Цель урока: выявить географические объекты Архангельской области, которые вправе носить звание “Жемчужины Архангельской области”.
Задачи урока:
- показать красоту природы Архангельской области;
- показать уникальность таких объектов Архангельской области как Пинежский заповедник, Водлозерский и Кенозерский национальные парки, Малые Корелы и Соловецкий музеи-заповедники, город Архангельск;
- вспомнить особенности географического положения, и какими полезными ископаемыми богата область;
- продолжить формировать умение самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию;
- создать условия для успешного усвоения материала;
- продолжить формировать умение работать с географическими картами;
- прививать интерес к предмету через задания творческого характера.
Оборудование:
- мультимедийная презентация к уроку;
- карта Архангельской области;
- учебники “География Архангельской области” под ред. Н.М. Бызовой, Я.К.Премининой;
- дополнительный материал об ООПТ на группы;
- кроссворд на тему: “Населенные пункты Архангельской области;
- маленькие чистые листочки на каждого ученика (для деления на группы);
- кружочки красного, желтого, зеленого цветов на каждого ученика (для оценивания).
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ||
1. Организационный момент. 2. Т.З.М. – Прежде чем мы приступим к изучению нашей темы, я попрошу одного ученика поработать с ресурсами Интернета и найти ответ на один из вопросов по нашей теме. – Сегодняшний урок я хотела бы начать строками из стихотворения нашего северного поэта Александра Яшина “Только на Родине” (учитель читает стихотворение под мелодичную музыку, в презентации идет смена первых слайдов).
|
Уч-к ищет ответ на вопрос. Какие объекты АО можно
назвать жемчужинами (кроме тех, о которых пойдет речь на уроке)?
|
||
– Как вы поняли, о чем пойдет речь сегодня на уроке? – Тема нашего урока называется “Жемчужины Архангельской области”. |
– о Родине, родном крае, Архангельской области… | ||
– Попробуем сформулировать задачи урока (на слайде
начало, уч-ся предлагают концовку):
– Архангельская область имела разные названия. 23 сентября 1937 г. была образована Архангельская область с центром в городе Архангельске. И в этом году нашей области исполняется 75 лет. – В связи с 75-летием Архангельской области мы покажем, какие географические объекты заслуживают звания “Жемчужины Архангельской области” и каждый из вас будет заполнять таблицу, в которой запишем уникальность этих объектов.
Также вы будете выполнять задания в группах, на которые мы разделились заранее и выбрали в каждой группе организатора, оформителя, выступающего, того, кто следит за временем и помощников. |
Уч-ся предлагают концовку задач. | ||
3. Новый материал. – Вспомним особенности географического положения Архангельской области. (Находится на северо-западе России; ВЫВОД: вспомнили особенности географического положения Архангельской области. – Один турист, побывавший летом в Архангельской области, показал
своим друзьям фотографию, на которой было изображено следующее: |
Один ученик у доски. | ||
– Что за место изображено на фотографии? (Показать фотографию на слайде.) – Как вы считаете, достоин ли Пинежский заповедник звания “Жемчужины
АО”? (Записать первую жемчужину вместе с учителем, дальше самостоятельно.) – Но кроме Пинежского заповедника у нас в области много других особо охраняемых природных территорий. В учебниках “География Архангельской области” Стр.80 табл. 5 Стр.81 рис. 112 (Учитель называет ООПТ и показывает некоторые из них по карте.) |
Река Сотка, Пинежский заповедник. Ответы уч-ся.
