Внеурочное занятие "Витаминная азбука"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Задачи:

1. Начать формирование привычки есть то, что требуется моему организму и полезно, а не то, что хочет, есть человек.
2. Расширить знания детей об овощах и фруктах как полезных продуктах, содержащих в себе питательные ценности; выделить особенно содержание в них витаминов, которых не хватает организму весной.
3. Рассказать детям в доступной форме о том, как сажать лук.
4. Воспитание правильного отношения к своему здоровью.

Ход занятия

Сценка. Презентация. (Слайд 1)

1: Приветствуем всех, кто время нашёл
И в Рахмановскую школу на занятие пришёл!

2: Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь
И набираем, естественно, вес!

3: Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой, как воздух, нужны!
Но отдохнуть не против мы.

Звучит музыка несколько мальчиков исполняют подвижный танец.
Вдруг один ученик падает.


4: Да, видно класс!
Стало плохо мне сейчас!
Передо мной всё закружилось,
В голове всё помутилось.

1: Так нельзя её бросать!
Надо доктора позвать!

2: У тебя ужасный вид.
Визит к врачу не повредит.

3: Послушай! У меня болели уши,
Так мне в день по три укола
Месяц медсестра колола!
И, как видишь, жив-здоров
И живу без докторов!

1: Без уколов можно жить –
Начинай таблетки пить.
Вот тебе таблеток куча –
Принесла на всякий случай.
(Дает мешок, на котором написано: "Таблетки".)

2: У меня есть пожеланье –
Занимайся обливаньем!
Я вот эту процедуру
Не меняю на микстуру.
И в мороз, и в жаркий день
Закаляться мне не лень! (Дает полотенце.)

1: Физкультура – вот рецепт!
Больше двигайся давай!
Бегай, прыгай, приседай!
Мяч лови и мяч кидай!
Приготовилась? На старт!
(Кидает мяч больному.)

Врач: Здравствуйте, ребята!
Что случилось? Что болит?
Есть и йод, и вата.

4: Боли, доктор, в голове.
Помогите, доктор, мне,
У меня такая слабость -
Не хочу я даже сладость!

Врач: Сейчас осмотр проведу,
Чем смогу – тем помогу.
Ручки слабые, ножки тоже...
Та-ак, на что ж это похоже?
Ну-ка, рот открой пошире:
Раз и два, и три, четыре.
Зубы все пока на месте.
Посоветуемся вместе.

1: Надо дать ей таблетки!
2: В нос закапать из пипетки!
3: Надо выпить порошок!
1: Антибиотиков – мешок!
2: Надо дать ей микстуры!

3: Справку дать от физкультуры!

Врач: Нет, ребята, в этом вы совершенно не правы!
Ваши знания видны, но таблетки вам вредны!
Мне понятно, в чём вопрос! Это АВИТАМИНОЗ!
Витаминов не хватает! Витамины в теле тают!

– А кто знает, что такое витамины? (Выслушивают ответы.) Свое название витамины получили от латинского слова “вита” – жизнь, т. е. они жизненно необходимы для человека. Кто придумал это слов? (Ученый биохимик Казимир Функ.)

Витамины бывают разные. Их существует больше 30. Как и у человека, у каждого витамина есть свое имя. Называют их буквами латинского алфавита. Приведите примеры.

– Мы сегодня с вами вспомним все, что знаем о витаминах. Наше занятие под названием “Витаминная азбука” (Слайд 2) мы проведем в форме соревнования двух команд. В ходе игры будет судить строгое, но справедливое жюри. А болельщики будут поддерживать свою команду.

Итак, название и девиз команд. (Каждая команда произносит название и девиз.)

Лимончики.

 “Мы лимончики важны
С витамином “С” дружны”.

Морковки.

 “Мы морковки резвые,
для зрения полезные”.

1-е задание “Найди пару” (разминка). (Слайд 3)

Каждой команде предлагается составить пару, определив в каком фрукте (овоще) содержится какой витамин.

1 команда (черная смородина – С, хлеб – В, черноплодная рябина – Е, облепиха – А, творог – Д, абрикосы – Р ).

2 команда (яйцо – А, фасоль – В, укроп – С, сыр – Д, шиповник – Е, грецкий орех – К).

Ответы. (Слайд 4, 5)

Танец витаминов. (Слайд 6)

2-е задание “Дегустация”. (Слайд 7)

Каждому члену команды с завязанными глазами предлагается определить на вкус и назвать продукт, который он ест, а также сказать какой витамин в нем содержится.

Яблоко (А, Е).
Морковь (А).
Груша (С).
Картофель (С).
Апельсин (Р).
Капуста (К).
Банан (В).
Ссвёкла (В).

3-е задание. Конкурс капитанов “Если хочешь быть здоров”. (Слайд 8)

– Каждому капитану будут заданы 10 вопросов. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 бал.

1-й команде:

1. Какой витамин вырабатывается в организме только под воздействием солнечных лучей? (Д)
2. Назови лишний продукт: морковь, кефир, творог, пепси-кола, яблоко.
3. Как называется 3 прием пищи? (Полдник.)
4. В каких продуктах больше всего содержится йода? (Морепродукты.)
5. Какой витамин содержится в этих продуктах: шиповник, апельсин, лук, капуста. (С)
6. Какие добавки можно положить в кашу? (Орехи, фрукты, семечки.)
7. Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь.)
8. Кто дает молоко людям в Аравийских пустынях? (Верблюд.)
9. Может разбиться,
Может и вариться,
Если хочешь – в птицу может превратиться. (Яйцо.)
10. Сколько раз в день нужно чистить зубы? (2 раза.)

