Хозяйство стран Латинской Америки

Разделы: География


Технологическая карта урока. Приложение

Цель урока: сформировать представления о хозяйстве стран Латинской Америки.

Задачи:

обучающие: углубить знания странах Латинской Америки;

развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом;

воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, Интернет, ЭОР, персональный компьютер.

Ход урока

I. Презентация, подготовленная обучающимися, как опережающее задание, на тему “Формирование политической карты Латинской Америки”

Опрос.

  1. Почему за обширным регионом сохранилось единое название Латинская Америка?
  2. Удаленность Латинской Америки является благом или тормозом для развития экономики района?
  3. Почему при наличии благоприятных условий для развития сельского хозяйства Южная Америки является урбанизированным районом?
  4. Почему коренные жители – индейцы расселяются в труднодоступных местах?
  5. Откуда в Южной Америке появились мигранты?
  6. Какие этнические группы называют самбо, метисы, мулаты?

II. Изучение нового материала.

Вопрос. К каким группам по социально-экономическому делению можно отнести страны Латинской Америки? (НИС – Мексика, промежуточные – Бразилия, Аргентина, Чили, Перу, отстающие – Сальвадор, Гондурас, наиболее бедные и отсталые – Гаити)

Особенности развития экономики стран Латинской Америки.

Индустриализация стран Латинской Америки шла поэтапно: наиболее сильные толчки для развития экономики давали мировые войны, которые положительно воздействовали на экономику стран. Латинская Америка выступала крупным поставщиком сырья, питания, а экономические кризисы в развитых странах вызванные войнами, заставляли развивать свою промышленность.

Природные условия и ресурсы.

Задание. Класс делится на три группы, каждая группа получает задание охарактеризовать природные условия и природные ресурсы субрегионов Латинской Америки. Выделить группы природных условий, которыми богата территория, дать количественную и качественную характеристику. 1–2 человека от группы выступают, остальные заполняют таблицу. На основе получившейся таблицы делается вывод об обеспеченности Латинской Америки данным ресурсом, и отмечаются черты сходства и различия.

Природные ресурсы Андские страны Ла-Платские страны Страны Карибского бассейна Вывод
Минеральные Обеспечены медными рудами, селитрой, золотом, серебром, железными рудами, свинцовыми, вольфрамовыми. Марганец, бокситы Алюминиевые руды, нефть, никель, сера Южная Америка обеспечена минеральными ресурсами достаточно, особенно богаты запасы магматических полезных ископаемых, на севере находится крупный нефте-газовый бассейн. Хозяйство стран опирается на собственные резервы.
Лесные Лесные ресурсы в следствие высотной поясности разнообразны, но не богаты. Встречаются смешанные и хвойные леса. Лесные ресурсы богаты и разнообразны, особенно выделяется район. Амазонии и побережье. Атлантического океана. Лесные ресурсы богаты и разнообразны. Преобладают леса. тропического пояса. Латинская Америка обеспечена лесными ресурсами. Лесная промышленность ориентируется на собственные резервы.
Земельные Малоплодородные почвы. Плодородные почвы находятся на юге Бразилии, в степях Аргентины. Почвы плодородные с хорошим увлажнением. Плодородные почвы находятся на востоке и в центре материка, в Карибском районе.
Водные Реки горные и порожистые, есть горные озера. Самые крупные и полноводные реки Южной Америки. Реки небольшие, но территория достаточно увлажнена. Обеспеченность водными ресурсами в целом достаточна.
Агроклима-
тические
Сухой, суровый климат, малопригодный для ратениеводства, возможно мясное животноводство. Исключительно благоприятные климатические условия. Причем территории с различным климатом чередуются. Агроклиматические условия исключительно благоприятны для выращивания тропических культур. Можно выращивать культуры экваториального, субэкваториального, тропического и субтропического поясов.

После заполнения таблицы результат обсуждается в классе. Совместные выводы заносятся в графу выводы.

Задание. Работа в парах. Каждая пара получает для характеристики по одной отрасли промышленности. Затем идет выступление. Все остальные обучающиеся заносят информацию в заранее заготовленную таблицу.

