Урок русского языка по теме "Имя прилагательное. Обобщение"

Разделы: Начальная школа


Задача: формирование компетенции орфографической грамотности.

Цель:

  • уточнить знания об особенностях имен прилагательных
  • отрабатывать умение правильно определять род прилагательных и число
  • развивать устную и письменную речь, навыки самоконтроля и взаимоконтроля
  • воспитывать познавательный интерес, расширять кругозор учащихся.

Методы и приемы: диалогические, исследовательские, алгоритмические, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: карточки с заданием, карточки для логического диктанта, учебник

Ход урока

I. Организационный момент.

- Урок посвящен значению русского языка в жизни человека.

- Зачем нужно изучать русский язык? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами должны попасть в страну Лингвинию. А пустят ли нас в эту страну, я не знаю, так как нам надо пройти испытания и показать очень хорошие знания по теме, которую мы с вами изучаем. А какую часть речи мы изучаем?

- Да, сегодня на уроке мы с вами обобщим все, что знаем об этой части речи.

- Для многих русский язык – родной язык. По мнению Михаила Васильевича Ломоносова (ученого, поэта, художника, историка), русскому языку присущи “великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского”.

- Найдите в высказывании имена прилагательные.

- Какое получится предложение, если не использовать имена прилагательные. Прочитайте.

- Смысл понятен, но не получится такой красивой фразы.

II. Орфографическая зарядка.

- В орфографическую зарядку возьмем высказывание К.Г.Паустовского “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”

- Для того, чтобы справиться с орфографической зарядкой, вспомним с вами, что такое морфема?

- Какие морфемы вы знаете, назовите.

- Морфемы есть в каждой части речи, есть они и у прилагательных.

- Назовите суффикс в слове меткий.

- Какой безударный гласный в корне слова могучий.

- Назовите приставку в слове поистине.

- Окончание в слове русский.

- Какая еще орфограмма встретилась в этом слове?

- Сегодня на уроке мы с вами должны повторить и закрепить наши знания и работать на 5.

III. Списывание – развиваем слуховое и зрительное восприятие.

- А.С.Пушкин считал, что “язык славянорусский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими”.

- Назовите имена прилагательные. Славянорусский – значит, древнерусский язык, европейский – близкий к современному языку.

- А.С.Пушкин утверждал, что (хоровое чтение)

Знать свой язык обязан каждый!

IV. Слуховой диктант – готовимся к словарному диктанту.

V. Зрительный диктант – развиваем орфографическую зоркость.

Многие русские слова излучают поэзию, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К.Г.Паустовский).

- Назовите имена прилагательные.

- Какая орфограмма встретилась во всех именах прилагательных данного предложения?

VI. Словарно-орфографическая работа.

Рану от н_жа можно з_л_чить, а перед раной, нанесённой _зыком, врач бессилен.

- На доске и у вас на зеленых листочках записана пословица, в которой пропущены буквы.

- Прочитайте. Как понимаете эту пословицу?

- Что надо знать и помнить, чтобы писать без ошибок?

- По выполнению данного задания вам предлагается три уровня, выбираете свой уровень.

  • 1 уровень: списать, вставить пропущенные буквы, графически обозначить орфограммы, которые встретились в данной пословице.
  • 2 уровень: списать, вставить пропущенные буквы, графически обозначить орфограммы, которые встретились в данной пословице. Найти имена существительные, определить род, число.
  • 3 уровень: списать, вставить пропущенные буквы, графически обозначить орфограммы, которые встретились в данной пословице. Найти имена существительные, определить род, число. Составить предложение со словом язык.

(проверка, один ученик у доски объясняет орфограммы)

- Какое предложение составили?

- Запишем: Ребята в школе изучают иностранный язык.

(один ученик работает у доски, синтаксический разбор данного предложения)

- У прилагательного определите род, число.

VII. Систематизация и обобщение знаний.

- У существительных подчас без прилагательных

Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.

- О какой части речи говорится в стихотворении?

- Да, это имена прилагательные. Какую роль они играют в речи, для чего нужны имена прилагательные?

(Они украшают нашу речь, делают ее точной и выразительной).

VIII. Проверка усвоения изучаемого материала.

- Чтобы продолжить наше путешествие по стране Лингвиния, мы с вами должны завести бортовой журнал.

- Найдите листок желтого цвета, на котором написано “бортовой журнал”

Бортовой журнал по теме: “Имя прилагательное”

№ вопроса Ответ Доказательство (примеры)

(выполняют самостоятельно, проверка – ответы на доске - карточки).

- Выберите верное утверждение.

1) Имена прилагательные отвечают на вопросы:

а) кто? что?

б) какой? какая? какое? какие?

в) что делал? что делают?

2) Имена прилагательные – это

а) часть слова

б) члены предложения

в) часть речи

3) Имена прилагательные обозначают

а) действие предмета

б) предмет

в) признак предмета

4) Имена прилагательные

а) изменяется по родам

б) не изменяются по родам

5) Имена прилагательные являются

а) главными членами предложения

б) второстепенными членами предложения

6) Имена прилагательные связаны в роде, числе и падеже

а) с именами существительными

б) с глаголами

8) Имена прилагательные

а) изменяются по числам

б) не изменяются по числам

IX. Работа в парах.

- Чтобы нам разрешили и дальше продолжить путешествие по стране Лингвиния, поработаем в парах.

