Урок алгебры по теме "День птиц". 9-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (713 кБ)


Цель урока: повторить понятия: «уравнение с двумя неизвестными», «решение уравнения с двумя неизвестными», «система уравнений с двумя неизвестными», «решение системы уравнений с двумя неизвестными», «способы решения систем», закрепить умение решать системы уравнений, развивать умение проверять свое решение, умение выбирать оптимальный способ решения, воспитывать бережное отношение к природе, в частности, к птицам, акцентировать внимание на птицах, проживающих в нашей местности.

Урок сопровождается презентацией с иллюстрациями и заданиями.

Ход урока

I. Оргмомент.

Слайд 1. Дорогие ребята! Сегодня необычный день – День птиц. Поэтому этот урок алгебры мы посвятим птицам. В разговоре о птицах повторим и обобщим знания и умения по теме – «Системы уравнений».

II. Актуализация знаний.

Слайд 2. Ответьте на вопросы: 1) Какое уравнение называют уравнением с двумя переменными? (Уравнение, в котором два неизвестных, обозначенных двумя латинскими буквами). Из приведенных трех уравнений выберите уравнение в двумя переменными. (В). 2) Что называют решением уравнения двумя переменными? (Всевозможные пары чисел, при подстановке которых вместо переменных уравнение становится верным числовым равенством). 3)Что называют системой уравнений с двумя переменными? (Два уравнения с двумя переменными, для которых требуется найти общее решение, называют системой уравнений). 4) Что называют решением системы уравнений с двумя переменными? (Всевозможные пары чисел, при подстановке которых вместо переменных оба уравнения становятся верными числовыми равенствами).

III. Устные задачи.

Слайд 3. 1) Является ли решением уравнения х+2у=5 пара чисел: А) (0;1); Б) (3;-1); В) (-1;3). Правильный ответ В. 2) Является ли решением системы уравнений пара чисел: А) х=1, у=6, Б) х=3, у=2. Правильный ответ: Б.

IV. Устные задачи.

Слайд 4. 3) Решите систему уравнений устно: Ответ (3;1). 4) Определите степень уравнения: А) х-у+42=0, Б) x2-y2+2х=0, В) (x2-y2)2=5у. Ответ: А) 1, Б) 2, В) 4.

V. Актуализация знаний.

Слайд 5. Назовите способы решения систем уравнений: подстановки, сложения, графический, метод введения новых переменных. Когда применяется каждый из них?

VI. Устные задачи на применение графического метода, подобные заданиям ГИА.

Слайд 6.

Ответ: (-1;-1), (0;-2).

Слайд 7.

Ответ: (2;1).

Слайд 8.

                        Ответ: (-3;-4), (3;4).

Слайд 9.

Ответ: 313.

VII. Физкультминутка

Слайд 10. Физкультминутка под девизом: «Ученик, который учится без желания – птица без крыльев».

VIII. Решение задач.

Слайд 11. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищало их яркое оперение, мелодичное пение, их смелые и стремительные полеты. С птицами связаны самые поэтические образы в творчестве народов, в классической музыке, литературе. Решите системы уравнений. Используя найденные ответы, запишите в таблицу названия птиц и узнайте, что они символизируют.

1) Павлин, 2) Пеликан , 3) Сова , 4) Аист .

(-1,6;-2) (0,2;-0,8) (0,-1) (-2,5;-0,5)
Мудрость Счастье Бессмертие Жертвенность

Ответ: Павлин – бессмертие, пеликан – жертвенность, символ конкурса «Учитель года», сова – мудрость, аист – счастье.

Слайд 12. А что символизируют лебеди? Верность!

IX. Решение задач.

Слайд 13. В библейской легенде голубка приносит Ною весть о том, что Бог сменил гнев на милость и что потоп кончился. Выражение «Голубь мира» приобрело особую популярность после того, как голубь, несущий в клюве оливковую ветвь, был использован художником при создании эмблемы для Всемирного конгресса сторонников мира в 1949 году. Слайд 14.Решите системы уравнений. Используя найденные ответы, узнайте методом исключений фамилию художника, создавшего эту эмблему. 1) ,.

Сальвадор Дали Александр Дейнека Пабло Пикассо
(-2;0), (1;-3) (5;-2), (2;-5) (-2;5),(-5;2)

Ответ: Пабло Пикассо.

X. Решение задач.

Слайд 15. В нашей местности проживает 264 вида птиц, относящихся к 18 отрядам. Некоторых их них можно увидеть в лесополосах, растущих в нашем селе. Чтобы познакомиться с ними, решите системы уравнений. Для каждой системы слева подберите ответ справа.

Зяблик (2;6), (6;2)
Свиристель (13;5), (5;13)
Снегирь (-3;-7), (7;3)
Синица (6;3), (-6;-3)
Щурка (3;2), (2;3)
Хохлатый жаворонок (11;1), (1;11)
Дятел (2;-4), (4;-2)
Трясогузка (4;1), (1;4)

Рядом с каждым правильным ответом размещено фото птицы. На слайде 16 фотографии птиц даны еще раз, чтобы повторить их названия.

XI. Решение дополнительных задач.

Слайд 17.

Ответ: (3;-6).

XII. Итог урока.

У некоторых германских народов синяя птица издавна служит символом счастья. «Гоняться за синей птицей» – значить искать счастья. Понятно, как сложился этот символ: в Европе по-настоящему синих птиц нет, и поймать такую птицу по меньшей мере трудно. У нас «синяя птица» стала символом недостижимого счастья, несбыточной, хотя и прекрасной мечты. А «охотиться за синей птицей» – искать невозможного, тратить время и силы впустую. Чтобы не тратить сил впустую, будем тщательно готовить свой будущий успех – удачную сдачу экзамена по математике, и синяя птица сама прилетит к нам!

Использованная литература: Алгебра 9 класс. Задания для обучения и развития обучающихся. Беленкова Е.Ю. и др. М., Интеллект-Центр, 2011.