Формирование практических навыков учащихся при работе с географическими контурными картами

Разделы: География


“Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь”, – слова, которые произносят многие учителя, на мой взгляд, можно отнести к работе с контурными картами.

Самый важный навык, который выпускники общеобразовательных учреждений могут получить при изучении географии – навык использования различных видов географических карт. Ориентирование в пространстве с помощью карты, умение читать карту является одной из ключевых компетентностей, необходимых человеку вне зависимости от его будущей профессии.

Важную роль в формировании такого рода прикладных знаний играет правильная организация систематической работы с контурными картами. Использование контурных карт позволяет развивать у учащихся чувство пространства, умение по географической основе определять взаиморасположение объектов, особенности конкретной территории. Систематическое использование на уроках географии контурных карт способствует также формированию умения по словесной географической характеристике территории определять её положение на карте.

Наличие таких навыков говорит о хорошем знании географии. Сейчас эффективность использования контурных карт чрезвычайно низка. Учащиеся часто занимаются копированием содержания карт из школьного атласа, что приводит к неоправданной потере драгоценного времени. От такой работы нет пользы. Поэтому, чтобы повысить качество работы с контурными картами, учителю географии необходимо найти творческий подход к данному делу.

Контурные карты имеют большое практическое значение, так как:

– формируют у детей интерес к географии;
– повышают мотивацию к изучению предмета у школьников;
– способствуют развитию творческого воображения и мышления;
– вовлекают в учебный процесс всех учащихся;
– обеспечивают детальное изучение материала;
– способствует усвоению правильного написания и произношения географических названий.

“Все, что называешь – показывай; все, что показываешь – называй” – такими словами начинаю урок географии в 6 классе по теме “Географическая карта”. На этом уроке знакомлю учащихся с разными видами карт, и особое внимание уделяю контурным картам.

На первом этапе знакомства с контурными картами, ребята даже не представляют, что это за вид карт. Услышать от них можно самые необычные ответы. Поэтому поясняю, что контурные карты потому и называются контурными, что на них обозначены только общие очертания тех или иных географических объектов.

Курс географии включает в себя обилие географической номенклатуры, усвоение которой заставляет тщательно продумывать работу именно с контурной картой.

При работе с контурными картами выполняем самые разнообразные задания:

  • нанесение названий географических объектов;
  • закрашивание определенных территорий (пояса освещенности, природные зоны);
  • обозначение границ объектов и территорий (границы крупных государств, климатические пояса)
  • нанесение условных знаков; надписей;
  • вычерчивание путей между заданными точками.

При нанесении географических объектов на контурную карту, быстрее усваиваются их географические названия и местоположение. В процессе выполнения таких заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию. У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности. Работа с контурными картами воспитывает дисциплинированность, внимательность, точность, аккуратность. Такие работы развивают эстетический вкус.

При работе с контурными картами эффективно использовать интерактивные (электронные) карты. Такая работа позволяет учителю и учащимся наносить надписи при помощи обычной или экранной клавиатуры, специального карандаша, а также использовать иллюстрированный и текстовой материал (например, рассмотрели географический объект, нанесли на карту). Таким образом, процесс запоминания географических объектов будет более эффективным. Но здесь возникает проблема в том, что не у всех и не всегда есть возможность использовать такой вид карт из-за отсутствия необходимого оборудования.

Часто вопросы на знание географической номенклатуры вызывают затруднения у учащихся школы при подготовке к единому государственному экзамену. Насыщенность материалов ЕГЭ вопросами на знание номенклатуры географических объектов еще раз заставила задуматься меня над данной проблемой и подойти к ней творчески. Из собственного опыта знаю, что ребятам нравится работать с контурными картами. Даю им ряд заданий, которые заключаются в следующем: учащимся предлагаются карточки с контурами географических объектов, которые они должны определить. Если они затрудняются сразу ответить о том, что за географический объект перед ними, то они могут воспользоваться подсказками, расположенными ниже. Иногда предлагаю выполнить разноуровневые задания:

1) по очертанию объекта и описанию его местоположения, назови географический объект (на оценку”3”);
2) найти по очертанию объект на физической карте (на оценку “4”);
3) назови объект, и ответь на ряд вопросов, характеризующих географию данного объекта (на оценку “5”).

Каждый учитель географии способен разработать аналогичные задания и с успехом использовать их не только при подготовке к ЕГЭ, но и в своей повседневной учительской практике.

Чтобы ребятам было легче усваивать географические понятия, использую такую игру: на классную доску вывешиваю карточки с контурами географических объектов, каждому ученику раздаю карточки с названием географического объекта (озера, реки, горы и т.д.). Ученик должен быстро определить свой географический объект и подойти к нему. Иногда задание усложняю. На карточках, которые раздаю ребятам, даю описание объекта, они, соответственно, должны определить, о чем идет речь и показать географический объект.

