Урок литературного чтения "Есть такая профессия – Родину защищать". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Форма проведения: урок-праздник.

Участники урока: ученики 3 класса, их папы и дедушки.

Цель: расширить представления детей об общенародном празднике, посвященном Вооруженным Силам России.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с традициями праздника, показать его значимость;
  • развивать умение понимать прочитанное, учить работать с текстом;
  • воспитывать у обучающихся уважение и гордость за своих отцов, дедов, за свою страну; готовить в будущем к защите своей страны.

Оборудование: мультимедийный проектор, оформленный стенд – проекты учеников «Мой любимый папочка», «Что я знаю о папе?»; раздаточный материал для работы в группах, парах, тесты.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Мотивация

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Открою вам секрет, что ваши папы и дедушки не просто гости, а ваши помощники на этом уроке. А вам, уважаемые папы и дедушки уникальная возможность, сидя за партой помогать и даже подсказывать вашим детям.
Но отвечать конечно будут ученики. Внимание! Начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний. Постановка проблемных вопросов

– Какой сейчас месяц?
– О чем я говорю? Мощная, вооруженная, многочисленная…
– Как связаны между собой февраль и армия? (праздник)

Ученица читает стихотворение С. Маршака «Февраль».

– Как называется праздник? «День Защитника Отечества»             
– Прочитайте слова: Отечество, Отчизна, отец, отчий край, отчий дом.
– Что можете сказать?
– Назовите синоним слов Отчизна, Отечество (Родина).

Ученики читают стихи:

1. И уже немало пройдено
Коль зовут в грядущее пути
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.

2.  С эти чувством человек рождается,
С ним живет и умирает с ним.
Все пройдет, а Родина – останется,
Если мы то чувство сохраним.

3. Сообщение темы, цели, задач урока

– Сформулируйте тему урока.
– Проверим, правы вы или нет.

Работа в группах (карточка желтого цвета).

Задание: собрать из слов предложение (профессия, есть, Родину, такая, защищать)

– Итак, тема урока: «Есть такая профессия – Родину защищать».
– Что нового вы бы хотели сегодня узнать? Какие задачи поставим?
– Защитник Отечества! Как гордо звучат эти слова. Сегодняшний наш урок мы посвящаем
тем, кто уже прошел военную службу и тем, кому ещё предстоит её нести!

4. Знакомство с текстом «День Защитника Отечества»

Словарная работа. Работа в группах (карточка белого цвета)

Задание: соедините слова с их значением.

гражданская война праздничный проход всех групп и  родов войск по Красной площади
воинская присяга вооруженная борьба внутри государства
Отечество нести охрану кого-чего-нибудь
воинские ритуалы торжественное обещание соблюдать какие-нибудь обязательства
военный парад страна, где ты родился
почётный караул порядок определенных действий

Проверка.

Комбинированное чтение текста.

– Как вы думаете, какой это текст? Куда можно поместить этот текст? Почему?

5. Первичное восприятие текста

– О чем говорится в тексте?
– Что является почетной обязанностью каждого гражданина России?
– Когда юноши призываются на военную службу?
– О каких воинских ритуалах вы узнали?

6. Закрепление

1. Работа в группах с родителями.

– В любой армии существуют воинские звания. Папы, нам нужна ваша помощь.

Задание: найди ошибки. Расставьте звания по порядку.

(Ефрейтор, лейтенант, сержант, подполковник, полковник, капитан, майор, прапорщик)

Проверка. Кто может дополнить список?

2. Помимо званий в Армии определяются профессиональные качества военнослужащих.

Игра «Отгадай род войск». Загадки  (Приложение)

Работа в парах с родителями (карточка розового цвета).

Задание: прочитать загадку, отгадать, напротив написать род войск.

Проверка.

7. Музыкальная пауза. Поздравление пап и дедушек

Презентация проектов «Мой любимый папочка».

Определение победителей по номинациям. Вручение открыток и проектов папам и дедушкам.

– Каким должен быть будущий защитник Родины?
– Какими качествами должен обладать?
– Послушайте сказку. (Читает ученица.)
– О каком слове прочитала ученица?
– Похож ли этот Витя на мальчика из произведения, с которым вы работали дома?
– Назовите автора и название произведения.

8. Самостоятельная работа. Тестирование (Приложение)

Проверка.

– Мог ли мальчик поступить иначе?
– Но ведь это только игра?

Работа в парах

Задание: собери пословицу и подбери нужную к прочитанному произведению. Докажи.

Слезами а давши держись.
Кто храбр и стоек, горю не поможешь.
Не давши слова, крепись, тот десятерых стоит.

– Нужно ли это качество будущему защитнику Родины?

9. Рефлексия

– Задумайтесь, давали ли вы когда-нибудь честное слово? Всегда ли могли его сдержать?
– Да, у некоторых ребят так и бывает, не умеют держать честное слово. И честное слово начинает болеть!

ЧЕ . Т . ОЕ  СЛ .  . О.

– Наша задача вылечить его!

Работа в группах с родителями.

Задание: на столах буквы, которые выпали из «честного слова», придумать слова на эту букву, а слова необычные, назвать  качества, необходимые будущему защитнику Родины.

Проверка.

– Какими качествами должен обладать будущий защитник Отечества? (Называют, буквы возвращаются).

– Именно таким должен быть будущий воин.

Учитель:

Когда станут взрослыми наши ребята,
Их тоже служить призовут во солдаты,
Ведь должен мужчина, российский любой
Суметь за Россию отправиться в бой.

10. Поздравительная минутка

Девочки поздравляют одноклассников.

11. Итог урока

– Какая такая профессия – Родину защищать?

Работа с кроссвордом.

Проверка.

– Назовите ключевое слово.

(Знакомство с выставкой книг).

– Подберите синоним к слову СОЛДАТ – воин, защитник.

Поздравительное слово учителя:

– Уважаемые мужчины – папы, дедушки и мальчишки! Поздравляем вас с наступающим праздником! Желаем успехов, счастья, добра, чистого мирного неба над головой. Мальчишкам – расти сильными, смелыми, мужественными, добрыми и благородными, помнить о высоком звании мужчин.
– Спасибо нашим гостям.

12. Оценивание

– И оценить работу учеников я сегодня предлагаю вам, нашим гостям, по группам.
– Урок окончен. Спасибо всем за внимание.