Цель:Обобщить и систематизировать знания учащихся об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают); исчезают насекомые, улетают перелётные птицы; животные готовятся к зиме, люди собирают урожай овощей и фруктов.
Задачи:
Образовательные:
- Согласование прилагательных с существительными.
- Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Развивающие:
- Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
- Способствовать развитию просодической стороны речи.
- Способствовать развитию фонематического восприятия.
- Развитие навыка связной речи.
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация.
Слайд №2
Ход занятия
I. Организационный момент.
Приветствие учителя.
Чтение отрывка из поэмы А. С. Пушкина “Евгений Онегин”:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Какие чувства вы испытываете при прослушивании стихотворения?
- Как вы думаете, о каком времени года говорится в отрывке?
II. Сообщение темы занятия.
- Правильно, в отрывке говорится об осени. И тема нашего занятия “Осень”
Слайд №3
- Когда осень начинается по календарю?
- Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая)
Слайд №4
- Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая)
Слайд №5
- Как назвать осень в ноябре? (Поздняя)
Слайд №6
- Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше)
Слайд №7
- А какое небо осенью? (Хмурое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, тёмное)
Слайд №8
- А, что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают.Деревья стоят голые)
- Правильно ребята. Осенью листья начинают желтеть. Жёлтые листья первая примета осени.Так как удлиняются ночи, растения получают меньше света. Зелёный цвет в листе убывает. И заметным становится жёлтый цвет. Но листья бывают разного цвета. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Поэтому листья бывают и красного цвета.
- Давайте вспомним, как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад)
- Необходимость листопада. Это защита дерева от зимней засухи. Так как листья испаряют много влаги. Избавление дерева от ядовитых, накопленных в листьях, веществ из земли и воздуха. А также защитатонких и хрупких веток от тяжести выпадающего зимой снега Деревья первыми освобождаются от листьев, чтобы не погибнуть в зимние морозы. Голыми и унылыми стоят лес и поле, когда пройдёт период золотой осени.
Слайд №9
- Ребята, а чем отличаются листья? (Формой, размером, цветом)
- А, что происходит с травою? (Она засыхает, желтеет, увядает)
Слайд №10
- А, что делают насекомые с приходом осени? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.)
- Правильно ребята, осеннее похолодание и увядание растений повлияли на насекомых. Их стало меньше, а к концу осени они совсем исчезнут.
Слайд №11
- Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)
- А как называются птицы покидающие осенью родные края? (Перелётные)
- Увядание растений, исчезновение насекомых, в некоторых случаях замерзание водоёмов ведут за собой отлёты перелётных птиц. Ранее других улетают птицы питающие насекомыми: стрижи, кукушки, ласточки, иволги. Перед отлётом птицы собираются в стаи. Первыми улетают птицы, которым не удалось вывести птенцов. За ними летят молодые, но уже окрепшие птицы. Некоторые птицы, прежде чем улететь кочуют с места на место. С понижением температуры и отсутствием корма связаны изменения и в жизни животных.
Слайд №12
- Что делают животные осенью?
(Готовятся к зиме.Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук.) другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса), третьи делают запасы на зиму (белка, ёж).
Слайд №13
- Осенью на полях, в садах и огородах идёт уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
- А для чего собирают люди урожай овощей и фруктов? (Делают запасы на зиму.)
Слайд №14
- Ребята, какая погода бывает осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)
Слайд №15
III. Физминутка
Листья осенние тихо кружатся, ( Кружатся на пальчиках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движение руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся)
Слайд №16
IV. Материал для закрепления.
Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Дерево-деревья-деревьев.
Лист-листья-листьев.
Трава-травы-трав.
Слайд №17
2. Подбор слов-антонимов.
Тепло - холодно.
Пасмурный день - солнечный день.
Сухой лист – мокрый лист.
Высокое дерево – низкое дерево.
Слайд №18
3. Правильное употребление предлогов: в, на, около, под, с, из- за, из- под.
4. Чтение и пересказ рассказа “Осень”
Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся всё пасмурнее, солнце всё светит реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди - долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток, и они падают на землю, укрывая золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в тёплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.
Слайд №19
V. Итог занятия.
- Ребята, о каком времени года мы вами сегодня говорили на занятии?
- Чем отличается осень от лета? (Рассказы учащихся)
- Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад)
- Вы сегодня очень хорошо работали на занятии, правильно отвечали на вопросы.
На этом занятие окончено. До свидания.