Цели:
- закрепить знания и умения при решении примеров, уравнений составных задач;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы, принимать правильные решения, отстаивать свою точку зрения;
- воспитывать в детях стремление вести здоровый образ жизни.
Учебные материалы:
- плакат-схема "Дерево решений", этапы урока, таблички для выбора решений, сигнальные карточки (красного и зелёного цвета), презентация PowerPoint к уроку.
На доске девиз:
Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!
Ход урока
I. Организационный момент.
Демонстрируется слайд.
Учитель. Давайте поприветствуем друг друга не словами, а улыбкой и рукой. Поприветствуйте также наших гостей. Садитесь!
II. Сообщение темы урока.
У. Сегодня урок закрепления и обобщения изученного материала. Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься?
Д. Мы будем считать, решать примеры, уравнения, задачи.
У. Что мы должны сделать, прежде чем принять какое-то решение?
Д. Мы должны подумать.
У. Правильно! А какой орган человеческого организма помогает нам думать?
Д. Думать нам помогает мозг.
У. А вы знаете, что у нас есть точка ума. Давайте указательным пальчиком её настроим. Для этого помассируем точку ума указательным пальцем 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую.
Дети выполняют задание учителя.
У. А ещё мы с вами поговорим о здоровом образе жизни, т.е. будем не только считать и решать, но и рассуждать.
Демонстрируется слайд с темой урока.
У. На доске вы видите девиз нашего урока, прочитаем его вместе.
Д. Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!
У. Перед вами "Дерево решений". Сейчас на нём показаны этапы нашего урока. Как преобразится это "дерево решений", мы узнаем в конце урока. Вижу, что настроение у всех хорошее. За работу! В добрый час!
III. Устный счет.
У. На этом этапе урока примут участие 8 человек. Под сиденьем стула с правой стороны прикреплены квадратики с числами-ответами. Проверьте, кто же сегодня эти счастливчики. Поднимите руки вверх. Начинает тот, у кого квадратик жёлтого цвета. А затем ход переходит к тому, у кого окажется ответ предыдущего задания.
Демонстрируется слайд с заданиями.
68-39=29 26+15=41 12х6=72 23х3=69 90:3=30 32-15=17 54-38=16 80:4=20
Дети записывают ответы в тетрадях в порядке убывания.
У. Молодцы! Устный счёт мы закончили. Посмотрим, какое решение нам предстоит принять?
Учитель переворачивает на плакате табличку с надписью "Устный счет". На обратной стороне расположены еще две таблички: "Соблюдай чистоту!" и "Чистота - не главное!".
У. Каков ваш выбор?
Дети выбирают табличку "Соблюдай чистоту!", поднимают сигнальную карточку зеленого цвета. Учитель прикрепляет эту надпись на плакат, изображающий "дерево решений". Демонстрируется слайд.
У. Почему мы выбрали именно этот призыв?
Д. Содержать в чистоте нужно своё тело, одежду, жилище. Здоровый образ жизни начинается с чистоты!
IV. Решение уравнений.
Демонстрируется слайд.
У. Что такое уравнение?
Д. Уравнение - это равенство с одним неизвестным.
Учитель задает вопросы учащимся.
У. Назовите компоненты при сложении. Как найти неизвестное слагаемое? Назови компоненты при умножении. Как найти неизвестный множитель? Назови компоненты при вычитании. Как найти неизвестное вычитаемое?
Дети отвечают на вопросы учителя.
На доске записаны выражения с неизвестными.
Х-? У-? Z-?
У+ 18=Х
Х х 3=Z
90-Z=24
У. Какое выражение мы будем решать в первую очередь? Как можно назвать это выражение?
Д. В первую очередь мы будем решать уравнение 90 - Z=24.
Учащиеся решают данное уравнение.
У. Назовите ответ в этом уравнении.
Д. z = 66.
У. Прочитайте следующее выражение.
Д. Х х 3=Z.
У. Перед вами выражение с двумя неизвестными. Как найти х?
Д. Необходимо подставить в данное уравнение число z.
У. Какое уравнение у вас получилось?
Д. Х х 3=66.
У. Каков результат этого уравнения?
Д. х=22.
У. В каком уравнении можно использовать этот ответ?
Д. у + 18 = х. Мы подставим вместо буквы х число 22 и получим уравнение у + 18 = 22, у = 4.
У. Правильно! Отведите глазки в сторону своего соседа. Если сосед сделал правильно, то зажмурьте глаза, если нет - сделайте круг глазами в одну и в другую сторону.
Дети выполняют взаимопроверку и выполняют задание учителя.
У. Молодцы! Итак, и с этим этапом урока мы справились, посмотрим какое решение нам необходимо принять.
На "дереве решений" появляются две надписи: "Я выбираю питание богатое сладостями" и "Я выбираю здоровое питание". Дети с помощью сигнальных карточек выбирают табличку: "Я выбираю здоровое питание". Демонстрируется соответствующий слайд № 6.
