Цель: развитие умений и навыков по теме: «Деление натуральных чисел”, давая одновременно сведения о предстоящей зимней олимпиаде в Сочи.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Деление натуральных чисел”, продолжить работу над формированием умения делить натуральные числа.
- Совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
Развивающие:
- Развитие логического мышления учащихся, развитие памяти, внимания. Умения рассуждать, выделять главное.
- Связь предмета математики с олимпийскими играми.
Воспитательные:
- Формирование патриотического отношения к своей Родине.
- Создание мотивации на успешное обучение.
- Развитие у учащихся аккуратности, внимательности.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Ход урока
Здравствуйте, ребята!
(Слайд 1). Тема нашего урока «Деление натуральных чисел». Сегодня мы выполним различные задания, используя навыки деления и свойства деления. Но урок у нас сегодня не совсем обычный. Все задания, которые мы выполним, будут связаны с одним очень важным событием в жизни человечества.
А что это за событие, вы узнаете, разгадав небольшой математический кроссворд.
(Слайды 2-13).В этом кроссворде 9 слов.
- Часть прямой, ограниченная двумя точками. (отрезок)
- Имеет начало, но не имеет конца. (луч)
- Единица с шестью нулями. (миллион)
- Результат сложения. (сумма)
- Сумма длин сторон многоугольника. (периметр)
- Числа, которые перемножают. (множители)
- Результат деления. (частное)
- Прямоугольник, все стороны которого равны. (квадрат)
- Результат вычитания. (разность)
В выделенном вертикальном столбце мы прочитаем слово «ОЛИМПИАДА»
Сегодняшний наш урок посвящен олимпийским играм.
(Слайд 14).Олимпийские игры – ярчайшее спортивное событие планеты и самый главный старт в жизни любого спортсмена. История Олимпийских игр ведет свой отсчет с 776 г. до н.э. Эти крупнейшие спортивные соревнования древности зародились в Греции. Первым местом проведения, давшим название играм, была Олимпия, считавшаяся у греков священным местом.
Далее у нас небольшой математический диктант. Двое выходят к доске. Заданий в диктанте 8. Ответы записываете в столбик.
Математический диктант
- Уменьшите число 38 в 2 раза. (19)
- Делимое 48, делитель 3 . Найдите частное. (16)
- Во сколько раз число 100 больше числа 4? (25)
- Запишите уравнение и решите его. Частное 120 и х равно 12. (10)
- Все четные числа, делятся на это число. (2)
- Результат деления нуля на любое число. (0)
- Результат деления числа на это же число. (1)
- Чему равна сторона квадрата, если его периметр равен 16 см? (4)
Проверим результаты. Для этого вы меняетесь с товарищем тетрадями.
(Слайд 15). Теперь мы первым четырем числам соотнесём буквы из алфавита. Каждая буква имеет свой порядковый номер. Значит, получаем.19 – С, 16 – О, 25 – Ч, 10 – «И». Итак, у нас получилось СОЧИ-2014.
(Слайд 16). Вы все знаете, что наша страна удостоена чести стать в 2014 году организатором и местом проведения предстоящей зимней Олимпиады.Городом, где будут проводиться олимпийские игры, является Сочи.
Олимпиады в современном виде были возрождены в конце 19-го века. Автором и вдохновителем этой идеи выступил французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен. А в каком году состоялись первые игры современности, мы узнаем, найдя значение следующего выражения.
(Слайд 17)
(269 + 139) :17 х (442 -363)= 1896
Именно в этом году состоялись первые игры современности, которые прошли на родине Олимпиады в Греции в городе Афины.
Сначала не было разделения на зимнюю и летнюю олимпиаду. И следующим важным этапом в новейшей истории Игр стало включение в программу Олимпиады зимних видов спорта.
(Слайд 18). Решив следующее уравнение, вы узнаете, в каком году состоялись первые зимние олимпийские игры.
у : 52 = 37
у = 1924
В 1924 году состоялись первые зимние олимпийские игры, которые проходили во французском городе Шамони. Вот так выглядела эмблема этих игр.
Итак, это были первые зимние игры. А какими по счёту являются зимние игры в Сочи?
