Викторина как одна из форм внеклассной работы по иностранному языку

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (745 кБ)


Цели:

  1. Расширение и углубление знания, умения и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
  2. Стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
  3. Способствование всестороннему развитию личности.

Задачи:

  1. Усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ;
  2. Помощь ребёнку в формировании мировоззрения;
  3. Развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
  4. Воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.

Актуальность. Выбранная форма внеклассной работы наиболее интересна и доступна всем возрастам учащихся. При помощи данной викторины можно проверить степень обученности учащихся, их умение пользоваться интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Выявить умение давать доказательные и точные ответы. Подобные викторины расширяют представления учащихся о сфере применения иностранного языка, его географии на карте мира, взаимодействии с русским языком (заимствования, интернациональная лексика), об отношении выдающихся людей к его изучению и т.д.

Описание методов решения задачи. Автором показана необходимость проведения такой работы с целью повышения заинтересованности детей немецким языком как первым иностранным. Учащиеся проявляют особый интерес к соревновательным видам работы: конкурс, викторина, игра и др. Им нравится то, что во время проведения каждого из этих мероприятий они могут проявить инициативность, творчество, любознательность, стремление знать и уметь больше других. Всё это способствует лучшему запоминанию и практическому применению того лексического и грамматического материала, который используется в данных мероприятиях. Так как в школе нет параллельных классов, изучающих немецкий язык, и нет возможности организовать КВН или викторину между ними, автор остановилась на не менее интересной форме организации данных внеклассных мероприятий. Автор организовывает проведение того или иного мероприятия из сборных команд, которые объединяют учащихся с 5 по 11 классы. Материал для заданий подбирается дифференцированно. Решается проблема организации общения. Коллективные формы работы независимо от возраста их участников влияют на формирование личности и определяют развитие самого коллектива. Благодаря увлекательной, интересной и захватывающей форме мероприятий дети испытывают удовлетворение от взаимодействия с объектом, и это становится основанием для принятия объекта личностью ребенка.

Вывод. Уделяя внеклассной работе серьезное внимание, автор вправе рассчитывать на ее положительный результат. У учащихся формируется устойчивый интерес к изучению иностранного языка. Из года в год все большее количество учащихся изъявляет желание принимать участие во внеклассных мероприятиях.

Практическим значением данной работы является то, что внеклассная работа помогает учащимся совершенствовать уровень их практических навыков говорения, расширяет их кругозор, развивает их творческие способности и т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках иностранного языка, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.

Внеклассная работа по иностранному языку в единстве с обязательным курсом создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе, и расширению языковой среды. Если внеклассная работа сопровождает весь курс обучения иностранному языку в школе, то она успешно поддерживает так называемую близкую мотивацию, так как в каждой точке учебного процесса создаются условия для применения приобретенных знаний, навыков и умений, что, в свою очередь, обеспечивает стойкое положительное отношение к учению. Внеклассная работа по иностранному языку органично входит в учебно-воспитательный процесс, который на современном этапе школьного образования имеет свои особенности. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю иностранного языка сейчас известно, как много дает внеклассная работа и какой огромный потенциал в ней заложен.

Процесс организации внеклассной работы по иностранному языку можно рассматривать как систему. Система включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.

Конечными целями внеклассной работы по иностранному языку являются:

  1. расширение и углубление знания, умения и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
  2. стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
  3. способствование всестороннему развитию личности.

Внеклассная работа должна быть так организована и так проводиться, чтобы обеспечить мотивацию и положительное отношение к ней. По целому ряду характеристик предмет иностранный язык существенно отличается от любого другого учебного школьного предмета. Эту специфику интуитивно чувствуют ученики. Иногда она может служить и некоторым основанием для складывающегося у учеников предубеждения по отношению к этому предмету. Внеклассная работа по иностранному языку должна изменить отношение учащихся к нему. Она сопровождается благожелательным, дружелюбным отношением к детям, помощью и моральной поддержкой, условиями для проявления самостоятельности и инициативы, поощрением творческого подхода .

Внеклассная работа проводится в основном с использованием уже сформированных речевых умений и навыков и способствует их дальнейшему развитию. Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков.

В нашей школе существует проблема выбора иностранного языка для изучения со 2 класса среди родителей. Приоритетным является английский. Все меньше детей изучают немецкий язык. Класс разделен неравномерно на подгруппы, и учитель иностранного языка вынужден работать с учащимися разного уровня общеучебной, языковой и общекультурной подготовкой. Родители стараются определить своих детей в группу с изучением английского языка, считая, что владение именно английским языком является наиболее престижным. Поэтому в одной группе, например, 18 человек, а в другой – 8 (группа с немецким языком).

Одной из главных задач, стоящих передо мной как перед учителем немецкого языка, является вовлечение учащихся во внеклассную деятельность для поддержания интересу к предмету. Ученика надо увлечь, тогда не будет необходимости зазывать его или приказывать. Этот ведущий принцип организации внеклассной работы определяет ее форму и содержание, которые должны постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.

К таким формам и видам внеклассной работы относятся конкурсы и олимпиады, КВНы, праздники, разнообразные викторины. Учащиеся проявляют особый интерес к соревновательным видам работы: конкурс, викторина, игра и др. Им нравится то, что во время проведения каждого из этих мероприятий они могут проявить инициативность, творчество, любознательность, стремление знать и уметь больше других. Всё это способствует лучшему запоминанию и практическому применению того лексического и грамматического материала, который используется в данных мероприятиях. Так как в школе нет параллельных классов, изучающих немецкий язык, и нет возможности организовать КВН или викторину между ними, я остановилась на не менее интересной форме организации данных внеклассных мероприятий. Организовываю проведение того или иного мероприятия из сборных команд, которые объединяют учащихся с 5 по 11 классы. Материал для заданий подбирается дифференцированно. Решается проблема организации общения. Коллективные формы работы независимо от возраста их участников влияют на формирование личности и определяют развитие самого коллектива. Благодаря увлекательной, интересной и захватывающей форме мероприятий дети испытывают удовлетворение от взаимодействия с объектом, и это становится основанием для принятия объекта личностью ребенка.

Уделяя внеклассной работе серьезное внимание, мы вправе рассчитывать на ее положительный результат. У учащихся формируется устойчивый интерес к изучению иностранного языка. Из года в год все большее количество учащихся изъявляет желание принимать участие во внеклассных мероприятиях.

Внеклассная работа помогает учащимся совершенствовать уровень их практических навыков говорения, расширяет их кругозор, развивает их творческие способности и т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках иностранного языка, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.