углов. Измерь их и сравни.
в) Кроссворд (самостоятельная работа на ноутбуках).
- Угол, градусная мера которого равна 90
. (Прямой.) - Треугольник, все стороны которого равны. (Равносторонний.)
- Угол, градусная мера которого меньше 90
. (Острый.) - Треугольник, имеющий угол равный 90
. (Прямоугольный.) - Угол, градусная мера которого равна 180
. (Развёрнутый.) - Угол, градусная мера которого больше 90
. (Тупой.) - Треугольник, две стороны которого равны. (Равнобедренный.)
2) Самостоятельная работа № 1 .
– Откройте сборник контрольных и самостоятельных работ, С – 28, стр. 69, основные задания: №№ 1, 2.
– Несколько минут вам отводится, чтобы выполнить задания (в первом задании лучше переформулировать задание: измерить углы транспортиром и определить их вид).
Учащиеся выполняют самостоятельную работу.
| 1) а)
б)
в)
г)
|
Алгоритм измерения углов
транспортиром: 1) Совместить вершину угла с центром транспортира так, чтобы одна сторона совпала с началом отсчёта. 2) Найти штрих на той же, через который проходит вторая сторона угла. 3) Проверить, соответствие величины типу угла. 4) Записать результат. Градусные меры разных углов: Прямой угол имеет меру 90 Острый угол меньше 90 Развёрнутый угол имеет меру 180 |
| 1) а)
б)
в)
г)
|
Алгоритм измерения углов
транспортиром: 1) Совместить вершину угла с центром транспортира так, чтобы одна сторона совпала с началом отсчёта. 2) Найти штрих на той же, через который проходит вторая сторона угла. 3) Проверить, соответствие величины типу угла. 4) Записать результат. Градусные меры разных углов: Прямой угол имеет меру 90 Острый угол меньше 90 Развёрнутый угол имеет меру 180 |
– Возьмите ручки и проверьте свои результаты по образцу, который вы видите на доске. Отметьте знаком “+” те задания, ответы которых совпали с образцом, а знаком “?” – задания, в которых у вас другой результат.
– Что вы должны будете сделать, если ваше решение не совпадёт с эталоном? (Подчеркнем место ошибки и посмотрим, почему возникло затруднение.)
3. Локализация индивидуальных затруднений.
Цель: организовать учащихся, допустивших ошибки, на анализ решения и определения места затруднения, на выявление и фиксацию соответствующих способов действий.
Организация учебного процесса на этапе 3:
1) Определение места ошибки.
Учащиеся проверяют свои работы, подчёркивают место ошибки и определяют, в каком месте допустили ошибки.
Учитель на доске фиксирует допущенные ошибки.
2) Определение причины ошибки.
– Вы определили место затруднения, что дальше? (Надо понять причину затруднения.)
4. Коррекция выявленных затруднений.
Цель:
1) уточнить индивидуальные цели урока;
2) организовать выбор учащимися способа и средств коррекции;
3) создать условия для осуществления учащимися осмысленной коррекции своих ошибок в самостоятельной работе;
4) формировать умения правильно применять соответствующий способ действий.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Дети, у которых работа выполнена правильно, продолжают работать с дополнительным заданием из самостоятельной работы. (№ 3, 4, 5 стр. 70)
– Те, кто выяснил, что есть затруднения, какова цель вашей дальнейшей работы. (Исправить ошибки, пользуясь эталоном, потренироваться в решении аналогичных заданий.)
Далее дети исправляют ошибки.
Учитель при необходимости оказывает им помощь. Результатом работы на данном этапе должен быть выбор и уточнение учащимися способов действий, в которых были допущены ошибки.
– Чтобы вспомнить свойства суммы углов многоугольников, выполним небольшой тест на ноутбуках.
1. Чему равна сумма углов треугольника?
а) 140
.
б) 180
.
в) 160
.
2. Чему равна сумма углов пятиугольника?
а) 540
.
б) 560
.
в) 580
.
