Учебник:
Г.Е. Рудзитис. Ф.Г. Фельдман. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2010.
Цель урока: изучить класс азотосодержащих органических веществ — амины, их строение, свойства, применение.
Задачи:
обучающие:
1) научить обучающихся составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства аминов, сравнивать их со свойствами аммиака;
2) научить доказывать взаимное влияние атомов в молекулах предельных и ароматических аминах (на примерах метиламина и анилина);
развивающие:
1) развить и углубить понятия о взаимном влиянии атомов в молекулах;
2) продолжать развитие химического мышления;
3) совершенствовать грамотную химическую речь;
воспитательные:
1) способствовать формированию экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде;
2) побудить к активной работе мысли.
Тип урока: изучение нового материала с использованием информационных технологий.
Формы работы обучающихся: устные ответы, письменная работа в тетрадях, обсуждение результатов демонстрационного эксперимента, работа на ноутбуках и интерактивной доске.
Необходимое техническое оборудование: мобильный класс, интерактивная доска, персонально оборудованное рабочее место учителя; химическое оборудование: фарфоровая ступка, стеклянная палочка, 2 пробирки, пробка с газоотводной трубкой, кристаллизатор с водой, пробиркодержатель, спиртовка, спички; вещества: хлорид аммония, гидроксид кальция, раствор фенолфталеина, раствор серной кислоты.
Структура и ход урока
1. Организационный этап.
Приветствие. Заполнение электронного журнала (тема урока, отсутствующие обучающиеся).
2. Актуализация знаний.
- В 1842 году Н.Н. Зининым был осуществлён огромный вклад в развитие химической промышленности, в том числе и фармацевтики. По реакции Зинина можно получить вещества нового класса.
Давайте установим формулы веществ, если известно, что массовые доли элементов
в одном веществе:
С = 77,42%, Н = 07,53%, N = 15,05%;
в другом веществе:
С = 38,71%, Н = 16,13%, N = 45,16%.
(Двое обучающихся решают задачи у доски. Ответ: а) С6Н7N; б) СН5N)
3. Объяснение нового материала.
- Как вы думаете, к какому классу будут относиться эти вещества? (Версии ответов обучающихся)
Итак, мы с вами познакомимся с новым классом веществ – аминами.(Запись темы в тетради)
Внимание на экран.
Показ анимации “Структурные формулы аминов”. Приложение 1.
http://fcior.edu.ru/card/209/stroenie-nomenklatura-i-
svoystva-aminov-ih-poluchenie-i-primenenie.html
(Запись обучающимися определения аминов и аминогруппы. Записи структурных формул и названий: метиламина, диметиламина, триметиламина)
- Почему метиламин – первичный, диметиламин – вторичный, триметиламин – третичный?
(Устный ответ обучающихся:
в первом случае у аммиака замещён один атом “Н” на группу СН3-,
во втором: два атома “Н” на два углеводородных радикала СН3-,
в третьем: три атома “Н” на три углеводородных радикала СН3-).
- У аминов существует три вида изомерии.
Внимание на экран.
Интерактивное задание. Тест “Номенклатура и изомерия аминов”. Приложение 1. (Осуществление перетаскивания мышкой правильного ответа, запись в тетради примеров изомеров)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f83e-
8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_25_02.swf
4. Закрепление изученного (рефлексия).
- Выполните интерактивное задание “Номенклатура и изомерия аминов” на компьютере. Приложение 1.
(Выполнение интерактивного задания на ноутбуках)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f83e-
8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_25_02.swf
5. Объяснение нового материала.
- Как можно получить аммиак в лаборатории? Какими свойствами он обладает?
Демонстрация эксперимента. Получение аммиака, растворение его в воде, взаимодействие NH3 с газообразным HCl, испытание раствора NH3 фенолфталеином, нейтрализация серной кислотой.
(Устные ответы, дополнения и корректировка ответов друг друга, запись уравнений реакций:
- Аммиак в лаборатории можно получить взаимодействием соли аммония с щёлочью (запись примера реакции).
- Раствор фенолфталеина приобретает малиновое окрашивание в водном растворе аммиака. Значит, аммиак проявляет свойства оснований.
- При взаимодействии аммиака с кислотами образуется соль аммония по донорно – акцепторному механизму (запись примеров реакции)
- Для сравнения химических свойств аминов с аммиаком я вам посоветую составить таблицу “Химические свойства аммиака, предельных аминов и анилина”.
Внимание на экран.
Учебный модуль “Строение, номенклатура и свойства аминов”. Приложение 1.
(Обучающиеся заполняют таблицу, используя на ноутбуках учебный модуль “Строение, номенклатура и свойства аминов”, учебник на странице 151 – 153).
http://fcior.edu.ru/card/209/stroenie-nomenklatura-i-
svoystva-aminov-ih-poluchenie-i-primenenie.html
- Итак, какими свойствами обладают амины предельного ряда?
(Устные ответы и фиксирование выводов в тетрадь:
- Аммиак и амины предельного ряда обладают основными свойствами).
- По какому механизму амины и аммиак присоединяют ион водорода в воде и растворах кислот?
(- По донорно-акцепторному механизму).
6. Закрепление изученного (рефлексия).
- Выполните интерактивное задание “Химические свойства аминов предельного ряда” на компьютере. Приложение 1.
(Выполнение интерактивного задания (теста) на ноутбуках).
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f83f-8cff-
11db-b606-0800200c9a66/ch10_25_03.swf
7. Объяснение нового материала.
- Исходя из строения молекул аммиака, предельных аминов и анилина, что вы можете сказать об изменении основных свойств сравниваемых веществ?
(Устные ответы и запись электронных формул аммиака, метиламина, анилина в тетрадь:
- Предельные амины более сильные основания, чем аммиак, а анилин более слабое основание, чем амины и аммиак).
- Почему предельные амины более сильные основания, чем аммиак?
(- Атом “N” в молекуле метиламина приобретает больший по значению отрицательный заряд, чем атом “N” в молекуле аммиака. Атом азота в молекулах аминов сильнее притягивает к себе протоны).
- Почему ароматические амины - слабые основания?
(- Бензольное ядро оттягивает свободную электронную пару от атома азота аминогруппы, атом азота в молекуле анилина слабее притягивает к себе протоны).
8. Закрепление изученного (рефлексия).
- Выполните интерактивное задания “Сравнение основных свойств аминов предельного ряда, ароматических аминов, аммиака” на компьютере. Приложение 1.
(Выполнение интерактивного задания (теста) на ноутбуках).
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f843-
8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_25_08.swf
- С каким классом веществ вы сегодня познакомились?
(- С аминами предельного ряда и ароматическими – анилином).
- Какими свойствами обладают амины?
(- Основными).
- Как изменяется сила основных свойств в ряду: анилин – аммиак – предельный амин?
(- Аммиак более сильное основание, чем анилин, но более слабое, чем предельный амин).
9. Итоги урока.
Выставление оценок за урок в электронный журнал.
Домашнее задание. § 36; стр. 157, вопрос № 9 (письменно). (Запись в дневник).
- Дома подготовьте, пожалуйста, сообщения в виде презентации “Получение аминов” или “Применение аминов”, используя учебник на стр. 153 или учебный модуль “Строение, номенклатура и свойства аминов. Их получение и применение”. Приложение 1.
§ 36; стр. 157, вопрос № 9 (письменно).
http://fcior.edu.ru/card/209/stroenie-nomenklatura-i-
svoystva-aminov-ih-poluchenie-i-primenenie.html
Внесение записи в электронный журнал в графу “Домашнее задание”.