Что мы знаем о весне?

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

Задачи:

Область “Коммуникация”

– упражнение в употреблении в речи синонимов, сравнений, эпитетов, сложных предложений разных видов;
– закрепление умения различать и называть последовательность звуков и слогов в словах.

Область “Социализация” – формирование умения в играх, упражнениях, договариваться со сверстниками о совместной деятельности.

Область “Чтение художественной литературы” – закрепление навыков выразительного чтения стихотворений о весне.

Область “Здоровье” сохранение физического и психического здоровья, используя рациональную организацию деятельности детей.

Область “Художественное творчество” формирование потребности детей в отражении окружающеё живой природы весной в различных видах художественной деятельности (рисовании, лепке, аппликации).

Методы и приемы: практические, наглядные, словесные, игровые.

Предварительная работа:

– рассматривании репродукций картин “Март” И.И.Левитана, “Оттепель” Ф.А.Васильева, “Грачи прилетели” А.К.Саврасова;
– чтение художественной литературы;
– проведение ежедневных наблюдений в живой и неживой природе;
– прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковского “Песня жаворонка. Март”, “Подснежник. Апрель”, “Белый ночи. Май”.

Материалы и оборудование: “зашифрованные” записки (по количеству детей), мяч, кружки 3 цветов(красного, зелёного, синего) заранее приклеенные на одежду детей, необходимые атрибуты для продуктивной деятельности(цветная бумага, клей, кисточки для клея, ножницы, пластилин, стеки, доски, бумажные салфетки, акварельные краски, кисточки для рисования).

Ход занятия

Минута вхождения – упражнение “Настроение” (дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг на друга, улыбаются).

Воспитатель: Посмотрите какой сегодня чудесный , солнечный день. У меня прекрасное настроение. А у вас какое сейчас настроение?(Ответы детей.)

1. Постановка цели.

Воспитатель: Сегодня темой нашего разговора будет одно из времен года. А о каком времени пойдёт речь вы узнаете расшифровав записку(показывает детям записку). Для этого нужно зачеркнуть буквы, которые повторяются дважды, из оставшихся-“соберём” слово.

2. Упражнение “Найди потерявшиеся слово”.

Индивидуальная работа за столом.

Воспитатель: Какое слово “потерялось”?

Дети: Слово-весна.

Воспитатель: Правильно. О чём будем говорить сегодня? О весне в разных её проявлениях. Но сначала, проведём звуковой анализ слова “весна”

3. Разбор слова “весна” по звукам, слогам.

Воспитатель: Сколько в нём звуков? Назовите их по порядку: первый…второй…третий…четвёртый…пятый…Сколько гласных? Какие? Сколько согласных? Какие? Сколько слогов? Почему?

Дети: (ответы).

Воспитатель: Всего пять звуков. А сколько всего многого можно представить произнеся его. Я прочитаю вам стихотворение “Весна” Е.Каргановой, а вы закройте глаза и представьте эти картины, которые описывает поэт.

4. Чтение стихотворения Е.Карганова “Весна” [1]

Если снег повсюду тает, день становится длинней.
Если всё зазеленело и в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер, значит– к нам пришла весна.

Далее проводится беседа о весне.

– Как называется первый месяц весны? Второй? Третий? На какие периоды можно разделить весну?

Дети: Март– ранняя весна, апрель– “Большая вода”, май– поздняя весна .

Воспитатель: Чем же отличаются весенние месяца? Как вы думаете? Предлагаю собраться в команды и из предложенного набора карточек выбрать те, которые относятся к определенному месяцу. Ребята, у вас на одежде прикреплены круги разного цвета. У кого круги красного цвета будут искать признаки весны характерные для марта, у кого синего цвета– апрельские признаки весны, зелёные– последнего месяца весны-мая. Всем всё понятно? Тогда разбираем карточки.(Дети собираются в команды).

Каждой команде выдаётся комплект карточек и дети работают.

5. Упражнение “Когда это бывает?”.

Каждая команда обсуждает и составляет небольшой рассказ о своём месяце. После выполнения задания-дети объясняют-доказывают свой выбор карточек, читают стихи о своём месяце.

Март.

Снег теперь уже не тот, –
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днём
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.

Апрель.

 Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

Май.

Распустился ландыш в мае,
В самый праздник– в первый день.
Май цветами провожая.
Распускается сирень. [ 3]

Воспитатель: Молодцы. У каждого времени года есть свои народные приметы и поговорки. Есть они и у весны. Внимательно послушайте и подумайте, почему так говорят? (Чтение воспитателем народных примет.)

Март не весна, а предвесенье.
В марте курочка под порожком воды напьётся.
И в марте мороз на нос садится.
В апреле лес звенит от птичьих хоров.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Апрель-первый месяц весеннего тепла.
Майская травка и голодного накормит.
Май создает хлеба, а июнь– сено.[4]

(Обсуждение.)

Воспитатель: Давайте немного отдохнём и выполним несколько движений.

6. Динамическая пауза “Что вы делали, сегодня”.[2]

Как дела у вас, ребята? Как вы время провели?
Как играли? Что видали? Что за день узнать смогли?
Попрошу я вас, ребята, рассказать мне по порядку,
Например, как вы сегодня утром делали зарядку.

Далее под текстовое сопровождение дети выполняют упражнения:

Руки вверх мы поднимали– раз , примерно, целых пять.
А подняв, не забывали отпускать их вниз опять.

(Подъём рук рывком над головой – на вдохе, их плавное опускание на выдохе – 5 раз.)

Поворачивали тело то направо, то налево.
Это делали умело Саша, Катя, Ксюша, Сева….

(Повороты в стороны 5-6 раз. И.п.– пятки вместе, носки врозь, руки на поясе).

Шишки дружно собирали и в корзинку их бросали.
Вмиг окончили мы сбор, привезли в порядок бор.

(5– 6 энергичных наклонов туловища вперёд.)

7. Игра “Весенние слова”.

Воспитатель: Ребята, встаньте в круг и поиграем с вами в игру “Весенние слова”. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова “весенний”. Например, день – весенний день.

Слова: погода, солнце, настроение, проталины, гроза, месяцы, лес, трава, небо, цветы, капель, день и т.д.

8. Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Мы с вами вспомнили очень много о разных периодах весны. Давайте сделаем несколько работ на весеннею тему: аппликацию, рисунок и поделку из пластилина и устроим выставку на тему “Весна”.

На столах приготовлены материалы для работы по заданной теме. Дети по своему желанию расходятся по рабочим местам и выполняют задание:

– аппликация-скворечник; -лепка– фигурка лебедя;
– рисование– на тему весны.

Подведение итогов:

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались:

– Говорили о приметах весны.
– Делали звуковой разбор слова “весна”, делили слово на слоги.
– Играли с мячом.
– Читали стихи о весне.
– Занимались продуктивной деятельностью.

А сейчас мне бы хотелось узнать какое настроение у вас сейчас? (Ответы детей.)

Список используемой литературы:

  1. Каргалина Е. Времена года. Издательство “Лабиринт пресс”, 2008. – 12 с.
  2. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : Программно-методическое пособие . – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 296 с.
  3. Маршак С.Я. Всемирная детская библиотека. Избранное: Стихи, сказки, переводы. – Издательство АСТ, Астрель. 2003. – 704 с.
  4. Русские народные пословицы и поговорки /Сост. А.Жигулёв. – М., 1965.