2-й команде:

1. Какой витамин замедляет процесс старения. (Е)
2. Назовите лишний продукт: отварное мясо, банан, чипсы, манная каша, апельсин.
3. Как называется вечерний прием пищи? (Ужин.)
4. В каких продуктах больше всего содержится углеводов? (Хлеб, мучные изделия.)
5. Какой витамин содержится в этих продуктах: морковь, горох, щавель, облепиха, яйцо. (А)
6. Какое блюдо маслом не испортишь? (Каша.)
7. Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста.)
8. Кто дает молоко людям на севере? (Олень.)
9. Не снег, а белое всегда,
Хоть не течет, а не вода. (Молоко.)
10. Сколько приемов пищи должно быть в день? (4)

– Витамины помогают детям и взрослым быть крепкими и здоровыми. Одни витамины помогают детям расти, другие – глазам хорошо видеть, третьи – голове – хорошо думать, быть умной. А есть витамины, которые защищают нас от болезней.

4-е задание. Практическая работа “Луковая грядка”.

Про какое растение в Средние века говорили: “Он жесток, мало кто из встретившихся с ним удержится от слез, однако сила его – добрая, перед ним отступают многие болезни?”. К нам в гости сегодня пришел лук. Послушайте, что он вам поведает о себе.

Лук. Я зеленый лук
Помогу от всех недуг
Я и репчатый, и зелёный,
Я и сушеный, и солёный.
Как приправа к блюдам
Я полезен людям!

(Слайд 9)

Человек выращивает меня более 3000 лет. Я – один из обязательных компонентов многих блюд. Однако не всем известно, что в настоящее время существует несколько сортов лука: лук-слезун, репчатый, шнитт-лук, многоярусный лук, лук-порей, батун. Главное, что все сорта богаты витаминами, а особенно витамином С. В зимний период в листьях накапливается особенно много. Молодые листья и стебли в свежем, вареном, сушеном и консервированном виде вкусны, питательны и укрепляют человеку голос. Если вас укусит оса, то разрежьте луковицу пополам, натрите место укуса и боль пройдет, а от опухоли и следа не останется.

Я принес вам подарок, своих братьев и сестер. Посадите их и у вас всегда будут на окне витамины.

– Каждой команде предстоит посадить лук. Скажите, пожалуйста, как это делается? (Слайд 10)

(Сажают лук.)

– Молодцы, вы справились с заданием, давайте предоставим жюри оценить луковую грядку каждой команды.

Пока жюри совещается, мы поиграем.

Вам, мальчишки и девчушки,
Приготовила стишки.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет!

Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
(Нет, нет, нет!)

Говорила маме Люба?
– Я не буду чистить зубы.
– И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом – каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба? (Нет.)

Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?
(Нет, нет, нет.)

Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили
И идете спать,
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
(нет, нет, нет.)

Запомните совет полезный?
Нельзя вам грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!

Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет!

Вы, ребята, не устали,
Пока я стихи читала?
Был ваш правильный ответ,
Что полезно, а что – нет!

(Жюри подводит итоги 4 конкурсов.)

5 задание. Домашнее задание “Витаминное блюдо”. (Презентации)

– Каждой команде было предложено выполнить домашнее задание. Нужно было приготовить витаминное блюдо, составить презентацию своего творенья.

(Выступление Сабуровой Ангелины и Спириной Софьи).

“Сундучок с вопросами”.

Каждой команде предлагается отгадать то, что находится в черном ящике.

1-й команде. Этот витамин имеет большое значение для предотвращения развития злокачественных и сердечно – сосудистых заболеваний. Помогает усваивать пищу, оздоравливает кожу, активизирует жизненные силы организма, замедляет процессы старения. Содержится в яичном желтке, подсолнечном масле, говяжьей и тресковой печени, арахисе, облепихе, шиповнике, черноплодной рябине. (Е)

В витаминной, есть в семье
Витамин с названьем Е.
Есть он в соевых бобах,
Его много и в маслах,
В кукурузном, солнечном,
В соевом, подсолнечном.
Он сосуды расширяет,
Мышц питанье улучшает,
При неврозах он полезен,
Лечит кожные болезни.

2-й команде. Этот жирорастворимый витамин необходим для абсорбции и утилизации кальция и фосфора в желудочно-кишечном тракте. Он нужен для роста организма и особенно важен для нормального роста и развития костей и зубов у детей. Он также важен для профилактики и лечения остеопороза. Содержится в рыбьем жире, молоке, масле, яйцах. (Д)

Витамин он очень крепкий
Костные поправит клетки.
При переломах он поможет
И заболеваниях кожи.
При рахите просто класс!
Лечит людям псориаз.
Знают люди всего мира
Пользу, толк рыбьего жира.
Можно предложить не зря
Съесть копченого угря.

Пока жюри подводит итоги игры мы с вами вспомним , что нужно делать чтобы со здоровьем был у вас порядок. Выходят дети – Витамины.

(Звучит песня про витамины.) (Слайд 11)

Врач: Это наши витамины А, В, С и Е
Нынче к доброй медицине они покажут путь тебе.

А: Чтобы были вы красивы,

В: Чтобы не были плаксивы,

С: Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, кипело!

К: Чтобы громче пелись песни,

Е: Жить чтоб было интересней,

Д: Нужно сильным стать, здоровым,
Есть творог, сметану, плов,
Соки пить и молоко.

Врач: Витамины – это жизнь!
С ними нужно всем дружить!
Дам я вам такой совет:
Витамины потребляйте
И здоровье прибавляйте!

– Вы сегодня показали хорошие знания о витаминах, поэтому доктор дарит вам витамины. (В корзине витамины.) Будьте здоровы.


Быть здоровым – это класс
Каждый день и каждый час!
Все, и взрослые, и дети,
Помните вы наш совет:
Круглый год – зимой и летом –
Без витаминов жизни нет!