Гиперкинетический синдром в школьном возрасте и возможности коррекции в процессе музыкальных занятий

Разделы: Коррекционная педагогика


В последнее время вызывает тревогу все большее количество детей, имеющих гиперкинетическое нарушение поведения. С этой “болезнью цивилизации” пытаются бороться медики, психологи, воспитатели, родители и учителя. Термин “гиперактивные дети” хорошо известен в преподавательской среде, так как особенности поведения этих детей вступают в противоречие с ожидаемыми нормами.

Складывается впечатление, что они ни секунды не могут усидеть на месте, находясь “в плену своей ненасытной жажды движений” [1]. Их импульсивность обострена настолько, что им трудно дослушать вопрос, удержать на чем-то внимание. Они активно начинают все, но ничего не заканчивают. Таким детям очень трудно концентрироваться на чем-то одном, их внимание рассеяно, и в голову все время приходит желание совершить что-либо новое: поднять линейку, переложить книгу, посмотреть в окно, почесать ногу и т.д. Они и хотели бы, но не могут контролировать “свои бесцельные телодвижения” [1; там же] и рефлекторно реагируют на каждое зрительное раздражение. Успеваемость в школе постепенно снижается, потому что такой ученик не схватывает самые важные вещи на уроке, воспринимает материал лишь частично.

Чрезмерная двигательная активность, выраженная в области “грубой моторики” [2], отражается и на “тонкой”: возникают трудности при овладении письмом, рисованием. Выполнение письменных заданий превращается в пытку для всех участников учебного процесса, и при больших энергозатратах результат оказывается не утешительным.

Вместе с тем, своим поведением гиперактивный ребенок подвергает значительному испытанию терпения взрослых, и в его адрес сыплются предупреждения, уговоры, угрозы, что еще более усугубляет их нервозность. Чувство вины проявляется в повышенной агрессивности, склонности к демонстративному поведению, следствием которого становится общее неприятие со стороны окружения, причины которого им непонятны.

Гиперактивность как нарушенное поведение у мальчиков встречается в 4-5 раз чаще, чем у девочек, и зачастую передается по наследству от отца к сыну. У девочек гиперактивность проявляется в другой форме отклонения: они, скорее, апатичны, а порой и депрессивны. Внешне они не обращают на себя внимание активностью, но характерные симптомы присутствуют: нарушение концентрации внимания, слабая успеваемость, грубое, вспыльчивое поведение. И те, и другие не задумываются о своем поведении, удивляясь реакции окружающих и мучаясь чувством вины перед взрослыми, расположение которых они хотели бы завоевать. Скольким детям можно было бы помочь, если бы взрослые к проблеме относились грамотно: “неинформированность персонала детских садов и школьных учителей об особенностях гиперактивных детей и о том, как обращаться с ними, просто ужасающа” [3].

При этом, по результатам исследований большинство гиперактивных детей имеет хороший интеллектуальный потенциал, особое мышление. Необычные формы поведения, иная структура восприятия окружающего мира выгодно отличают их от сверстников. Среди известных деятелей гиперкинетичными детьми были А.Эйнштейн, Б.Гейтс, Наполеон, У.Черчилль и, вероятно, В.Моцарт.

Эти “беспокойные” дети по-своему способны и талантливы, и мы, педагоги дополнительного образования, работая в школах искусств с воспитанниками 4-6 лет встречаем их раньше Большой школы. От объединения именно наших усилий зависит, будет ли оказана действенная помощь в социализации этим детям. Не имея возможности работать с гиперактивными детьми в экспериментальных группах по особым программам, мы должны быть готовы к встрече и адаптации с ними. Вовлекая их в интересы музыки, живописи и хореографии мы должны владеть методикой коррекции, позволяющей облегчить положение ребенка.

Заинтересованный педагог может найти в литературе методические указания, вооружившись которыми поможет малышу с нарушенным вниманием находиться в школьной среде. Некоторые из них:

- следует обратить внимание, чтобы в школьном помещении не было слишком яркого, раздражающего света, а на парте учащегося только самые необходимые предметы;

- следует посадить ребенка ближе к преподавателю и, желательно, одного (это не должно выглядеть наказанием);

- использовать “прямой телесный и зрительный контакт” - чаще поглядывать и дотрагиваться (доктор К. Скродцки) [4];

- конфликт на уроке быстро гасить, от моральных проповедей отказаться и помнить, что наказание воспитательного действия не оказывает, лишь вызывает новый прилив возбуждения (психолог К.Нойхаус) [5];

- не цепляться к каждой мелочи, лучше придерживаться правила: “Все видеть, но воспитывать на самом важном”;

- не говорить: “Ты можешь, если хочешь!”. Ни один ребенок не стремится к неудачам;

- не жаловаться родителям; необходимый с ними разговор начинать с позитивных проявлений у воспитанника.

