Образовательная программа для детей с особыми образовательными потребностями "Кругосветное путешествие"

Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


“Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние,
пусть они понимают её как сучок,
на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы”.
(Сухомлинский Василий Александрович).

Дети всегда любят зверей, птиц, цветы, деревья и считают, что все эти богатства неисчерпаемы: они всегда были, есть и будут. Однако, наш век славный грандиозными достижениями цивилизации показал, что все это иллюзия, природа нуждается в ответственном отношении к ней. Человек – часть природы и только научившись жить в полном согласии с ней, он сможет понять её тайны и сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на Земле и если каждый человек будет следовать несложным правилам ситуация на планете будет меняться к лучшему.

Ребёнок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, ребёнок, но иначе развитой. (Л.С. Выгодский). Взаимоотношение с природой и приобретение ребёнком экологического опыта заложены большие возможности для реабилитации и развития детей с ОВЗ, в том числе инвалидов. Получение экологических знаний, изучение и эстетическое восприятие природы расширяет границы мира и дает детям с особыми педагогическими потребностями сильные мотивации для преодоления своего недуга. Природа с её бесчисленными примерами может стать для детей источником всевозможных наблюдений и радостных открытий.

Программа “Кругосветное путешествие” разработана коллективом педагогов экологического центра “ЭкоСфера” г. Липецка. Эта программа создана для детей с особыми образовательными потребностями. В основу программы положен опыт работы педагогов с данной группой детей.

Актуальность: данной программы в том, что она даёт возможность эмоционального и пространственного освоения окружающего мира и социальной адаптации, физической и психомоторной реабилитации (преодоление своих ограниченных возможностей: физических, психических, моторных через использование объектов природы и приобретение экологического опыта). Общаясь с природой, у ребёнка происходит формирование мотива деятельности, оценка и самооценка результата деятельности (ощущение себя частью природы, отсутствие чувства одиночества, присутствие чувства востребованности и необходимости). Общение с природой даёт психотерапевтический эффект (релаксация, позитивное восприятие окружающего мира, вербализация переживаний, развитие тактильных ощущений). Программа предусматривает привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу, что способствует формированию общих интересов ребёнка и родителей, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит к положительному результату.

Новизна: программы заключается в том, что дети, совершая заочное кругосветное путешествие, знакомятся не только с животным и растительным миром материков и океанов, но и с культурой народов. Содержание программы даёт возможность построить индивидуальный образовательный маршрут для каждого воспитанника с учётов его психофизических возможностей. В процессе общения с природой создаются условия для формирования у обучающихся умений и желаний активно беречь и познавать природу, то есть видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенности их проявлений. Большое количество часов предусмотрено для коррекции и ослабления нарушений психики, сенсорики и моторики с помощью выполнения творческих заданий различной сложности.

В основе программы лежат принципы:

  • коррекционно-компенсирующей направленности;
  • принцип социально-адаптирующей направленности;
  • принцип развития мышления, языка и коммуникации, как средство специального образования;
  • принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании;
  • принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
  • принцип единства диагностики и коррекции;
  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
  • принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

Цель программы - создание условий для обогащения знаний и представлений об окружающем мире, формирования экологического мышления.

Задачи:

образовательные

  • содействовать развитию у учащегося аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать, коррекция мышления;
  • развивать интерес к природе;

развивающие

  • создать развивающие условия для детей и их социально – педагогическое сопровождение;
  • развить внимание, память, логическое и пространственное воображение;
  • развить мелкую моторику рук и глазомер;
  • развить творческие способности и фантазию детей;
  • развивать умения самостоятельных наблюдений в природе;

воспитательные

  • создать благоприятные условия для реализации духовного роста;
  • расширить коммуникативные способности детей;
  • развить навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля.

Возраст детей:

Программа ориентирована на детей с 6 до 18 лет, в зависимости от интеллектуальных возможностей ребёнка.

Программа предназначена для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Наполняемость объединения до 10 человек, исходя из рекомендаций МПК. Прием детей в объединение по желанию.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 5 лет обучения по 144 часа в год.

Недельная нагрузка 4 часа.

Организация образовательного процесса – построение занятий в диалоговой форме. Занятия комплексные, все самое сложное переводится на язык образов и осваивается в ходе игры. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающегося. На практических занятиях обучающиеся самостоятельно выполняют наблюдения, опыты, творческие работы. В соответствии с тематикой проводятся очные и заочные экскурсии на природу, в краеведческий музей.

Формы и режим занятий:

Продолжительность занятий 30-35 минут, с перерывом в 10 минут.

Формы организации работы - групповая и индивидуальная (принцип дифференцированного подхода на основе МПК).