|
||
Работа в группах. – Давайте познакомимся с некоторыми из них. Используя дополнительные источники информации у вас на партах, покажите уникальность природы. 1-я гр – Кенозерского нац. парка. |
Уч-ся находят необходимую информацию, выделяют ее и 1 уч-к от группы представляет всему классу. | ||
– Можно ли назвать эти ООПТ жемчужинами Архангельской
области? – Запишем эти объекты и их уникальность в таблицу. |
Уч-ся еще раз проговаривают, что записать в таблицу. | ||
Вывод: выделили еще 4 жемчужины АО, где сохранились обширные районы нетронутых ландшафтов, сосредоточены уникальные памятники национального и всемирного значения, сохранились традиции культуры русского Поморья. | |||
– Я считаю, что кроме Соловецких островов, на которых
расположен музей-заповедник, к жемчужинам Архангельской области можно
отнести и Кий-остров. Давайте заслушаем сообщение и скажем в чем его
уникальность? – В чем уникальность Кий-острова? – Можно его отнести к жемчужинам АО? (Запись в таблице.) – Может быть вы и не бывали на Соловецких островах и на Кий-острове, но вот в некоторых города, поселках Архангельской области точно были. Но кто-нибудь обратил внимание на тот факт, что многие населенные пункты области заканчиваются на “ск”. |
1 уч-к рассказывает о Кий-острове. | ||
Задание. Разгадайте кроссворд и выделите в
нем населенные пункты области, которые заканчиваются на “ск”. Подсказка
на
2-ом форзаце учебника. – Какие это населенные пункты?
|
Разгадывают кроссворд. Архангельск. |
||
– Как вы считаете, какой из этих населенных пунктов
можно отнести к нашему списку? – Может быть они все достойны звания “Жемчужины Архангельской области”, но мы к нашему списку отнесем пока только город Архангельск. Давайте заслушаем сообщение и скажем в чем его уникальность? – В чем уникальность Архангельска? |
– Ответы ребят. | ||
Вывод. Выяснили, что
кроме ООПТ к жемчужинам АО можно отнести и населенные пункты. – Но кроме этого к данному списку можно отнести и месторождения полезных ископаемых. А каких, мы сейчас и выясним. – Скажите, какими полезными ископаемыми богата наша область? Подсказка в учебнике на стр.20 рис20. – Но не все месторождения полезных ископаемых достаточно хорошо осваиваются.
|
Ответы уч-ся.
|
||
Задание. Представьте, что вы рекламные агенты,
которым нужно прорекламировать предложенные полезные ископаемые так,
чтобы состоятельные люди дали деньги на их добычу, а именно песок,
глина, известняк, торф. (Реклама полезных ископаемых.) – Я думаю, что состоятельные люди отзовутся на ваши предложения и
выделят средства на добычу данных полезных ископаемых. |
Работа в группах.
– Алмазы. – Первое в мире коренное месторождение округлых алмазов.
|
||
Вывод: вспомнили, какими полезными ископаемыми богата Архангельская область и назвали еще одну жемчужину – месторождение алмазов имени М.В.Ломоносова | |||
4. Итог урока. – Сегодня на уроке мы с вами выделили 8 географических объектов , которые достойны звания “Жемчужины Архангельской области”. На маленьких листочках напишите, где бы вы хотели побывать больше всего? И устно ответьте, почему? (Деление на группы по объектам – движение по классу.) – Какие еще объекты Архангельской области заслеживают такого замечательного звания. Заслушаем… (ученик, который работал с Интернетом) Вернуться к задачам урока. Подвести итог урока. |
Сообщение уч-ка. | ||
5. Домашнее задание. На выбор.
Перед тем как уйти с урока положить мне в коробочку кружочек:
|
|
Жемчужины Архангельской области.
Географические объекты | Примеры уникальности объектов |
1. Пинежский заповедник 2. Кенозерский нац. парк
3. Водлозерский нац. парк 4. музей-заповедник Малые Корелы
5. Соловецкий музей-заповедник 6. Кий-остров 7. Город Архангельск 8. Месторождение алмазов имени М.В.Ломоносова |
Находится карстовая равнина, где открыто 53 пещеры, что
не свойственно для Севера; корабельная роща из лиственничных пород…
Находится около 100 памятников архитектуры 17-18 вв. Более 100 археологических памятников (часовни, жилые дома, амбары),
которые были построены более 8 тысяч лет назад. Коллекция строений 17 века, привезенных со всех уголков Поморского края. В строениях показаны жизнь и быт русской северной деревни прошлого. Находится более 1000 объектов культурного наследия: первобытные
стоянки, святилища, лабиринты. Крестный монастырь первой половины 17 века. Сохранились постройки 17–20 вв. Первое в мире коренное месторождение округлых алмазов. |