Обобщение по литературному чтению по теме «Летописи, былины, сказания, мифы», по программе «Начальная школа ХХI век».
Урок-игра проводится с учениками 4 класса, длительность занятия 45 минут.
В уроке использована презентация учителя начальных классов Кляйн А. Э. МБОУ СОШ №64 [1], которую я переработал в соответствии с вышеуказанной программой, и добавила другие игровые задания. Учащиеся играют коллективно. Класс делится на две команды.
Задачи:
Обучающие:
- Обобщить знания учащихся по разделу.
- Формирование представлений у учащихся о древней литературе, воспитывать устойчивый интерес к чтению произведений устного народного творчества.
- Организовать на уроке самостоятельную работу, учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
- Учить сравнивать, обобщать, делать выводы.
Развивающие:
- Создавать на уроке проблемные ситуации.
- Использовать межпредметные связи.
- Развивать устную речь учащихся, мыслительные операции, творческие способности.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к истории нашей Родине.
- Способствовать воспитанию таких черт характера, как доброта, мужество, щедрость, скромность, великодушие, любовь к Родине.
- Воспитывать эстетический вкус у учащихся.
Ход урока.
Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок – … (Кадр №1)… урок-игра.
Вступление. (Кадр№2)
Звучит песня «Песня юных читателей».
Автор этих строк С. В. Михалков. Вместе с композитором А. И. Островским в 1959 г. Они написали эту замечательную песню «Песня юных читателей».
- О чём эта песня?
- Почему мы любим читать книги?
Докажите своими знаниями что это так.
Повторение.
Внимание на экран. Прочитайте запись. (Кадр №3)
«Дом без книги – день без солнца».
- Как называется такое выражение? (пословица) (Кадр №4)
Объясните её смысл.
Пословица – жанр фольклора.
-Какие жанры фольклора вы знаете? (Кадр №5)
Тема
Мы сегодня вспомним те жанры фольклора, с которыми познакомились в этом учебном году.
- Какие это жанры? (Кадр №6)
Организация команд (название, выбор капитанов).
Разминка. Для проведения разминки загадываю загадки. За правильно отгадку – одно очко, или переход хода к другой команде.
Глазами не увидишь,
Руками не возьмёшь,
А без него в атаку не пойдёшь.
(ура) (Кадр № 7)Две головы,
Шесть ног,
Две руки,
Один хвост.
(всадник) (Кадр №8)
Начинаем игру «Своя игра». Правила игры: Зарабатываете столько очков, сколько выбираете. Не отгадали – переход хода. За подсказки очки снимаются. (Кадр № 9-22)
Конкурс «Люблю русский язык». Измените отрывок из былины, используя современный русский язык. Грамотность учитывается.
Приезжает он на широкий двор,
Ставит коня да серед двора,
Да идёт в палаты белокаменны.
(Кадр № 23)Приезжает он на широкий двор,
Ставит коня посреди двора,
Идёт в палаты белокаменные.
(Кадр № 24)Все за столом призамолкнули:
Меньший хоронится за большего,
Больший хоронится за меньшаго,
А от меньшаго мал ответ живёт.
(Кадр № 25)Все за столом замолчали,
Младший прячется за старшего,
Старший прячется за младшего,
А с младшего спрос маленький.
(Кадр № 26)
«Блиц-турнир».
-Что означает слово «блиц»? (очень быстрый)
Правила: каждой команде по три вопроса без обсуждения. Одно очко за правильный ответ, ошиблись – переход хода. (Кадр № 27-28)
1 команда
-Кто вынес Ариона из моря? (дельфин)
-Что построил Дедал царю Миносу? (лабиринт)
-Кто оживил Мать Сыру Землю в славянском мифе? (Ярило)
2 команда
-На каком музыкальном инструменте играл Арион? (кифара)
-Чем Дедал скреплял перья, чтобы собрать крылья для полёта? (воском)
-«Потом Мать Сыра Земля породила человека». А что дал человеку Ярило? (ум)
Конкурс «Моё внимание». (Кадр № 29-30)
Учащимся раздать карточки двух похожих картинок. Надо найти 10 отличий. (проверка задания)
Подведение итогов.
Жюри подводит итог игры. Объявляют победителя.
Вы отвечали дружно,
И в том сомнений нет.
Сегодня была дружба
Владычицей побед.
Благодарю всех игроков за стремление к победе, за знания по литературе, за активность и дружелюбие, честность и понимание друг друга. (Кадр № 31)
Литература:
- Презентация «Летописи, былины, сказания, жития» к обобщающему уроку-игре по мотивам телепередачи «Своя игра», 4 класс - http://www.bankportfolio.ru/load/razrabotki_urokov/literaturnoe_chtenie/letopisi_byliny_skazanija_zhitija_4kl/68-1-0-200
- Литературное чтение, учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений, в 2 частях. Авт. сост. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М., Вентана-Граф, 2012 год
- Былины. Состав. Ю.Г. Круглов. М., Просвещение, 1993 год
- Энциклопедия для детей «Русская литература». М., Аванта+, 1998 год