Отрасли экономики Андские страны Ла-Платские страны Страны Карибского бассейна, Центральная Америка
Горно-
добывающая промышленность
Ведется добыча медных руд, селитры, золота, серебра, железных руд, свинцовых, вольфрамовых Добывается марганец, бокситы, железные руды Алюминиевые руды, нефть, никель, сера
Электроэнергетика   Преобладают ГЭС  
Машино-
строение
Судостроение, горно-
добывающее оборудование
В Бразилии получили развитие электроника, автомобилестроение, судостроение, в Аргентине – автомобиле- и станкостроение Судостроение. В Мексике большое количество сборочных цехов американских компаний: Дженерал, Форд, ИБМ
Черная металлургия   Металлургия развита в Бразилии, в которой имеются крупные запасы железной руды, но нет каменного угля Черная металлургия представлена в Мексике и Венесуэле
Цветная металлургия Начальные стадии производства цветных металлов в Чили, Перу – медная промышленность, в Боливии – оловянная Производство алюминия в Бразилии Производство глинозема на Ямайке, чистый алюминий в Венесуэле.
Химическая промышленность Производство минеральных удобрений из селитры Нефтепереработка, производство минеральных удобрений Нефтехимия на собственном сырье. НПЗ развитых стран: Нидерландов, США
Легкая промышленность Кожевенно-обувная – Аргентина, Перу Легкая промышленность представлена хорошо. Размещена на побережье. Много предприятий иностранного капитала, опирающийся на дешевую рабочую силу
Сфера услуг Туристическая инфраструктура развита плохо, но есть предпосылки для горного туризма. В Бразилии развит туризм развлечений. Бразильские карнавалы Особенно хорошо развита сфера услуг в странах Карибского бассейна. Преобладает приморский туризм.
Общий вывод и сходстве и различии регионов в промышленности: регионы резко отличаются по уровню развития промышленности, объединяет их то, что во всех субрегионах представлена горнодобывающая промышленность, традиционные отрасли.
Сельское хозяйство Преобладает мясное животноводство В Аргентине – животноводство, в остальных странах – растениеводство Преобладает растение-
водство
Товарные культуры Просо, ячмень Кофе, какао, гевея, сахарный тростник Сахарный тростник, бананы, кофе, хлопок, какао.
Потребительские культуры Картофель, ячмень, пшеница, томаты Кукуруза, просо, сорго, рис, фасоль, маниока, батат, тыква Бананы, рис, кукуруза, фрукты
Формы собственности Мелкие крестьянские хозяйства занимаются выращиванием потребительских культур. Крупные монополии являются иностранным капиталом Мелкие крестьянские хозяйства занимаются выращиванием потребительских культур.

Крупные монополии являются иностранным капиталом

Мелкие крестьянские хозяйства занимаются выращиванием потребительских культур.

Крупные монополии являются иностранным капиталом

Общий вывод: в Южной Америке выращиваются и экваториальные, субтропические, тропические и умеренные культуры. Преобладают потребительские культуры, выращиваемые на небольших земельных наделах: фасоль, батат, кукуруза, рис, просо и др. Крупные химикатизированные плантации принадлежат иностранному капиталу. Большая часть плантаций находится на побережье (колониальный рисунок хозяйства, в сельском хозяйстве проявляются монокультуры).

Характеристика отраслей промышленности:

Традиционные отрасли – легкая, пищевая, добывающая

Старые отрасли: черная и цветная металлургия

Новые отрасли – машиностроение, электроэнергетика, химическая промышленность

Новейшие отрасли – электротехника

III. Закрепление изученного материала

Вопрос. Какие черты характеризуют отсталость стран Латинской Америки? (Многоукладность, преобладание добывающих отраслей над перерабатывающими, монокультурная специализация, колониальный тип рисунка хозяйства и колониальный тип структуры хозяйства)

Задание. Составить модель экономики стран Латинской Америки.

Cхема. Приложение

IV. Домашнее задание

  1. Приготовить доклады о Бразилии, Мексике, Аргентине.
  2. Чтение текста учебника.
  3. Задание 8, 9 – письменно.
  4. Дополнительное задание – по желанию.