Урок математики по теме "Число 0. Цифра 0". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: ОНЗ (открытия новых знаний).

Учебные пособия:

1. Учебник «Математика» 1 класс, автор М.И.Моро «Просвещение» 2012 год
2. Поурочные разработки по математике 1 класс, автор Т.Н.Ситникова,  Москва «Вако»2011.

Целевые установки на достижение результатов:

  • Личностные:  
    • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к  уроку, понимание необходимости учения.
    • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи ученикам.
    • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
  • Предметные:
    • Развить умение распознавания цифры 0 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)
    • Научить правильно писать цифру 0 и соотносить количество предметов с цифрой (от 0 до 10).
  • Метапредметные:
    • Регулятивные:
      • Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 0.
      • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
      • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
    • Познавательные:
      • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
      • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
      • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
    • Коммуникативные: 
      • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
      • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
      • Помочь ребенку в аргументации своего мнения. 

ХОД УРОКА

Содержание

Вопросы и задания, направленные на формирование универсальных учебных действий

Указание, какие УУД формируются

Организационный этап

Придумано кем-то и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро! – солнцу и птицам.
– Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
И доброе утро длится до вечера!

– И я вам тоже говорю: здравствуйте, доброе утро, ребята!
– Посмотрите друг на друга и  пожелайте доброго утра.
– С чего обычно начинаем урок математики? (С устного счета)

– С чего обычно начинаем урок математики? Коммуникативные УУД:
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Личностные УУД:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание узнать.
Этап актуализации знаний

Устный счет:

1. Прочитай примеры разными способами

6 – 3 =           9 – 3 =
5 + 4 =           6 + 2 =

Увеличить   уменьшить
Прибавить   вычесть
Плюс    минус

– Как можно прочитать примеры по-разному: используя слова: «Увеличить»,  «Уменьшить»,
«Прибавить»,  «Вычесть»,
«Плюс», «Минус»?
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
умение  отвечать на вопросы учителя
Познавательные УУД
Уметь  находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Познавательные: выявлять известное при решение различных учебных задач
Личностные УУД: способствовать проявлению самостоятельности в составлении задачи.
2. Вставь пропущенные числа.

10 –   = 8
9 –    = 6
8 –    = 4

 
3. Составь задачу по картинке.

– Кого мы видим на картинке?
– Все ли бабочки одинаковые?
– Сколько коричневых бабочек?
– А розовых?
– Какой вопрос будет в задаче?
– Какой пример можно составить, чтобы решить задачу?
Работа с геометрическим материалом:

Ксюша вырезала из бумаги 2 красных одинаковых круга и 1 квадрат. Расположите эти фигуры в один ряд.

– Как можно по-разному расположить эти фигуры в один ряд? Познавательные:
Планирование  решения учебной задачи, выстраивать последовательность необходимых операций, выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
4. Самоопределение к деятельности

Посмотрите на картинку.

– Сколько бабочек вы видите? (4)
– Что с ними происходит? (Одна улетела)
– Сколько осталось бабочек? (3)
– Ещё одна улетела. Сколько осталось? (2)
– Ещё одна улетела. Сколько осталось? (1)
– Ещё одна улетела. Сколько осталось? (Нисколько)
Познавательные: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
В математике есть число, которое  заменяет «нисколько» – это число 0.
– Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке? (Знакомиться с новым числом, учиться писать новую цифру, работать с иллюстрациями учебника, работать в тетради).
– Давайте, ребята, наметим план действий.
1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, как получить число 0
2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
3. Устраним затруднение.
4. Применим новое знание.
5. Определим в конце урока, чего я достиг?
– Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке? Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Личностные: воспринимать речь учителя.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану.

Регулятивные: анализировать свою работу, анализировать ошибки, устанавливать причины.

Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке.

– Что нам поможет? (Свой опыт, учебник, учитель)

– Послушайте внимательно стихотворение.

Нолик – круглый,
Как Земля.
Все считают от нуля.
Арифметика проста:
Если ноль – ладонь  пуста.
Пишем "0",
И ясно всем:
Здесь чего-то нет совсем!

– Что нам поможет?

– Послушайте внимательно стихотворение.

– На что похожа цифра 0?

– Сейчас наступает важный момент нашего урока. Мы начинаем учиться писать цифру 0.

