Цели и задачи урока:
1. Дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека.
2. Развивать познавательную активность учащихся.
3. Усвоить разницу понятий о “внешнем” и “внутреннем” строении тела человека.
4. Развивать наблюдательность, внимание, память.
5. Учить детей работе с научным текстом и умению выделять в нём главное.
6. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
7. Формировать отношения сотрудничества, взаимопомощи, адекватную самооценку.
Оборудование и материалы: презентация; тест для обучающихся; для опытов: поролоновая губка, литровая банка с водой, воздушный шарик, веревка, песочные часы.
Ход урока
1. Мотивация учащихся.
- Сегодня наш урок будет посвящен очень важной теме. Почему эта тема очень важна, вы постараетесь ответить сами в конце урока. А сейчас наш урок можно назвать так: “Про себя самого” (1 слайд)
2. Актуализация мыслительной деятельности, включение внимания и воображения.
- Сейчас мы поиграем в игру “Узнай и назови”. (2 слайд)
Я буду показывать силуэты различных животных, а вы называть кто это? (3 слайд)
3. Проблемно-диалогическая беседа.
- Как вам удавалось узнать то или иное животное, по каким признакам узнали человека? (по внешнему строению тела)
- Сейчас я вам предлагаю рассмотреть ещё одну картинку. (4 слайд)
Учитель: Что вы видите?
Дети: Машину.
Учитель: Какие части машины вы видите снаружи?
Дети: Снаружи есть двери, окна, колеса, фары.
Учитель: А что находится внутри машины?
Дети: Сиденья, руль, двигатель:
Учитель: То, что мы видим снаружи - это внешнее строение машины. То, что можем увидеть внутри -это внутреннее строение машины. (слайд5)
4. Сообщение темы урока.
Учитель: Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня? Сегодня на уроке мы познакомимся с внешним и внутренним строением тела человека. Итак, тема нашего урока: "Строение тела человека".
Изучение новой темы "Внешнее строение человека"
Учитель: Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: голова, шея, туловище, на котором находятся грудь, спина, живот, потом руки и ноги. (показать на слайде 6).
А сейчас рассмотрим части тела подробнее. (показать на слайде 7).
Физкультминутка
Погладьте по голове .Покажите шею. Далее туловище. На туловище похлопайте по груди, покажите спину, погладьте живот. Поднимите руки вверх. Похлопайте руками. Потопайте ногами.
Повторяем все движения.
Внутренне строение человека.
Учитель: Мы рассмотрели внешнее строение тела человека. Повторим Что относится к внешнему строению человека (слайд 8) дети называют + я на доску прикрепляю понятия (внешнее строение человека: голова, шея, руки, ноги, туловище)
А каково же его внутреннее строение? На доске понятие Внутреннее строение человека
1. Тело человека состоит из органов. Вы смотрите вокруг, пишите, читаете. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так.
В теле человека есть "командный пункт", который управляет работой всего организма.
Это мозг. (слайд 9) Головной мозг состоит из миллионов и миллиардов нервных клеток. Он контролирует все процессы в организме - и управляет движениями человека, и поддерживает постоянную температуру тела человека, и помогает удерживать равновесие.
Учитель: Как же называют головной мозг?
Дети: Командный пункт.
Учитель: Какую работу выполняет головной мозг?
Дети: Управляет работой всего организма.
Учитель: В какой части тела располагается этот орган?
Дети: В голове.
Учитель: Ребята, у вас на партах лежат силуэты человека. Найдите головной мозг и раскрасьте его простым карандашом.
прикрепляю к доске “мозг”
2. Следующий орган - сердце. (слайд 10) Сердце находится в левой стороне груди. Сердце - это полый мышечный орган, по размеру и по форме напоминающий сжатый кулак. Сердце постоянно сокращается и расслабляется, перегоняя кровь по кровеносным сосудам.
Учитель: Какую работу выполняет сердце?
Дети: Сердце гонит кровь по кровеносным сосудам.
Учитель: Где находится сердце?
Дети: В груди, в левой стороне.
Учитель: Положите ладошку к своему сердцу, послушайте, как оно бьётся. Дети, раскрасьте красным карандашом "сердце" на силуэте человечка.
прикрепляю на доску"сердце"
3. Следующий орган - лёгкие. (слайд 11) Лёгкие похожи на две розовые губки. (Показывает губки).Лёгкие расположены в грудной полости, по обе стороны сердца. Когда человек вдыхает воздух, они расширяются, а когда выдыхают - сжимаются. В процессе дыхания они снабжают кровь кислородом и удаляют из неё ненужный углекислый газ.
Опыт
- Как долго вы можете не дышать? Давайте проверим. По моему сигналу вы задержите дыхание. Когда вам захочется вдохнуть, вы поднимаете руку.