Вы узнаете это, выполнив следующее задание:
(Слайд 19). Запишите подряд римскими цифрами числа 10, 10, 1,1.Прочитайте получившееся число.
Олимпийские игры в Сочи являются XXII по счёту зимними играми.
Вот так выглядит эмблема игр в Сочи. Пять разноцветных колецслужат символом пяти обитаемых континентов земного шара. И это значит, что в играх могут участвовать спортсмены всех стран.
А это олимпийский факел.Олимпийский огонь — один из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе проведения Игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания. В настоящее время олимпийский огонь зажигают в Олимпии (Греция), за несколько месяцев до открытия игр и до начала игр эстафетой доставляют в место проведения Олимпиады. 6 октября олимпийский огонь прибыл в нашу столицу.
Перейдем к следующему заданию.
(Слайд 20). Решите задачу с помощью уравнения.
Задумано число. Если его разделить на 8,а потом к частному прибавить 29, то получится 31. Какое число было задумано?
х : 8 + 29 = 31
Решив уравнение, получим, что корень его равен 16.
Именно 16 дней (с 7 по 23 февраля) будут длиться зимние игры в Сочи.
(Слайд 21). Олимпийские игры имеют свой девиз:“Быстрее, выше, сильнее”.
И у нас сейчас физкультминутка.
А теперь, ребята встали!
Быстро руки вверх подняли.
Тянем выше, ещё выше
Отряхнули, стали ниже.
Головой теперь покрутим –
Так мы лучше думать будем.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
У нас следующее задание.
(Слайд 22). Далее заполним таблицу, которая поможет нам сравнить первые и двадцать вторые зимние игры, игры в Шамони и в Сочи. Первый вариант будет заполнять данные для первых зимних игр, а второй вариант – для двадцать вторых игр.
Сначала узнаём, сколько стран принимало участие в играх.
(Слайд 23). Найдите значение выражения (к + 463) : 47, если к = 289; к = 3297.
У доски работают двое.Остальные проверяют каждый свой вариант.
Итак, посмотрим на результаты: 16 и 80.
(Слайд 24). 16 стран принимали участие в первых зимних играх, тогда как в Сочи ожидается участие спортсменов из 80 стран.
Перейдем к следующему заданию.
(Слайд 25). Выполните деление: 131850 : 450 = 797 500 : 290 =
К доске выходят двое. Итак, частное в первом варианте равно 293, во втором – 2750.
(Слайд 26). 293 спортсмена принимали участие в зимних играх в Шамони, а в Сочи ожидается участие 2750 спортсменов.
Следующее задание:
(Слайд 27). Решите уравнение:9х + 83 = 227; 730 – 7у = 44.
К доске выходят двое. Корни этих уравнений 16 и 98.
(Слайд 28). 16 комплектов наград было разыграно в первой Олимпиаде и 98 комплектов предстоит разыграть в XXII олимпийских играх.
Перейдем к следующему заданию.
(Слайд 29). Во сколько раз произведение 889 и 40 больше частного 45720 и 9?
(889 х 40) : (45720 : 9) = 7
7 – столько спортивных дисциплин включены в олимпийские игры. Это - биатлон, бобслей, кёрлинг, коньковые виды спорта, лыжные виды, санный спорт, хоккей с шайбой.
И, наконец, выполним последнее на сегодня задание.
(Слайд30). Конечно же, ни одна зимняя олимпиада не обошлась без игры хоккей.
Решите задачу.
По правилам Федерации хоккея площадка для игры имеет площадь, равную 1647 кв.м. Чему равна ширина этой площадки, если её длина равна 61 м?
Решив задачу, мы узнали, что ширина площадки равна 27 м.
(Слайд 31). Давайте подведем итог нашей работы.
– Что нового сегодня узнали на уроке?
– Какая часть урока вам понравилась?
– Комфортно вам было на уроке?
Используя навыки деления, свойства деления, мы выполнили различные задания. А также узнали новые сведения о предстоящем грандиозном событии для нашей страны.
Давайте запишем задание на дом.
Повторить п.12. №№ 519, 522, 524 (д)(Учебник Н.Я. Виленкин и др. Математика 5. — Москва: Мнемозина, 2009.)
На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!