И главное: терпение, ...бесконечное терпение! [6].

Что же касается самих изучаемых предметов, то здесь у каждого преподавателя может быть своя специфика использования коррекционных мер.

Как преподаватель музыкально - теоретических дисциплин имею возможность использовать музыкотерапию в качестве средства коррекции состояния учащихся в желательном направлении. Музыка – особый мир! Сила ее – в высочайшей деятельности психики. Она для всех – путь к духовному исцелению и духовной реализации.

Предмет “Слушание музыки” позволяет целостное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия. Благотворное влияние музыки в детском возрасте отмечено многими специалистами, в случае с гиперактивными детьми можно говорить о некоторой разгрузке психики, освобождении от напряжения и, как следствие, устранении негативных проявлений. Трудность заключается в слуховом внимании, которое у этих детей не развито в следствии объективных причин.

Как помочь?

Логичнее всего начать с того, что обычно больше всего подвергается запретам: с движения, которое в детском возрасте проявляется как “нечто большее, чем просто физический акт” [7]. Размеры “теоретического” класса, как правило, позволяют в активном марше под звуки яркой жизнеутверждающей музыки свободно действовать, выполняя простейшие движения (марши из опер С.Прокофьева “Три апельсина”, Ж.Бизе “Кармен”, Дж.Верди “Аида” и др.) Со временем в ритуал “освоения” пространства вводятся определенные ограничения: движения по контуру четырехугольника или круга в определенном темпе и ритме. Таким образом, пространство и время для участников занятий становится до некоторой степени управляемым.

Далее можно использовать короткий игровой эпизод, по сюжету подходящий к теме занятия. Например, в рамках продолжительной темы “Музыка рассказывает о животных и птицах” на уроке, посвященном кукушке:

8 участников становятся в линию по одному и по порядку называют птиц, делая одновременно шаг вперед; выбывают те, кто не может больше вспомнить названий.

Оставшиеся 5 участников садятся на стулья с одной стороны класса, с другой - 4 стула.

Преподаватель:

“Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть,
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться”.

Дети бегут к пустым стульям. Участник, оказавшийся без места, под текст считалочки называет птиц, дотрагиваясь до каждого игрока:

По тропинке мальчик шел,
В чащу леса он зашел,
Встретились ему в тот день
Кукушка, ворон,
Грач да воробей!

Выбранные “птицы” встают, преподаватель вручает “кукушке” хвостик в три перышка с полосочками и загадывает загадку:

“Считается, что лето наступает, когда в лесу начнет куковать первая... (дети дружно - кукушка!)

Элемент пальчиковой игры: сцепив большие пальцы в замочек, “помахать” кистями, изображая полет кукушки. Далее - картинка кукушки и ее музыкальное изображение: Л.Дакен “Кукушка”, К.Сен-Санс “Кукушка в лесу”, П.Чайковский “Песня кукушки”, А.Вивальди фрагмент кукушки из I части концерта “Лето”.

Тематически ориентированное содержание игр успешно действует как в области психомоторики, так и в освоении нового материала, если развитие сюжета происходит в ситуациях, интересных и важных для самих участников. Дети имеют чутье на интерес, и в условиях свободного выбора сами предлагают игровые варианты, активно управляют собственной программой. Такая инициатива позволяет учащимся открывать в себе индивидуальные черты, сравнивать себя с другими. Движения под музыку всегда организуют, улучшение моторики наступает при этом в качестве “побочного эффекта”[8].

После интенсивных игр и физического напряжения необходима передышка. Именно в этот момент можно начинать “рассказ” преподавателя, вовлекая в диалог учащихся. Опытный педагог с помощью дидактико-методических приемов сможет детские интересы в одно и то же время направить на освоение предлагаемого им учебного материала. При этом любую познавательную активность следует поддерживать: ученые США предлагают в 5 раз чаще хвалить, чем делать замечания, на которые трудные дети почти не обращают внимания. В качестве вознаграждения могут быть похвальные записи, игрушки, выданные на время за каждый инициативный отклик.

