Задачи:
1. Начать формирование привычки есть то, что требуется моему организму и
полезно, а не то, что хочет, есть человек.
2. Расширить знания детей об овощах и фруктах как полезных продуктах, содержащих
в себе питательные ценности; выделить особенно содержание в них витаминов,
которых не хватает организму весной.
3. Рассказать детям в доступной форме о том, как сажать лук.
4. Воспитание правильного отношения к своему здоровью.
Ход занятия
Сценка. Презентация. (Слайд 1)
1: Приветствуем всех, кто время нашёл
И в Рахмановскую школу на занятие пришёл!
2: Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь
И набираем, естественно, вес!
3: Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой, как воздух, нужны!
Но отдохнуть не против мы.
Звучит музыка несколько мальчиков исполняют подвижный танец.
Вдруг один ученик падает.
4: Да, видно класс!
Стало плохо мне сейчас!
Передо мной всё закружилось,
В голове всё помутилось.
1: Так нельзя её бросать!
Надо доктора позвать!
2: У тебя ужасный вид.
Визит к врачу не повредит.
3: Послушай! У меня болели уши,
Так мне в день по три укола
Месяц медсестра колола!
И, как видишь, жив-здоров
И живу без докторов!
1: Без уколов можно жить –
Начинай таблетки пить.
Вот тебе таблеток куча –
Принесла на всякий случай.
(Дает мешок, на котором написано: "Таблетки".)
2: У меня есть пожеланье –
Занимайся обливаньем!
Я вот эту процедуру
Не меняю на микстуру.
И в мороз, и в жаркий день
Закаляться мне не лень! (Дает полотенце.)
1: Физкультура – вот рецепт!
Больше двигайся давай!
Бегай, прыгай, приседай!
Мяч лови и мяч кидай!
Приготовилась? На старт!
(Кидает мяч больному.)Врач: Здравствуйте, ребята!
Что случилось? Что болит?
Есть и йод, и вата.
4: Боли, доктор, в голове.
Помогите, доктор, мне,
У меня такая слабость -
Не хочу я даже сладость!
Врач: Сейчас осмотр проведу,
Чем смогу – тем помогу.
Ручки слабые, ножки тоже...
Та-ак, на что ж это похоже?
Ну-ка, рот открой пошире:
Раз и два, и три, четыре.
Зубы все пока на месте.
Посоветуемся вместе.
1: Надо дать ей таблетки!
2: В нос закапать из пипетки!
3: Надо выпить порошок!
1: Антибиотиков – мешок!
2: Надо дать ей микстуры!3: Справку дать от физкультуры!
Врач: Нет, ребята, в этом вы совершенно не правы!
Ваши знания видны, но таблетки вам вредны!
Мне понятно, в чём вопрос! Это АВИТАМИНОЗ!
Витаминов не хватает! Витамины в теле тают!
– А кто знает, что такое витамины? (Выслушивают ответы.) Свое название витамины получили от латинского слова “вита” – жизнь, т. е. они жизненно необходимы для человека. Кто придумал это слов? (Ученый биохимик Казимир Функ.)
Витамины бывают разные. Их существует больше 30. Как и у человека, у каждого витамина есть свое имя. Называют их буквами латинского алфавита. Приведите примеры.
– Мы сегодня с вами вспомним все, что знаем о витаминах. Наше занятие под названием “Витаминная азбука” (Слайд 2) мы проведем в форме соревнования двух команд. В ходе игры будет судить строгое, но справедливое жюри. А болельщики будут поддерживать свою команду.
Итак, название и девиз команд. (Каждая команда произносит название и девиз.)
Лимончики.
“Мы лимончики важны
С витамином “С” дружны”.
Морковки.
“Мы морковки резвые,
для зрения полезные”.
1-е задание “Найди пару” (разминка). (Слайд 3)
Каждой команде предлагается составить пару, определив в каком фрукте (овоще) содержится какой витамин.
1 команда (черная смородина – С, хлеб – В, черноплодная рябина – Е, облепиха – А, творог – Д, абрикосы – Р ).
2 команда (яйцо – А, фасоль – В, укроп – С, сыр – Д, шиповник – Е, грецкий орех – К).
Ответы. (Слайд 4, 5)
Танец витаминов. (Слайд 6)
2-е задание “Дегустация”. (Слайд 7)
Каждому члену команды с завязанными глазами предлагается определить на вкус и назвать продукт, который он ест, а также сказать какой витамин в нем содержится.
Яблоко (А, Е).
Морковь (А).
Груша (С).
Картофель (С).
Апельсин (Р).
Капуста (К).
Банан (В).
Ссвёкла (В).
3-е задание. Конкурс капитанов “Если хочешь быть здоров”. (Слайд 8)
– Каждому капитану будут заданы 10 вопросов. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 бал.
1-й команде:
1. Какой витамин вырабатывается в организме только под воздействием солнечных
лучей? (Д)
2. Назови лишний продукт: морковь, кефир, творог, пепси-кола, яблоко.
3. Как называется 3 прием пищи? (Полдник.)
4. В каких продуктах больше всего содержится йода? (Морепродукты.)
5. Какой витамин содержится в этих продуктах: шиповник, апельсин, лук, капуста.
(С)
6. Какие добавки можно положить в кашу? (Орехи, фрукты, семечки.)
7. Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь.)
8. Кто дает молоко людям в Аравийских пустынях? (Верблюд.)
9. Может разбиться,
Может и вариться,
Если хочешь – в птицу может превратиться. (Яйцо.)
10. Сколько раз в день нужно чистить зубы? (2 раза.)
2-й команде:
1. Какой витамин замедляет процесс старения. (Е)
2. Назовите лишний продукт: отварное мясо, банан, чипсы, манная каша,
апельсин.
