Цель урока: повторить понятия: «уравнение с двумя неизвестными», «решение уравнения с двумя неизвестными», «система уравнений с двумя неизвестными», «решение системы уравнений с двумя неизвестными», «способы решения систем», закрепить умение решать системы уравнений, развивать умение проверять свое решение, умение выбирать оптимальный способ решения, воспитывать бережное отношение к природе, в частности, к птицам, акцентировать внимание на птицах, проживающих в нашей местности.
Урок сопровождается презентацией с иллюстрациями и заданиями.
Ход урока
I. Оргмомент.
Слайд 1. Дорогие ребята! Сегодня необычный день – День птиц. Поэтому этот урок алгебры мы посвятим птицам. В разговоре о птицах повторим и обобщим знания и умения по теме – «Системы уравнений».
II. Актуализация знаний.
Слайд 2. Ответьте на вопросы: 1) Какое уравнение называют уравнением с двумя переменными? (Уравнение, в котором два неизвестных, обозначенных двумя латинскими буквами). Из приведенных трех уравнений выберите уравнение в двумя переменными. (В). 2) Что называют решением уравнения двумя переменными? (Всевозможные пары чисел, при подстановке которых вместо переменных уравнение становится верным числовым равенством). 3)Что называют системой уравнений с двумя переменными? (Два уравнения с двумя переменными, для которых требуется найти общее решение, называют системой уравнений). 4) Что называют решением системы уравнений с двумя переменными? (Всевозможные пары чисел, при подстановке которых вместо переменных оба уравнения становятся верными числовыми равенствами).
III. Устные задачи.
Слайд 3. 1) Является ли решением уравнения х+2у=5 пара чисел: А) (0;1); Б) (3;-1); В) (-1;3). Правильный ответ В. 2) Является ли решением системы уравнений пара чисел: А) х=1, у=6, Б) х=3, у=2. Правильный ответ: Б.
IV. Устные задачи.
Слайд 4. 3) Решите систему уравнений устно: Ответ (3;1). 4) Определите степень уравнения: А) х-у+42=0, Б) x2-y2+2х=0, В) (x2-y2)2=5у. Ответ: А) 1, Б) 2, В) 4.
V. Актуализация знаний.
Слайд 5. Назовите способы решения систем уравнений: подстановки, сложения, графический, метод введения новых переменных. Когда применяется каждый из них?
VI. Устные задачи на применение графического метода, подобные заданиям ГИА.
Слайд 6.
Ответ: (-1;-1), (0;-2).
Слайд 7.
Ответ: (2;1).
Слайд 8.
Ответ: (-3;-4), (3;4).
Слайд 9.
Ответ: 313.
VII. Физкультминутка
Слайд 10. Физкультминутка под девизом: «Ученик, который учится без желания – птица без крыльев».
VIII. Решение задач.
Слайд 11. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищало их яркое оперение, мелодичное пение, их смелые и стремительные полеты. С птицами связаны самые поэтические образы в творчестве народов, в классической музыке, литературе. Решите системы уравнений. Используя найденные ответы, запишите в таблицу названия птиц и узнайте, что они символизируют.
1) Павлин, 2) Пеликан , 3) Сова , 4) Аист .
(-1,6;-2) | (0,2;-0,8) | (0,-1) | (-2,5;-0,5) |
Мудрость | Счастье | Бессмертие | Жертвенность |
Ответ: Павлин – бессмертие, пеликан – жертвенность, символ конкурса «Учитель года», сова – мудрость, аист – счастье.
Слайд 12. А что символизируют лебеди? Верность!
IX. Решение задач.
Слайд 13. В библейской легенде голубка приносит Ною весть о том, что Бог сменил гнев на милость и что потоп кончился. Выражение «Голубь мира» приобрело особую популярность после того, как голубь, несущий в клюве оливковую ветвь, был использован художником при создании эмблемы для Всемирного конгресса сторонников мира в 1949 году. Слайд 14.Решите системы уравнений. Используя найденные ответы, узнайте методом исключений фамилию художника, создавшего эту эмблему. 1) ,.
Сальвадор Дали | Александр Дейнека | Пабло Пикассо |
(-2;0), (1;-3) | (5;-2), (2;-5) | (-2;5),(-5;2) |
Ответ: Пабло Пикассо.
X. Решение задач.
Слайд 15. В нашей местности проживает 264 вида птиц, относящихся к 18 отрядам. Некоторых их них можно увидеть в лесополосах, растущих в нашем селе. Чтобы познакомиться с ними, решите системы уравнений. Для каждой системы слева подберите ответ справа.
Зяблик | (2;6), (6;2) |
Свиристель | (13;5), (5;13) |
Снегирь | (-3;-7), (7;3) |
Синица | (6;3), (-6;-3) |
Щурка | (3;2), (2;3) |
Хохлатый жаворонок | (11;1), (1;11) |
Дятел | (2;-4), (4;-2) |
Трясогузка | (4;1), (1;4) |
Рядом с каждым правильным ответом размещено фото птицы. На слайде 16 фотографии птиц даны еще раз, чтобы повторить их названия.
XI. Решение дополнительных задач.
Слайд 17.
Ответ: (3;-6).
XII. Итог урока.
У некоторых германских народов синяя птица издавна служит символом счастья. «Гоняться за синей птицей» – значить искать счастья. Понятно, как сложился этот символ: в Европе по-настоящему синих птиц нет, и поймать такую птицу по меньшей мере трудно. У нас «синяя птица» стала символом недостижимого счастья, несбыточной, хотя и прекрасной мечты. А «охотиться за синей птицей» – искать невозможного, тратить время и силы впустую. Чтобы не тратить сил впустую, будем тщательно готовить свой будущий успех – удачную сдачу экзамена по математике, и синяя птица сама прилетит к нам!
Использованная литература: Алгебра 9 класс. Задания для обучения и развития обучающихся. Беленкова Е.Ю. и др. М., Интеллект-Центр, 2011.