Урок проводят преподаватели сольфеджио и Башкирской музыки.
Цели.
- Проверить уровень знаний по творчеству композиторов.
- Продолжить формирование навыка пения в пентатонике.
Задачи.
- Проверить уровень усвоения материала по теме.
- Продолжить формирование навыка ориентации в ладу путем пения, транспонирования, слушания.
- Привить интерес к предметам музыкально-теоретического цикла.
Ход урока
1. Г.Альмухаметов
Уч.1. (преподаватель Башкирской музыки.) Сегодня мы проверим ваши знания о вокальном творчестве башкирских композиторов в период с 20 по 60 годы ХХ века. Сегодняшний урок выявит знания не только по предмету “башкирская музыка”, вам понадобятся знания по сольфеджио, музыкальной литературе.
Беседа о творчестве Газиза Альмухаметова начинается с вопроса:
- Кто первым из башкирских композиторов удостоился звания “Народный артист СССР” и за какие заслуги? (Вывешивается портрет композитора)
Далее беседа переводится на вокальное творчество композитора.
Уч.2. (преподаватель Сольфеджио) Вы знакомы с песней “Качаются лодки”, давайте споем ее сольфеджио все вместе (Приложение 1).
- Определить лад, настройка в ладу, пение сольфеджио группой, индивидуально.
- На уроке композиции учащаяся Ганина П. сочинила вариации на тему этой песни, давайте послушаем. Но прежде давайте вспомним особенности вариационной формы (прослушать ответы, затем слушание вариаций).
2. Х.Ахметов
Уч.1. Прослушайте музыкальный отрывок и узнайте автора и название.
(Хусаин .Ахметов романс “Я вас любил” из цикла “Пушкиниана”)
Ответы учащихся.
(Вывешивается портрет композитора)
Уч.2. Что такое цикл? Какие особенности вокального цикла?
(Прослушать ответы детей).
Уч.1 знакомит учащихся с романсом “Няня” из цикла “Пушкиниана”. Преподаватель вместе с учащимися вспоминают стихи А.Пушкина, роль няни в жизни поэта.
- Слушание романса.
3. З. Исмагилов
Уч.1. (вывешивается портрет З.Исмагилова)
- Узнайте, кто изображен? (Загир Исмагилов)
Беседа о творчестве З.Исмагилова, преподаватель затрагивает вопрос о вокальном творчестве, посвященном военной тематике.
- Одной из песен об этом периоде является “Лети мой гнедой”, на стихи?
Уч.2. (раздаются листы с мелодией. Приложение 2)
В написании этой мелодии есть ошибки, прослушайте и исправьте их.
(После первого проигрывания выяснить название отрывка)
- По окончании написания учащиеся обмениваются листами, один из учащихся вызывается к доске для исправления ошибок. Остальные карандашом исправляют ошибки и оценивают работу друг друга - взаимопроверка.
- Теперь можно спеть эту песню сольфеджио, затем со словами.
(Приложение 3)
4. Н.Сабитов
Уч.1. (вывешивает портрет). Кто изображен на портрете? (Нариман Н.Сабитов)
Беседа о творчестве Н.Сабитова.
Уч.2. Какую песню Н.Сабитова мы учили на уроке сольфеджио?
(“Песня жаворонка”. Приложение 4)
- Пение сольфеджио, со словами группой и индивидуально.
- Затем разделить группу на 2 части:
- Странспонировать мелодию:
1 гр. в Фа мажор,
2 гр. в Си-бемоль мажор.
2. Опросить по 1 учащемуся от группы (продиктовать вслух).
3. Спеть группами в новых тональностях.
5. Итог урока.
Разгадать кроссворд. (Приложение 5)
Выставление отметок.