Занятия проводятся в различных формах: эвристические беседы, сказки, викторины, наблюдения, занятия - игра, игра-путешествие, деловая игра, ЧВС конкурсы, практические и лабораторные работы, экскурсии, экологические акции.

Структура программы “Кругосветное путешествие”.

Первый год обучения состоит из 4 блоков:

- “Земля как планета”

- “Кормят, одевают, радуют…”

- “Прыгают, летают, поют…”

- “Природа России”

Второй и третий год предполагает изучение тех же тем, но на более высоком уровне, при необходимости производится коррекция знаний и умений обучающихся в зависимости от индивидуальных способностей.

Четвертый год обучения состоит из 4 блоков:

- “Земля – общий дом для всех людей”

- “Страны и народы мира”

- “Путешествие по городам и странам”

- “Липецкий край – часть большой страны”

Пятый год обучения так же предполагает изучение тем 4 года обучения с коррекцией знаний и умений обучающихся.

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения обучающие будут знать:

  • отличия живой природы от неживой,
  • времена года,
  • время суток,
  • виды осадков,
  • признаки растений и животных,
  • роль растений и животных в жизни человека,
  • иметь представления о Земле, как части Солнечной системы.

Будут уметь:

  • определять части растений,
  • сравнивать биологические объекты,
  • различать животных различных групп,
  • работать по словесной инструкции педагога,
  • общаться на основе общепринятых норм и правил поведения.

Обучающиеся получат навыки:

  • ведения наблюдения в природе,
  • личной гигиены,
  • самоорганизации,
  • самоуправления,
  • самоконтроля,
  • коммуникативных.

К концу второго года обучения обучающие будут знать

  • причину смены дня и ночи,
  • правила поведения во время стихийных бедствий,
  • некоторых представителей царства Растения и Животные материков и океанов,
  • отдельных представителей животного и растительного мира Липецкой области.

Будут уметь:

  • показывать материки и океаны на глобусе и на карте
  • находить на географической карте мира территорию России,
  • устно описывать объекты природы,
  • изготавливать кормушки,
  • проводить простейшие опыты с водой.

У обучающихся продолжится формирование навыков:

  • ведения наблюдения в природе,
  • личной гигиены,
  • самоорганизации,
  • самоуправления,
  • самоконтроля,
  • коммуникативных.

К концу третьего года обучения обучающие будут знать:

  • причину смены времён года,
  • правила поведения во время стихийных бедствий,
  • представителей царства Растения и Животные материков и океанов,
  • представителей животного и растительного мира Красной книги России и Липецкой области.

Будут уметь:

  • устно описывать объекты природы,
  • изготавливать кормушки,
  • ухаживать за комнатными растениями,
  • самостоятельно работать с природным материалом по словесной инструкции.

У обучающихся продолжится формирование навыков:

  • ведения наблюдения в природе,
  • личной гигиены,
  • самоорганизации,
  • самоуправления,
  • самоконтроля,
  • коммуникативных.

К концу четвёртого года обучения обучающие будут знать:

  • причину смены времён года,
  • правила поведения во время стихийных бедствий,
  • представителей царства Растения и Животные материков и океанов,
  • представителей животного и растительного мира Красной книги России и Липецкой области.

Будут уметь:

  • устно описывать объекты природы,
  • изготавливать кормушки,
  • ухаживать за комнатными растениями,
  • самостоятельно работать с природным материалом по словесной инструкции.

У обучающихся продолжится формирование навыков:

  • ведения наблюдения в природе,
  • личной гигиены,
  • самоорганизации,
  • самоуправления,
  • самоконтроля,
  • коммуникативных.

К концу пятого года обучения обучающие будут знать:

  • экологические проблемы и пути решения некоторых из них,
  • быт, традиции, достопримечательности народов изученных стран мира,
  • герб, флаг, достопримечательности Липецкой области,
  • представителей животного и растительного мира заповедников Липецкой области.

Будут уметь:

  • создавать простейшие творческие проекты,
  • самостоятельно составлять план работы для создания поделки.

У обучающихся продолжится формирование навыков:

  • личной гигиены,
  • самоорганизации,
  • самоуправления,
  • самоконтроля,
  • коммуникативных.

Диагностика освоения программы.

Процесс контроля в работе с каждым ребёнком индивидуален и зависит от его конкретных психических и физических особенностей.

Текущая диагностика – осуществляется постоянно в процессе диалогового взаимодействия и в виде практических работ.

Итоговая диагностика – проводится при проведении имитационных игр, выставок творческих работ обучающихся, итоговых тестов.

Приложение 1. Учебно-тематические планы и содержание программы “Кругосветное путешествие” 1- 5 годов обучения

Приложение 2. Методическое обеспечение программы дополнительного образования.