Цели урока:
1. Проведение в игровой форме обобщающего занятия по теме “ Опасные и
чрезвычайные ситуации природного характера”.
2. Обобщить (проверить) знания по безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях
природного характера.
3. Развитие познавательных процессов у обучаемых.
4. Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и
ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.
Оборудование:
– карточки к конкурсу “Эпиграф”;
– карточки к конкурсу “Опасные природные явления”;
– карточки к конкурсу “Действия в ЧС”;
– эпиграф.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя: Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Природные катастрофы приносят колоссальный ущерб. Статистически вычислено, что в целом на Земле каждый стотысячный человек погибает от природных катастроф.
Действительно ли мы так беззащитны перед землетрясениями, тропическими циклонами, вулканическими извержениями? Мы далеко не так беспомощны. Кое-какие катастрофы мы можем предсказать, а некоторым и успешно противостоять. Однако любые действия против природных процессов требуют хорошего их знания. Необходимо знать, как они возникают, механизм, условия распространения и все прочие явления, с этими катастрофами связанные.
2. Сообщение цели урока.
Сегодня в ходе игры мы проверим знания, которые вы получили на предыдущих уроках, познакомившись с различными ЧС природного характера.
3. Содержание игры.
Эпиграфом к нашей игре станет цитата персидско-таджикского писателя Абуль Хасан Рудаки. Но эта фраза зашифрована.
Я объявляю первый конкурс “Эпиграф”. (Приложение 1).
Задача команд: расшифровать цитату (5 слов).
1 2 а2ия – 3 4о2я о5 6 7е8 3е9.
Подсказки (отгадав подсказки, вы узнаете недостающие буквы. Это начальные буквы отгаданных слов):
1. Быстрые смещения, колебания земной поверхности в результате подземных толчков. (Ответ: землетрясение.)
2. Затопление территории водой, являющееся стихийным бедствием. (Ответ: наводнение.)
3. Пыльная, песчаная …(Ответ: буря.)
4. Американский сейсмолог, предложивший шкалу для измерения силы землетрясений. (Ответ: Рихтер.)
5. Смерч в Соединенных Штатах Америки. (Ответ: торнадо.)
6. Синоним метели. (Ответ: вьюга.)
7. Временный стремительный горный поток смеси воды с большим содержанием камней, песка, глины. (Ответ: сель.)
8. Низкая температура воздуха; морозная, студеная погода. (Ответ: холод.)
9. Атмосферные осадки. (Ответ: дождь.)
Эпиграф: знания – броня от всех бед.
2-й конкурс “Разминка”.
Командам по очереди задаются вопросы. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы:
- Признаками приближающегося цунами могут быть следующие явления. Какие? (Ответ: внезапный отлив, быстрое понижение уровня воды , животные бегут на возвышенности.)
- При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? (Ответ: при наводнении.)
- Чем отличаются низовые пожары от верховых? (Ответ: низовой пожар распространяется по нижним ярусам лесной растительности, а верховой охватывает весь полог леса.)
- Что такое эпицентр? (Ответ: участок земли, находящийся над очагом землетрясения.)
- Отрыв и падение массы горных пород называют… (Ответ: обвал.)
- Какие виды наводнений преобладают на реках России? (Ответ: половодья и паводки.)
- Каковы основные параметры оползня? (Ответ: скорость его движения, мощность и масштаб.)
- Страна, в которой появился первый сейсмограф? (Ответ: Китай.)
- Какие характеристики имеет ветер? (Ответ: скорость, направление, сила.)
- Что такое сейсмическая область? (Ответ: территория, где уже были или ожидаются очаги землетрясений.)
- Назовите первичные поражающие факторы наводнений? (Ответ: значительная скорость потока, высокий уровень подъема воды, затопление и подтопление.)
- Что такое лесной пожар? (Ответ: это неконтролируемое горение растительности , стихийно распространяющееся по лесной территории.)
3-й конкурс “Опасные природные явления”. (Приложение 2).
В кроссворде зашифрованы названия 11 опасных природных явлений.
Задача команд: найти их, вычеркивая буквы в любом направлении, кроме диагонали.
1. Тайфун; 2. лавина; 3. половодье; 4. оползень; 5. цунами; 6. ураган; 7. обвал; 8. смерч; 9. сель; 10. затор; 11. буря.
4. Физкультминутка.
5. Продолжение игры.
4 конкурс “Заморочки из бочки”.
Команды выбирают бочонок с вопросом.
Задача команд: через минуту дать ответ на вопрос.
Вопросы:
1. В 2002 году Москву окутал густой смог, а причина была в этом. В чем? (Ответ: торфяные пожары.)
2. 7 февраля 2008 года в Южных штатах США оно было самое разрушительное за последние 25 лет. Погибло около 40 человек. (Ответ: торнадо.)
3. День предварительных выборов в США называют супервторником, а еще этим стихийным бедствием. Каким? (Ответ: цунами.)
4. Японская пословица гласит: взмах крыла бабочки в одной части материка может вызвать в другой его части….. что? (Ответ: ураган или тайфун.)
5-й конкурс “Действия в ЧС”. (Приложение 3).
Командам раздаются карточки, в которых описаны фрагменты действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.
Задача команд: найти ошибки в тексте и предложить правильный вариант действий.
1. Если во время урагана вы находитесь в автомобиле, не покидайте машину, закройте двери и окна и прекратите движение. Если ветер ураганной силы застал вас на улице, то следует укрыться под деревьями, за рекламными щитами, заборами. (Ответ: если ветер ураганной силы застал вас на улице, то следует укрыться в кювете или яме, овраге.)
2. Если вашему дому грозит затопление и есть время, то перенесите на верхний этаж наиболее ценные вещи. Уберите со двора инвентарь, материалы, закройте окна и двери первого этажа досками. Отключите в доме газ, электричество, погасите огонь в печи, перекройте воду. Даже если есть время, не покидайте опасную зону, оставайтесь дома.
(Ответ: если есть время, покиньте опасную зону.)
3. Находясь в многоэтажном здании, постарайтесь покинуть его в перерывах между подземными толчками. Выходя из помещения, воспользуйтесь лифтом. На улице не стойте около зданий, постарайтесь перейти на открытое место. (Ответ: выходя из помещения, спускайтесь по лестнице. Не пользуйтесь лифтом.)
4. Если во время цунами вы не смогли покинуть опасную зону, то закройте окна и двери, поднимитесь на верхний этаж. Главное: не выбегать из прочного здания. Займите наиболее безопасное место в помещении у окна. Если волна застает на улице, то постарайтесь зацепиться за какое-либо прочное сооружение. (Ответ: займите наиболее безопасное место в помещении – вдали от окон у капитальной стены.)
5. Если нет сил для борьбы с лесным пожаром, то нужно срочно покинуть зону огня. Выходить надо в сторону распространения огня, по просекам, дорогам, берегам ручьев и рек. При задымлении рот и нос необходимо прикрыть мокрой тканью. (Ответ: выходить надо в наветренную сторону, перпендикулярно кромке пожара.)
6. Подведение итогов игры.