Если все вышеуказанные мероприятия проведены успешно, то последующее слушание музыки будет более внимательным: дети становятся к этому времени менее импульсивными, не так отвлекаются, следовательно, предпосылки для улучшения учебной деятельности укрепляются, и звучащая негромко и неторопливо светлая музыка благотворно влияет на психоэмоциональное состояние расторможенного малыша (К.Дебюсси “Арабески”, “Лунный свет”, Ф.Лист “Грезы любви”, К.Сен-Санс “Лебедь” и др.) Для улучшения концентрации внимания можно предложить детям закрыть глаза. Опыт применения этого приема показывает, как улучшается слуховое восприятие у гиперактивных детей, если хоть на короткое время удается исключить источник зрительного раздражения. Использование этого упражнения на протяжении длительного времени успешно сказывается не только на активизации слухового внимания, но и на выработке у слишком подвижных детей умения контролировать свое поведение.

Возникшие во время прослушивания музыки фантазии стимулируют изобразительную деятельность малыша, и если на листке вместо рисунка почерканные линии - это неудачи в области мелкой моторики, импульсивный выход все той же энергии.

Планируя урок с детьми дошкольного или младшего школьного возраста, всегда следует помнить о смене видов деятельности. В моей практике эффективными оказались небольшие концерты из 3-4 участников. Научившись играть даже коротенькие и простые песни-пьески, учащиеся охотно выходят выступать: им нравится роль артиста, улыбки, аплодисменты. Поскольку дети играют на разных инструментах (пианисты имеют возможность на цифровом фортепиано менять “голоса”), интерес всегда ярко выражен; при этом одни внимательно слушают музыку, другие стараются соизмерять свои движения с ней, а кто-то может и потанцевать. Завершение урока становится весьма приятным!

Каким бы не было содержание занятия, структура его может быть следующей:

1. Активное двигательное начало.

2. Тематическая игра.

3. Расслабление. Слушание музыки. Рисование.

4. Коррекционные упражнения.

5. Завершение урока, как “островок” комфортного эмоционального состояния.

Главной целью педагогической деятельности в отношении гиперактивных детей должна стать помощь. Используемые нами методы, не устраняя самих нарушений, призваны смягчить их множественные последствия и развить способности к социальному общению.

Список литературы.

  1. Кипхард Э. Гиперактивность как проблема психомоторного развития // Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебн. пособие / Под ред. М. Пассольта.- М.: Академия, 2011.- С.47-65.
  2. Альтхер П. Гиперкинестический синдром в детском возрасте: диагностика и возможности коррекции // Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебн. пособие / Под ред. М. Пассольта.- М.: Академия, 2011.- С.5-15.
  3. Мюллер Й. У меня двое гиперактивных детей. Опыт матери // Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебн. пособие / Под ред. М. Пассольта.- М.: Академия, 2011.- С.133-144.
  4. Скродцки К. Долговременные наблюдения детей с гиперкинетическим синдромом и помощь в решении их повседневных проблем // Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебн. пособие / Под ред. М. Пассольта.- М.: Академия, 2011.- С.111-133.
  5. Нойхаус К. Что не так у ребенка непоседы? Целенаправленное воздействие в семье и школе. Обучение родителей // Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебн. пособие / Под ред. М. Пассольта.- М.: Академия, 2011.- С.90-111.
  6. Скродцки К. Долговременные наблюдения детей с гиперкинетическим синдромом и помощь в решении их повседневных проблем // Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебн. пособие / Под ред. М. Пассольта.- М.: Академия, 2011.- С.111-133.
  7. Пассольт М. Некоторые кинезиотерапевтические упражнения для гиперактивных детей. Упражнения с воздушным шариком и мухобойкой // Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебн. пособие / Под ред. М. Пассольта.- М.: Академия, 2011.- С. 73-82.
  8. Шиндлер Ю. “Я просто не могу выключить свой мотор!” Гиперактивные дети в процессе психомоторных игр // Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебн. пособие / Под ред. М. Пассольта.- М.: Академия, 2011.- С. 65-73.