Коррекционно-образовательные задачи:
1. Учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов
несовершенного вида с помощью приставок.
2. Закрепить понятие о словах-действиях.
3. Обучать составлению предложений по сюжетным картинкам.
4. Учить пересказывать короткий текст по опорным картинкам с опорой на
предметные картинки.
5. Развивать внимание и память.
Воспитательная задача: формировать умение работать в коллективе.
Место проведения: группа.
Оборудование: сюжетные картинки, предметные картинки к рассказу “День рождения”, кукла бибабо Буратино, Богородские игрушки, пособия: “Поезд”, “Волшебные часы”, магнитная доска.
Технические средства: магнитофон.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Инструкция: Сядет тот, кто назовет только слово-действие: едет машина, идет человек, самолет летит, трава растет, собака рычит, светит солнце, пчела жалит, течет вода, певец поет, плачет ребенок.
2. Введение в тему занятия.
а) Инструкция: Посмотрите, кто к нам пришел в гости!
Логопед надевает на руку куклу-перчатку Буратино и от его имени читает стихотворение:
Расскажу я вам, друзья,
Что сегодня делал я:
Прыгал, бегал и смеялся,
Пел, кричал и баловался,
Очень долго я шалил:
Стул сломал и суп пролил.
Испугался я, устал
И совсем послушным стал.
– Назовите слова-действия из этого стихотворения.
б) Инструкция: Буратино принес интересные игрушки и покажет их, если вы правильно назовете, что Буратино делает.
Буратино выполняет различные движения (рисует, пьет, хлопает).
– А теперь скажите, что сделал Буратино?
(Нарисовал, выпил, похлопал.)
– Пока действие не закончилось, мы говорим: рисует, пьет…, когда действие закончилось, говорим по-другому: нарисовал, выпил…
Слова изменились: рисует – нарисовал, пьет – выпил…
– Вы правильно назвали слова-действия, поэтому Буратино с удовольствием
покажет вам, как двигаются Богородские игрушки.
– Что делает мишка? (Вяжет.)
– Что сделал мишка? (Связал.)
– Что делают курочки? (Клюют.)
– Что сделали курочки? (Склевали.)
3. Игра “Поезд” (с индивидуальными картинками).
Инструкция: Составьте предложения по картинкам и поместите их в два вагончика: в 1-й – если действие не закончено, во 2-й – если действие закончено.
Дети по очереди выходят, называют предложения по картинке и кладут картинку в нужный вагончик.
4. Динамическая пауза.
Дети под музыку выполняют различные движения. Когда музыка заканчивается, дети замирают, затем по очереди “включают” друг друга, называя незаконченные и законченные действия.
5. Игра “Волшебные часы”.
Тик-тик, тик-так
Все часы идут вот так,
Ты на стрелку посмотри
И картинку назови.
Инструкция: Ответьте правильно на вопрос по своей картинке.
Логопед двигает стрелку на “Волшебных часах” – круге с разноцветными секторами, на которых размещены картинки с изображением действий, производимых различными предметами. Отвечает тот ребенок, у кого на столе квадратик того же цвета, что и сектор, на котором остановилась стрелка часов.
Дети называют действия, сначала отвечая на вопрос логопеда “Что делает?”, затем “Что сделал?”.
6. Рассказ по опорным картинкам “День рождения”.
Инструкция: Послушайте и перескажите рассказ.
У Кати день рождения. Ей исполняется 6 лет. Мама готовит вкусный салат. Бабушка печет праздничный пирог. Папа покупает цветы. Брат накрывает на стол. Приходят подруги и дарят Кате подарки.
Дети рассказывают по цепочке, используя глаголы несовершенного вида.
– А теперь расскажите тот же рассказ, только если Катин день рождения произошел бы давно, например, месяц назад.
Дети пересказывают рассказ, используя глаголы совершенного вида.
7. Итог.
Инструкция: Вы сегодня очень хорошо занимались, и Буратино дарит вам картинки. Раскрасьте их, придумайте предложения и вклейте в свои тетрадки.