Образовательная цель: сформулировать учащимся теорему о сумме углов треугольника и опытным путем доказать ее; применить полученные знания при решении задач.
Воспитательная цель: сформировать умение анализировать и обобщать, используя элементы исследования; воспитывать у учащихся аккуратность, внимание при выполнении записи и вычислений в тетради.
Развивающая цель: развить у учащихся творческое, логическое и математическое мышление, математическую речь, память.
Оборудование: доска, линейка, транспортир,карточки, фигуры треугольников.
Ход урока
- Организационный момент;
- Повторение;
- Изучение нового материала;
- Закрепление;
- Домашнее задание.
I. Организационный момент
II. Повторение
Начнем наш урок с повторения. Давайте вспомним, какие бывают углы:
(На слайдах будут появляться углы и треугольники.Обучающиеся должны будут дать определение углам и треугольникам)
1. Вопрос: какие углы вы знаете?
АВС – острый
PQF – тупой
MON – прямой
XOY – развернутый
DEH и EHL – смежные углы
SOMи KOL – вертикальные углы
2. Вопрос: какие треугольники вы знаете?
ABC – равнобедренный
PQH – прямоугольный
MKL – равносторонний
FGH – тупоугольный
III. Изучение нового материала
Теперь давайте проведем практическую работу.
На столах лежат различные треугольники. Нужно измерить углы этих треугольников, найти сумму всех углов в каждом треугольнике и занести все данные в таблицу.
Например:
Название треугольника | Градусная мера 1угла | Градусная мера 2 угла | Градусная мера 3 угла | Сумма углов в треугольнике |
ABC | A= | B= | C= | A+B+C= |
У многих получились результаты близкие к 180°.
Какой вывод можно сделать из получившихся результатов?
Учащиеся должны будут сформулировать теорему: сумма углов в треугольнике равна приближенно 180°.
Давайте проведем еще одну исследовательскую работу.
У вас на столах лежит треугольник и 3 угла. Нужно собрать все углы в одну точку и найти их сумму.
Вопрос: что получилось?
Ответ: что сумма углов равна 180°.
Давайте докажем теорему: сумма углов в треугольнике равна 180° (Доказательство теоремы заранее заготовлено на доске). Вместе с учащимися разобрать доказательство теоремы и записать в тетрадь.
IV. Закрепление
Вопросы на закрепление (вопросы раздаются детям по группам на обсуждение, а затем все отвечают на вопросы).
Вопросы:
- Сколько в треугольнике может быть тупых углов?
- Сколько в треугольнике может быть прямых углов?
- Чему равен третий угол, если первый угол равен 30°, а второй 100°?
- Чему равен угол равностороннего треугольника?
- Чему равна сумма острых углов в прямоугольном треугольнике?
- Чему равен угол прямоугольного равнобедренного треугольника?
Теперь перейдем к решению задач на готовых чертежах.
(На столах у учащихся будут лежать карточки с готовыми чертежами)
Учащиеся должны будут решать задачи самостоятельно.
V. Домашнее задание
Глава 4, §1, п. 30, 31, в. 1(стр. 89), № 223(б), № 225