- Работаем в парах. У вас на парте лежит фиолетовый листок, на котором записан текст. Найдите и подчеркните в нем имена прилагательные и имена существительные, с которыми оно связано. Вставьте окончание имен прилагательных.

(заранее подготовленный ученик читает текст)

Язык появился потому, что без него люди не могли работать вместе. И наши далёк____ предки вырвались из мира безмолвия. Язык – величайш____ достижение человечества. Он – самое дорог____ наследие, которое мы получили от людей мног____ поколений. В слове хранится многовеков___ культура и история. Язык обогащали и украшали лучш___ мыслители и поэты, его оберегали от порчи и засорения писатели и педагоги.

В русск___ языке очень много слов. используя слова в речи, мы можем выразить люб____ мысль. (по Е.В.Бунеевой).

- Язык – самое дорогое наследие, которое мы получили от людей многих поколений.

Что значит наследие?

- С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Наследие - -я, ср. (книжн.) Явление культуры, быта и т.п., полученное от предыдущих эпох, от прежних деятелей.)

- В слове хранится многовековая культура и история. Чем интересно слово многовековая с точки правописания? (сложное слово – из слова много и слова век)

- Язык оберегали от порчи и засорения писатели и педагоги. А как можно испортить язык?

- В нашем языке много слов, используя слова в речи, мы можем выразить любую мысль. Посоветуйтесь друг с другом, какое на ваш взгляд предложение ключевое? Почему?

(заключена главная мысль)

- Какое правило надо выполнять, работая в парах, чтобы выполнить задание быстро и, главное, результативно? (слышать и слушать друг друга)

(работают самостоятельно, проверка)

- Прочитайте словосочетание (прилагательное + существительное), которое стоит во множественном числе

- Среднего рода; женского рода; мужского рода.

Х. Лексическая игра.

- Язык одно из самых часто встречающихся слов во фразеологизмах, пословицах, поговорках, так как язык чрезвычайно важен для человека, именно с ним связывается представление о способности говорить, общаться.

- Назовите антоним к словосочетанию ласковое слово

- Синоним к слову огромное (значение имеет язык)

- Антоним длинный язык

- Что значит фразеологизм держать язык за зубами? Язык хорошо подвешен?

- Какие еще фразеологизмы, связанные со словом язык вы знаете?

XI. Работа по развитию речи, работа с деформированными предложениями. (розовый листок)

- Составьте с данными словами предложения, изменяя, где нужно окончания имен прилагательных. Запишите предложения, выделите окончания имен прилагательных. Попробуйте определить падеж имен прилагательных.

А) русский, творить, с, чудеса, можно, язык (К.Г.Паустовский) (С русским языком можно творить чудеса).

Б) друг, книга – лучший, хороший. (пословица) (Хорошая книга – лучший друг).

В) учение, вот, чтение, лучшее! (А.С.Пушкин) (Чтение - вот лучшее учение!)

XII. Оценка уровня усвоения материала.

Логический диктант. (оранжевый листок)

  1. Имя прилагательное – это часть речи.
  2. Имя прилагательное отвечает на вопрос кто? что?
  3. Имя прилагательное обозначает предмет.
  4. Имена прилагательные бывают только мужского и женского рода.
  5. Имена прилагательные изменяются по числам.
  6. Имена прилагательные изменяются по родам.
  7. Имена прилагательные являются второстепенным членом предложения.
  8. Имена прилагательные связаны с именами существительными в роде, числе, падеже.
  9. Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания – ой, -ый, -ий.
  10. Имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания – ая, -яя.
  11. Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? и имеют окончания – ое, -ее.
  12. Скучная ли эта часть речи?
1 НЕТ ДА
2    
3    
4    
5    
6    
7    
8    
9    
10    
11    
12    
     

XIII. Итог урока (рефлексия).

- Какую тему мы сегодня с вами повторили?

- Сегодня на уроке мы занимались всеми видами речевой деятельности, а именно:

  • говорили
  • читали
  • слушали
  • писали

 для того, чтобы еще раз понять каково значение русского языка в жизни человека.

А это значит, что каждый из нас стал хоть чуточку, но лучше знать русский язык.

- Подумайте, как бы вы продолжили предложение, записанное на вашем листочке:

“Сегодня на уроке я .....”

- Запишите его.

- Кто поделится своими размышлениями вслух.

- Спасибо! Мы очень хорошо поработали, вы показали хорошие знания и с сегодняшнего дня нас можно считать законными жителями страны Лингвиния.

- Покажите цветом листочков, какие задания вам понравились сегодня на уроке больше всего.

- Какая яркая радуга получилась!

Закончить урок мне хотелось бы словами поэта Петра Андреевича Вяземского:

Язык есть исповедь народа,
В нем слышатся его природа,
Его душа и быт родной.