Ноль не значит ничего,
Но нельзя и без него.
Без нуля не обойтись,
Ты писать его учись.

Ты уже нарисовал
Аккуратненький овал?
Нету проще ничего:
Ноль похож на букву "О".

– На что похожа цифра 0?

– Мы начинаем учиться писать цифру 0.

Цифра 0 представляет собой овал. Начинают писать цифру немного ниже верхнего правого угла клетки (примерно там же, где начинается написание цифр 6 и 9). Первая половина цифры пишется так же, как и у цифры 6. В правом верхнем углу клетки делают закругление, пишут большой левый полуовал, касаются середины нижней стороны клетки, дальше линия плавно ведется вверх к исходной точке.  
– Давайте в воздухе пропишем цифру 0.

Правила посадки при письме.
Напишите одну строку цифры 0.

Ученики пишут цифру в тетрадях 1 строку.

– Давайте в воздухе пропишем цифру 0.
–  Как красиво у вас получается! А у кого получилось не совсем так, как он хотел, не беда! У вас обязательно получится! – В чём причина ошибок?
5. Работа по теме урока

Работа по учебнику стр. 70

– Рассмотрите картинку к задаче.
– Сколько было клубничек на 1 тарелке?
– Сколько на второй?
– Как это записать с помощью цифры?
– Какое равенство подходит к картинкам?

– Рассмотрите картинку к задаче.
– Сколько было клубничек на 1 тарелке?
– Сколько на второй?
– Как это записать с помощью цифры?
– Какое равенство подходит к картинкам?
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других, умение отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение находить ответы на вопросы.

Регулятивные: умение работать по коллективно составленному плану.

Познавательные: умение наблюдать и делать выводы.

– Рассмотрите другой рисунок.
– Что было, что изменилось?
– Рассмотрите числовой ряд и скажите, где стоит число 0?
– Назовите соседей этого числа.

– Рассмотрите другой рисунок.
– Что было, что изменилось?
– Рассмотрите числовой ряд и скажите, где стоит число 0?
– Назовите соседей этого числа.
6. Первичное закрепление

Работа по стр. 71

1. Составьте по рисунку рассказ и выполните запись .
2. Запиши неравенства в тетрадь и поставь знаки <, >,=.
3. Рассмотри рисунки и скажи, сколько на чертеже ломаных и сколько многоугольников?
4. Списать примеры в тетрадь и решить.

– Составьте по рисунку рассказ и выполните запись.
–  Запиши неравенства в тетрадь и поставь знаки <, >,=.
– Рассмотри рисунки и скажи, сколько на чертеже ломаных и сколько многоугольников?
– Списать примеры в тетрадь и решить.
Регулятивные: оценивать и сравнивать результаты деятельности.

Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы.

Личностные: считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность.

Познавательные: уметь добывать новые знания.

Коммуникативные: учиться строить понятные высказывания.

Работа в группах: детям раздаются карточки с примерами

Найти примеры с ответом 0 и собрать ключевое слово.
Списать примеры в тетрадь и решить. Взаимопроверка. Списать примеры в тетрадь и решить
7. Самостоятельная работа

На этом этапе каждый работает самостоятельно.

– Выполнить задания в тетради на стр. 25.

Фронтальная проверка.

 

 

– Выполнить задания в тетради на стр. 25

 
8. Рефлексия учебной деятельности

– Какую цель ставили?
– Достигли цели? (Да)
– Какая тема урока была?
– Для чего нужно знать число 0?
– Оцените свою деятельность на уроке с помощью волшебной линеечки.
– В середине  листа нарисуй волшебную линеечку. Зеленой точкой обозначь то место куда ты сумел сегодня подняться добывая знания на уроке. Покажите.

Фиксация результатов (линеечка Цукермана)

Завершается урок.
Он пошел ребятам впрок?
Постарались все понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?
Все сумели? Все смогли?
Мы сегодня МОЛОДЦЫ!
Спасибо всем за урок.

–Какую цель ставили?
– Достигли цели? (Да)
– Какая тема урока была?
– Для чего нужно знать число 0?
– Оцените свою деятельность на уроке с помощью волшебной линеечки
Регулятивные: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, инициативу, причины неудач.
Анализировать свою работу, оценивать уровень владения собственным учебным действием, отвечать на вопрос «Что я не знаю? Что не умею?»