3. Как называется вечерний прием пищи? (Ужин.)
4. В каких продуктах больше всего содержится углеводов? (Хлеб, мучные изделия.)
5. Какой витамин содержится в этих продуктах: морковь, горох, щавель, облепиха,
яйцо. (А)
6. Какое блюдо маслом не испортишь? (Каша.)
7. Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста.)
8. Кто дает молоко людям на севере? (Олень.)
9. Не снег, а белое всегда,
Хоть не течет, а не вода. (Молоко.)
10. Сколько приемов пищи должно быть в день? (4)
– Витамины помогают детям и взрослым быть крепкими и здоровыми. Одни витамины помогают детям расти, другие – глазам хорошо видеть, третьи – голове – хорошо думать, быть умной. А есть витамины, которые защищают нас от болезней.
4-е задание. Практическая работа “Луковая грядка”.
Про какое растение в Средние века говорили: “Он жесток, мало кто из встретившихся с ним удержится от слез, однако сила его – добрая, перед ним отступают многие болезни?”. К нам в гости сегодня пришел лук. Послушайте, что он вам поведает о себе.
Лук. Я зеленый лук
Помогу от всех недуг
Я и репчатый, и зелёный,
Я и сушеный, и солёный.
Как приправа к блюдам
Я полезен людям!
(Слайд 9)
Человек выращивает меня более 3000 лет. Я – один из обязательных компонентов многих блюд. Однако не всем известно, что в настоящее время существует несколько сортов лука: лук-слезун, репчатый, шнитт-лук, многоярусный лук, лук-порей, батун. Главное, что все сорта богаты витаминами, а особенно витамином С. В зимний период в листьях накапливается особенно много. Молодые листья и стебли в свежем, вареном, сушеном и консервированном виде вкусны, питательны и укрепляют человеку голос. Если вас укусит оса, то разрежьте луковицу пополам, натрите место укуса и боль пройдет, а от опухоли и следа не останется.
Я принес вам подарок, своих братьев и сестер. Посадите их и у вас всегда будут на окне витамины.
– Каждой команде предстоит посадить лук. Скажите, пожалуйста, как это делается? (Слайд 10)
(Сажают лук.)
– Молодцы, вы справились с заданием, давайте предоставим жюри оценить луковую грядку каждой команды.
Пока жюри совещается, мы поиграем.
Вам, мальчишки и девчушки,
Приготовила стишки.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет!Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
(Нет, нет, нет!)Говорила маме Люба?
– Я не буду чистить зубы.
– И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом – каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба? (Нет.)Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?
(Нет, нет, нет.)Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.Зубы вы почистили
И идете спать,
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
(нет, нет, нет.)Запомните совет полезный?
Нельзя вам грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет!Вы, ребята, не устали,
Пока я стихи читала?
Был ваш правильный ответ,
Что полезно, а что – нет!
(Жюри подводит итоги 4 конкурсов.)
5 задание. Домашнее задание “Витаминное блюдо”. (Презентации)
– Каждой команде было предложено выполнить домашнее задание. Нужно было приготовить витаминное блюдо, составить презентацию своего творенья.
(Выступление Сабуровой Ангелины и Спириной Софьи).
“Сундучок с вопросами”.
Каждой команде предлагается отгадать то, что находится в черном ящике.
1-й команде. Этот витамин имеет большое значение для предотвращения развития злокачественных и сердечно – сосудистых заболеваний. Помогает усваивать пищу, оздоравливает кожу, активизирует жизненные силы организма, замедляет процессы старения. Содержится в яичном желтке, подсолнечном масле, говяжьей и тресковой печени, арахисе, облепихе, шиповнике, черноплодной рябине. (Е)
В витаминной, есть в семье
Витамин с названьем Е.
Есть он в соевых бобах,
Его много и в маслах,
В кукурузном, солнечном,
В соевом, подсолнечном.
Он сосуды расширяет,
Мышц питанье улучшает,
При неврозах он полезен,
Лечит кожные болезни.
2-й команде. Этот жирорастворимый витамин необходим для абсорбции и утилизации кальция и фосфора в желудочно-кишечном тракте. Он нужен для роста организма и особенно важен для нормального роста и развития костей и зубов у детей. Он также важен для профилактики и лечения остеопороза. Содержится в рыбьем жире, молоке, масле, яйцах. (Д)
Витамин он очень крепкий
Костные поправит клетки.
При переломах он поможет
И заболеваниях кожи.
При рахите просто класс!
Лечит людям псориаз.
Знают люди всего мира
Пользу, толк рыбьего жира.
Можно предложить не зря
Съесть копченого угря.
Пока жюри подводит итоги игры мы с вами вспомним , что нужно делать чтобы со здоровьем был у вас порядок. Выходят дети – Витамины.
(Звучит песня про витамины.) (Слайд 11)
Врач: Это наши витамины А, В, С и Е
Нынче к доброй медицине они покажут путь тебе.
А: Чтобы были вы красивы,
В: Чтобы не были плаксивы,
С: Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, кипело!
К: Чтобы громче пелись песни,
Е: Жить чтоб было интересней,
Д: Нужно сильным стать, здоровым,
Есть творог, сметану, плов,
Соки пить и молоко.
Врач: Витамины – это жизнь!
С ними нужно всем дружить!
Дам я вам такой совет:
Витамины потребляйте
И здоровье прибавляйте!
– Вы сегодня показали хорошие знания о витаминах, поэтому доктор дарит вам витамины. (В корзине витамины.) Будьте здоровы.
Быть здоровым – это класс
Каждый день и каждый час!
Все, и взрослые, и дети,
Помните вы наш совет:
Круглый год – зимой и летом –
Без витаминов жизни нет!