В 6 классе во время изучения темы “Географические координаты” даю ребятам задания следующего характера: ответить на вопрос и нанести на контурную карту точку определенным условным знаком. Например: 1) На большом острове, центральная часть которого расположена на 190 ю.ш. и 470 в.д., водятся самые маленькие полуобезьяны (длина их тела 12 см). Как называется это остров? На контурной карте подписать название острова. 2) В районе, который расположен на 330 с.ш. и 130 в.д. однажды была отмечена температура воздуха +580С. На каком материке была зарегистрирована такая температура? Обозначьте это место на контурной карте квадратиком красного цвета. 3) На корабле, идущем из Европы в Австралию, возник пожар. С корабля по радио сообщили, что судно находится на 800 в.д. и 400 ю.ш., капитан просит о помощи. В каком океане находится судно? Обозначьте на карте треугольником место, куда надо направиться для оказания помощи. [3]

Контурные карты применяю и для создания проектов. Так на уроке географии в 10 классе по теме “Альтернативные источники энергии” класс разбила на микрогруппы по 3 человека. В каждой группе выбрали лидера, организатора и оформителя. В течение урока каждая группа работала над своим проектом, который защитили в конце урока. Суть проекта заключалась в следующем: придумать название своей карте и при помощи условных знаков наносить на контурную карту страны, имеющие электростанции, работающие на альтернативном топливе.

Для привития интереса к предмету провожу игры с применением контурных карт. В 6 классе в свободное время провожу игру “Найди половинку”. Контур каждого материка разрезаю на 2 части и раздаю ребятам, они должны найти свою половинку, назвать материк и его “визитную карточку”. Задание иногда усложняю, материк разрезаю на 3-5 частей. Соответственно, нужно найти, у кого другие части материка, собрать его, затем взять на столе учителя карточку с вопросами об этом материке и ответить на них.

Учащимся 6–8 классов при изучении физической географии нравится игра “Угадай-ка”. Для игры требуется дополнительно сделать настенную контурную карту мира, России или своего региона. Один ученик выходит из класса, остальные загадывают географический объект. Затем ученик заходит в класс и задает вопросы, на которые все могут отвечать только “да” или “нет”. Вопросы, которые задает ученик, могут иметь следующую формулировку: это река? Это озеро? Гора?... После того как ребята скажут “да”, ученик у доски на контурной карте должен показать и назвать загаданный объект по принципу “да” – “нет”. Такая работа с контурными картами, как показывает опыт, является средством для закрепления в памяти названий географических объектов и их местоположений на карте, а также локализации географических явлений.

Работа с контурными картами позволяет вовлечь в учебный процесс всех учащихся и обеспечить более детальное и глубокое изучение ими материала. На протяжении обучения географии работу с контурными картами постепенно усложняю. Вместе с тем усиливается самостоятельная работа учащихся с контурной картой. Например, при изучении климата России на контурные карты учащиеся наносят изотермы, направления ветров и т.п., при изучении растительности и животного мира – граница природных зон.

В старших классах контурные карты использую в качестве основы и для таких более сложных картографических работ, как составление картограмм, картодиаграмм и экономических картосхем. Например, изучая размещение отраслей промышленности мира, учащиеся показывают на контурной карте условными знаками районы размещения сырья, старые и новые районы производства и т.п.[1]

Многие учителя сталкиваются с проблемой: учащиеся часто допускают ошибки при заполнении контурных карт. Поэтому в кабинете географии я оформила стенд “Правила работы с контурной картой”, а для ребят разработала и раздала памятки “Правильно работай в контурной карте!”.

Учащимся при работе с контурной картой должна быть отведена активная роль, которая не сводится только к бездумному перерисовыванию с образца. В своей деятельности они под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения.

Если работу вести целенаправленно и систематически, то она обязательно приведет к положительному результату.[2]

Использование контурных карт в учебном процессе будет эффективным лишь при соблюдении ряда условий:

– учащиеся должны осознавать цель выполняемой работы и прогнозировать учебный результат;
– учащиеся должны усвоить требования к работе с контурными картами;
– иметь представления о последовательности выполнения отдельных действий;
– учитель должен постепенно усложнять задания;
– последовательно должна возрастать степень самостоятельности выполнения заданий.

Многолетний опыт показал, что применение контурных карт на уроках географии:

– укрепляет практические навыки;
– повторяется изученный материал по теме;
– развиваются исследовательские умения и навыки;
– отсутствуют неуспевающие по предмету;
– прослеживаются стабильные результаты качества знаний;
– учащиеся становятся более инициативными и самостоятельными.

Список литературы.

  1. Даринский А.В. Методика преподавания географии. М.: Просвещение. 1966. Стр. 108–110.
  2. Коваленко Т.В. Контрольные работы по контурным картам. Ж-л “География в школе” 1963 № 4.
  3. Максимов Н.А. География в 5 классе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. М.: Просвещение, 1972.