- Итак, сделайте вывод, как долго человек может не дышать.
- Человеку нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи лёгких.
Учитель: Для чего нужны человеку легкие?
Дети: С помощью лёгких человек дышит.
Учитель: Где расположены лёгкие?
Дети: В груди по обе стороны сердца.
Учитель: Приложите ладошки к груди, покажите область легких. Раскрасьте синим карандашом лёгкие на силуэте человека.
прикрепляю "лёгкие"
Физкультминутка (слайд 12)
4. Следующий орган - желудок. (слайд 13) Это главное отделение "внутренней кухни". Он находится в верхней части живота, под рёбрами с левой стороны. Желудок похож на мышечный мешок, который растет по мере поступления пищи. Стенки желудка содержат железы, которые выделяют желудочный сок- сложный комплекс веществ, расщепляющих компоненты пищи.
Учитель: Без еды желудок как спущенный воздушный шарик. Дунешь в шарик - он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Какую работу выполняет желудок?
Дети: Желудок перерабатывает пищу.
Учитель: Где расположен желудок?
Дети: В верхней части живота, с левой стороны.
Учитель: Положите ладошку на область желудка. Найдите на силуэте человечка "желудок" и раскрасьте желтым цветом.
прикрепляю"желудок"
5. От желудка начинается длинный извилистый "коридор" - кишечник. (слайд 14) Тонкая кишка- это длинная тонкая трубка, которая ведёт от желудка к толстой кишке. Здесь питательные вещества, содержащиеся в пище, всасываются в кровь. Толстая кишка - это широкая трубка, последняя часть пищеварительной системы. Здесь накапливаются каловые массы.
Учитель: Тонкая кишка и толстая кишка составляют кишечник. Он тянется почти на 8 метров. Свернут так плотно, что полностью умещается в животе. Итак, что происходит в кишечнике?
Дети: Пища переваривается и впитывается организмом.
Учитель: Где находится кишечник?
Дети: В животе.
Учитель: Покажите область кишечника. На силуэте человечка найдите кишечник и раскрасьте зеленым цветом.
прикрепляю "кишечник"
Если весь кишечник человека вытянуть в одну линию, то она получится длинной 8 метров.(от окна до двери)
6. И еще один орган - печень. (слайд 15) Печень располагается в правой части тела, примерно на уровне локтя. Она выполняет несколько важных функций. Например, она выделяет желчь, которая необходима для пищеварения, запасает питательные вещества и очищает кровь от токсичных соединений.
Учитель: Какую роль в организме выполняет печень?
Дети: Она помогает переваривать пищу в кишечнике.
Учитель: Где находится печень?
Дети: С правой стороны в верхней части живота.
Учитель: Приложите ладошку к области печени. Найдите печень на силуэте человечка и раскрасьте коричневым цветом.
прикрепляю"печень"
Учитель; А кто знает, какой орган у нас самый горячий? (печень, от слова "печь")
Учитель: Итак, мы поговорили о внутреннем строении тела человека. Перечислите внутренние органы, которые мы разбирали на уроке.
Дети: Головной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень.
5. Закрепление темы
Сейчас вы поработаете в парах сменного состава. Я раздам текст в котором описывается тот или иной орган , вы в парах внимательно его прочитаете, заполните информационную карту, перескажите друг другу, а дальше поменяетесь парами.
Лёгкие.
У каждого из нас два лёгких – правое и левое. Лёгкие похожи на две губки. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере, когда делаем вдох лёгкие наполняются воздухом и расширяются.
Они расположены в груди.
Самостоятельная работа.
Выполните тест на листочках. У вас 4 задания, выберите правильный ответ (слайды с 16–20). Листочки я у вас заберу, проверю и выставлю оценки за работу.
Учитель: Ребята, к своему здоровью относится нужно бережно. Давайте прочитаем пословицы и поговорки и объясним их значение.(чтение пословиц и поговорок)
6. Итог.
- Ребята, мы изучили новую тему. Вы можете сейчас сказать, почему эта тема очень важна? (Необходимо хорошо знать, как устроен твой организм, и как работают его органы, чтобы правильно жить и быть здоровым!)
Учитель: С чем вы познакомились на уроке?
Дети: С внешним и внутренним строением человека.
Учитель: Назовите части тела человека.
Дети: Голова, шея, туловище (грудь, спина, живот), руки, ноги.
Учитель: Назовите внутренние органы человека.
Дети: Головной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень.
Учитель: Ребята, к своему здоровью относится нужно бережно. Давайте прочитаем пословицы и поговорки и объясним их значение.(чтение пословиц и поговорок) (если останется время)
7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание.
Учитель: выполните задания в рабочей тетради