Форма урока: вариативная.
Тип урока: урок – исследование.
Место урока в учебном процессе:
урок – углубление;Цели:
- закрепить знания о классицизме;
- углубить знания о Бетховене и его творчестве.
Задачи:
– образовательная: изучение особенностей стиля на примере наследия одного
из создателей венского классицизма.
– развивающая: развитие навыков проектной деятельности на уроке музыки,
самостоятельной творческой деятельности учащихся;
– воспитательная: воспитание уважения к музыкальному наследию и вечным
человеческим ценностям.
Оборудование: портрет Л. ван Бетховена, книга А.Згоржа “Один против судьбы”, музыкальный центр, СД, компьютер, эпипроектор “Эпсон”, экран, рояль, нотная хрестоматия, классная доска.
Структура урока:
– оргмомент;
– повторение (домашнее задание);
– тема урока;
– мотивация;
– слушание Сонаты № 14 “Лунная”, ч.I;
– аналитическая работа;
– проект № 1 (творческая работа учащихся и презентация);
– творческая работа класса, дискуссия;
– проект № 2 (творческая работа учащегося и презентация);
– слушание музыки (фрагмент II
ч.);
– проект № 3 (творческая работа учащегося и презентация);
– слушание музыки (фрагмент III
ч.);
– проблемно-поисковая ситуация;
– оглашение завещания Л.ван Бетховена;
– вывод;
– вокально-хоровая работа.
– рефлексия;
– оценивание;
– домашнее задание.
Виды деятельности: проектная, творческая, слушательская, аналитическая, вокально-хоровая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проектирования, исследовательский, метод проблемного изложения, эвристический, метод эмоциональной драматургии, наглядно-слуховой, ретроспективы и перспективы.
Технологии: информационно-коммуникативные, компьютерные, здоровьесберегающие.
Типология проектов: ознакомительно-ориентировочная.
ХПИ заключается в словах А.Эйнштейна: “Поиск истины важнее, чем обладание истиной”.
Ход урока
Музыкальное приветствие.
У: на прошлом уроке мы познакомились с основами классицизма в музыке. Вспомните, как называется классицизм в музыке и его родину?
Д: родиной классицизма музыкального является Австрия, в связи с чем, он называется венским классицизмом или венским классическим симфонизмом.
У: вспомните, какие произведения относятся к венскому классицизму?
Д: все произведения, написанные в сонатной форме, т.е. сонаты, симфонии, концерты и увертюры.
У: назовите создателей стиля в музыке?
Д: австрийские композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и немец, Людвиг ван Бетховен, который большую часть жизни прожил в Австрии, в Вене.
У: именно о нем и его знаменитом произведении пойдет речь на сегодняшнем уроке. Что вы помните об этом композиторе?
Ответы детей (ранняя болезнь – глухота, незнатное происхождение, презрение к монархам, свободолюбие, воспевание мужества, героизма, идей борьбы и стойкости).
У: Тема урока – “Завещание Бетховена”.
У: Что мог завещать этот гениальный, но небогатый, незнатного происхождения композитор, который заслужил в веках титул “великого титана”, стоика, противопоставившего себя, свою волю, свое мастерство ударам судьбы (книга “Один против судьбы”)? Вы должны будете дать ответ на этот вопрос прежде, чем будет оглашено завещание великого Бетховена. Отчасти, ответ вы найдете в музыке, которая сейчас прозвучит и которую вы, наверняка, слышали ранее, но вряд ли задумывались над ее скрытым содержанием. Итак, слушаем…
Слушание. Учитель садится к роялю и исполняет I часть Лунной сонаты (запись).
У: узнали ли вы произведение?
Ответы детей, как правило, утвердительные.
У: Что вы услышали в этой музыке?
Ответы учащихся.
У: в этой части сонаты Бетховен отошел от традиционных канонов сонатной формы. Нет вступления, экспозиции. Монотонная мелодия и всего одна тема, возникающая на ее фоне. Почему? Истинную историю создания и происхождение названия Сонаты №14 отыскивали несколько учащихся. К чему привели поиски истины предлагаю послушать и посмотреть.
Проект №1.
У: теперь вы знаете, что имел ввиду композитор, создавая это произведение. Вспомниете, сколько частей в структуре сонаты?
Д: структурная форма сонаты – 3 части.
У: о чем поведает музыка 2 части, как вы думаете?
Предположения учащихся, короткая дискуссия.
У: истина содержится в следующем проекте.
Проект №2.
Слушание фрагмента II части Лунной сонаты (запись).
У: не будем гадать, что вложил автор в музыку III части Лунной, послушаем окончание ...
Проект № 3.
Слушание фрагмента III части (запись).
У: вот мы и подошли к теме нашего урока: “Завещание Бетховена”. Итак, что же и кому завещал великий композитор?
Проблемно-поисковая ситуация. Как правило, предположений много и дискуссия проходит бурно.
У: позвольте огласить настоящее завещание Людвига ван Бетховена.
Появляется ученик в черной мантии и парике. Оглашение завещания.
У: как видите, главной темой завещания является призыв к милосердию. Гениальному композитору не хватало в жизни простого человеческого счастья, понимания, любви и милосердия. Из глубины веков он призывает всех, и вас, в том числе, быть чуткими и добрыми, любящими и внимательными.
Каков будет вывод по теме урока?
Д: завещать можно не только материальные ценности; заветы – это нечто больше традиционного понимания. И музыка Людвига ван Бетховена – это тоже его завещание многим поколениям, т.к. она о вечных человеческих ценностях.
Физкультминутка.
У: среди вечных человеческих ценностей особое место занимает трепетное чувство – любовь. Думаю, уместным будет исполнение современной песни о любви. На прошлом уроке мы начали разучивание песни Ю.Визбора “Милая моя”. Сегодня мы повторим первый куплет и разучим второй.
Короткое распевание (на нисходящих секвенциях).
Исполнение первого куплета песни и разучивание второго. Внимание на правильность мелодии, чистоты интонирования, четкость дикции.
Рефлексия: (что слушали на уроке, к какому стилю относится “Лунная соната”, кто так назвал эту сонату, почему автор назвал это произведение “Соната в духе фантазии”, кому посвящено это произведение, что завещал Бетховен потомкам).
Оценивание.
Домашнее задание: прочитать книгу “Один против судьбы”, прослушать “Лунную сонату” полностью.