У. Почему мы выбрали именно эту табличку?
Д. Все знают, что здоровое питание - залог здоровья.
У. Какое питание можно считать здоровым?
Д. Здоровое питание - это регулярное, разнообразное питание, богатое витаминами, фруктами.
V. Решение задачи.
У. Переходим к следующему этапу урока - решение задачи.
Демонстрируется слайд № 7.
У. Ученики 3 "А" класса за неделю съели 15 кг фруктов, а ученики 3 "В" класса съели в 2 раза больше. Сколько всего килограммов фруктов съели школьники за неделю?
Учащиеся решают задачу самостоятельно в тетрадях. После решения задачи осуществляется взаимопроверка.
Д. И этот этап урока позади. Посмотрим решение, которое мы должны принять на этом этапе.
На "дереве решений" появляются две надписи: "Движение - это жизнь" и "Без лекарств - не жизнь". Дети с помощью сигнальных карточек выбирают табличку: "Движение - это жизнь". Демонстрируется соответствующий слайд № 8.
У. Почему мы выбираем девиз "Движение - это жизнь". Почему нужно больше двигаться?
Д. Малоподвижный образ жизни вредит здоровью.
У. Что значит много двигаться?
Д. Это значит, делать зарядку, играть в подвижные игры, заниматься физкультурой.
У. Пришло время физминутки!
ФИЗМИНУТКА
Утром рано умывались, (вращение головой)
Полотенцем растирались, (ножницы)
Вправо, влево наклонялись (наклоны)
И друг другу улыбались. (повороты)
Вот здоровья в чём секрет. (потягиваемся)
Всем друзьям физкультпривет! (машем руками)
VI. Решение примера на порядок действий.
У. Переходим к 4 этапу - решение примера на порядок действий.
4 х ( 32-16) + 72:2
Учащиеся решают пример и далее осуществляют взаимопроверку.
У. Молодцы! И с этим этапом вы справились, переходим к выбору в пользу здоровья.
На "дереве решений" появляются еще две надписи: "Нет вредным привычкам" и "Человеку можно все". Учащиеся с помощью сигнальных карточек выбирают табличку: "Нет вредным привычкам". Демонстрируется соответствующий слайд № 10.
У. Какие привычки называют вредными?
Д. Курение, употребление спиртного и наркотиков.
У. Почему они вредные? Почему же тогда многие заводят эти привычки?
Д. К появлению вредных привычек приводит простое любопытство, стремление следовать моде, а также негативный пример родственников, родителей.
У. Нужно уметь правильно отвечать на предложение покурить. Если вам предложат, как бы вы ответили? Начинайте так: "Я бы мог попробовать, но... (придумайте!) но у меня сегодня болит голова, но я уже пробовал, мне не понравилось.
VII. Работа с танграмом.
У. Ну что ж, остался ещё один этап - это работа с танграмом.
Демонстрируется слайд № 11.
У. На данном этапе вы будете работать в парах. Договоритесь между собой , кто будет разрезать, а кто складывать. Разрежьте квадрат по намеченным линиям и соберите рыбку. Если вы правильно соберёте рыбку, то сможете прочитать, что для человека самое главное.
Учащиеся выполняют задание учителя.
Д. Для человека самое главное - это здоровье!
У. Молодцы! Сейчас нам предстоит сделать последний выбор.
Учащиеся выбирают из двух табличек: "Хорошее настроение - жизни продолжение" и "Все можно списать на плохое настроение" самую позитивную: "Хорошее настроение - жизни продолжение".
У. Почему выбрали хорошее настроение?
Д. Жизнерадостный человек быстрее справляется с трудностями.
У. Какие причины могут влиять на настроение?
Д. Кто-то сказал обидные слова. У человека может быть плохое самочувствие.
У. Можно ли исправить плохое настроение?
Д. Конечно, можно. Настроение можно исправить хорошими мыслями, уверенностью в себе. Всегда нужно помнить, что улыбка залог хорошего настроения!
VIII. Домашнее задание.
Демонстрируется слайд № 13.
У. Домашнее задание у вас на партах. Кто считает себя умным, тот выполняет своё задание, кто очень умным - своё, кто супер умным - своё.
IX. Итог урока.
У. Посмотрите на наше дерево. Давайте сделаем вывод о том, что такое здоровый образ жизни. Прочитаем вместе советы, которые расположены на "дереве решений".
Д. Здоровый образ жизни - это чистота, правильное питание, движение, полезные привычки, хорошее настроение.
У. Я думаю, что мы с вами будем вести образ жизни ... (вместе: ЗДОРОВЫЙ)
Х. Рефлексия.
У. Если вам понравился урок, то можно подойти и взять памятки о здоровом образе жизни. Прочитайте памятку.
Демонстрируется слайд 14.
Дети.
1.Отказ от вредных привычек.
2. Двигательный режим.
3. Правильное питание.
4.Закаливание.
5. Выполнение правил личной гигиены.
6. Хорошее настроение.