3. Чему равна сумма углов прямоугольника?
а) 380
.
б) 360
.
в) 340
.
Физкультминутка
(Показать виды углов.)
| 2)
= 70 |
Алгоритм измерения углов
транспортиром.
Чтобы найти сумму углов надо найти сумму их градусных мер. Сумма углов четырёхугольника равна 360 |
| 2)
= 60 |
Алгоритм измерения углов
транспортиром.
Чтобы найти сумму углов надо найти сумму их градусных мер. Сумма углов четырёхугольника равна 360 |
5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать выполнение самостоятельной работы № 2;
2) организовать взаимопроверку работ учащимися по эталону для самопроверки и фиксацию результатов;
3) зафиксировать достижение индивидуальной цели.
Организация учебного процесса на этапе5:
На данном этапе учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу № 2 (Р-3).
1) Самостоятельная работа.
Учитель раздает самостоятельную работу № 2 (без дополнительной части).
Выполните эти задания самостоятельно.
– Постройте треугольник ABC по трем сторонам.
6см, 6см, 6см.
1. Найдите периметр вашего треугольника.
P = 18см.
2. Вычислите градусную меру каждого угла треугольника.
60
, 60
, 60
.
3. Найдите сумму углов треугольника.
Вывод: Сумма углов треугольника равна (хором) 180°.
2) Проверка самостоятельной работы по эталону.
Правильность работы проверяется по эталону для самопроверки Р-4. Дети заполняют шестую графу таблицы.
–
Кому удалось выполнить вторую самостоятельную работу без ошибок? Как вы это сделали? (Я исправил ошибки, и не допустил подобных ошибок в самостоятельной работе № 2.)6. Коллективная работа (I). II – самостоятельная работа по вариантам.
– Найдите углы AOC и COB.

Решение:
а) вариант 1.
1) 180 – 50 = 130(
) – приходится на два равных угла, вариант 2 150 (
)
2) 130:2 = 65 (
) – угол COB 75 (
)
3) 50 + 65 = 115 (°) – угол AOC 105 (
)
б)
1) 8 + 1 = 9 (частей) – всего или 180
. 6 (частей)
2) 180:9 = 20 (
) – приходится на одну часть или угол COB. 30 (
)
3) 20*8 = 160 (
) – угол AOC. 150 (
)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать умение решать задачи на части;
2) тренировать вычислительные навыки.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 10 (б), стр. 29.
1) 45 : 5 · 3 = 27 (ш. ) – записала
2) 45 – 27 = 18 (ш.)
№ 10 (г), стр. 29.
1) 500 : 100 · 40 = 200 (м.) – заплатил за куртку
2) 500 : 100 · 20 = 100 (м.) – купил мороженое
3) 500 – 200 – 100 = 200 (м.)
9. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель:
1) уточнить алгоритм исправления ошибок;
2) зафиксировать способы действий в заданиях, где были допущены ошибки;
3) зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
4) оценить собственную деятельность на уроке;
5) наметить цели дальнейшей деятельности;
6) согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
– Какова была цель этого урока? (Выяснить достаточно хорошо мы научились измерять углы с помощью транспортира.)
– Какие задания вызвали больше всего затруднений? (...)
– Что вам удалось повторить при выполнении дополнительного задания? (…)
– Оцените свою работу, заполнив таблицу Р-8.
| Утверждения. | “+” или “–” перечисление ошибок, темы для доработки. |
| У меня всё сегодня всё получилось, я не допускал ошибок (“+” или “–”). | |
| Я допустил ошибки в самост. работе № 1 (перечислить ошибки). | |
| Я самостоятельно исправил свои ошибки в процессе работы над ними (“+” или “–”). | |
| Я без ошибок выполнит самост. работу № 2 (“+” или “–”). | |
| Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их). | |
| Я выполнил дополнительное задание (перечислить выполненные номера). | |
| В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их). | |
| Мне необходимо поработать над…. (перечислить темы). |