Работа информационного центра

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


В нашей школе с 2009 года работает ИЦ. В 2010 году мы разработали проект ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА

Это было необходимо в связи с тем, что Традиционная система передачи знаний учащимся не может удовлетворить информационные потребности личности, поэтому современная школа в последние годы стала ориентироваться все в большей мере на самостоятельно и критически мыслящего ученика, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы. Ключевая роль в прогрессивных школьных и педагогических технологиях отводится самообразованию как процессу, обеспечивающему планомерное и систематическое пополнение знаний путем самостоятельной работы с информационными источниками.

Информационный центр является адаптивной средой для активизации познавательно-информационной деятельности. Одним из ключевых звеньев этой деятельности является получение учащимися бесценного собственного опыта применения знаний в реальном времени. Это интегрирует теоретическое и практическое мышление (понять проблему, поставить цель, сформулировать задачу, найти решение, получить результат), развивает функциональную грамотность и эрудицию учащихся. Учащиеся самостоятельно работают с информацией (осуществляют сбор, анализ, структурирование), создают информационные модели на основе имеющихся данных, учатся находить, осмысливать, синтезировать новые знания, вовлекаются в освоение новых информационных технологий. У учащихся также идет развитие навыков прикладной деятельности в области технологий. Все это ведет к формированию образовательных компетенций в области технологий, повышению уровня умений работать, реализуются творческие возможности.

Цель: Создание единого информационного пространства образовательного учреждения, развитие и реализация творческого потенциала учащихся посредством использования компьютерных технологий на различных предметах школьного курса и во внеурочное время.

Наш проект состоит из нескольких этапов:

Этапы реализации проекта:

I этап Подготовительный - 2010 года:

- анализ реальной ситуации;

- планирование реализации основных направлений проекта;

- создание условий реализации проекта;

II этап Основной - 2011-2013

- реализация проекта в соответствии с целями и задачами;

- промежуточный мониторинг результатов;

- корректировка планов в соответствии с промежуточными результатами.

III этап Заключительный 2013 г:

- мониторинг результатов

В каждом этапе были разработаны модули

1 этап

Модуль №1 Создание системы тестирования и оценки качества работы информационного центра с использованием специализированного программного обеспечения как части общероссийской системы.

Модуль №2 Подготовка учителей в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

2 этап

Модуль №1 Создание единого информационного и образовательного пространства

Модуль №2 Разработка и проведение занятий в ИЦ

Модуль №3 Сетевое информационное взаимодействие

3 этап

Модуль №1 Развитие банка данных образовательных ресурсов.

Модуль №2 Обобщение опыта работы по созданию единого образовательного пространства

Также был разработан План мероприятий по реализации проекта

Креативная образовательная среда должна не только предоставлять возможность каждому обучающемуся на каждом образовательном уровне развить исходный творческий потенциал, но и (а это на наш взгляд - главное) пробудить потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у человека объективную самооценку. Основными требованиями к креативной образовательной среде являются высокая степень неопределённости и проблемности, непрерывность и преемственность, принятие обучающегося и включение его в активную образовательную деятельность.

Каждый человек сегодня объективно нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному и творческому росту. Такие условия могут быть созданы в креативной образовательной среде, обеспечивающей максимальную степень индивидуализации за счёт широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий. Данная среда предоставляет каждому обучающемуся возможность (самостоятельного или во взаимодействии с педагогом, выступающим в роли старшего товарища, партнёра) формирования индивидуализированной образовательной траектории. Содержание образования, способы общения обучающегося со знанием в образовательной среде должны максимально подстраиваться под особенности конкретного человека, в направлении учета реальных психологических механизмов интеллектуального развития личности, когнитивного стиля и ментального опыта каждого.

В связи с этим

Направления работы

Методическое сопровождение внедрения информационных технологий в образовательный процесс и сопровождение образовательных технологий.

  • Проведение обучающих семинаров для учителей и обучающихся школы.
  • Информационное, техническое сопровождение уроков, семинаров, совещаний, педсоветов.
  • Оказание методической помощи учителям по разработке планов уроков с использованием медиаресурсов.
  • Обеспечение проектов и программ необходимыми информационными ресурсами.
  • Оказание помощи в разработке и оформлении проектов через использование ИКТ.
  • Сбор, накопление, обработка, систематизация, обобщение и распространение информации по ИКТ, издание собственной.
  • Сбор и систематизация практических разработок, планов уроков учителей, использующих ИКТ.
  • Подготовка итоговых материалов работы медиацентра для размещения их на школьном сайте.
  • Создание школьного сайта.
  • Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.
  • Самостоятельное знакомство и изучение медиаресурсов, использование Интернет, электронной почты.
  • Внеклассная работа на базе информации на традиционных и нетрадиционных носителях.
  • Работа с одаренными и успешными учащимися.
  • Оказание помощи в сборе и обработке информации для научных рефератов учащихся.
  • Оказание помощи в предметной деятельности учащихся.
  • Исследовательская работа.
  • Участие и сопровождение различных профессиональных конкурсов.

Библиотека

Весь книжный фонд, фонд учебников, часть фонда компакт-дисков занесены в электронный каталог, который насчитывает более 4,5 тысяч названий. Создана электронная база читателей. Библиотека-медиатека обслуживает 650 читателей. Книговыдача полностью автоматизирована. Среди учащихся старших классов были проведены библиотечные уроки-консультации по работе с электронным каталогом в автоматизированной библиотечно-информационной системе OPAC-GLOBAL.

В медиатеке школьники приобщаются к совершенно новому для них виду самостоятельной образовательной деятельности - работе с информацией, используемой в различных областях знаний (видеоинформация, аудиоинформация, звуковая, графическая, символическая, текстовая). Учащиеся, самостоятельно работая в медиатеке, приобретают здесь возможность читать не только книги, периодику, но и объемную информацию с дисков CD-ROM, прослушивать и просматривать видеозаписи, используя все это для подбора информации к написанию докладов, сочинений, обзоров, для подготовки к урокам, диспутам, семинарам. Они подбирают здесь разнообразные средства информации для общешкольных мероприятий, школьной газеты, видеостудии на базе информационного центра школы, для иллюстрирования выступлений по предмету, докладов на семинаре, для создания Web-страничек по различным темам, связанным с учебными задачами. В медиатеке учащиеся более самостоятельны в выборе средств, приемов, организации деятельности. Они заняты поиском необходимой учебной информации, приобретают полезный опыт работы с новыми технологиями. Внедрение новых информационных технологий в школьную медиатеку вносят существенные коррективы в работу библиотекаря. Библиотекарь помогает учащимся работать в условиях медиатеки не только с книгой, но и с техническими и информационными средствами; учителям - подготовиться к урокам с использованием любых средств информации.

Фонд школьной библиотеки-медиатеки насчитывает свыше шестисот дисков. Математика, физика, информатика, химия, география, биология, история, обществознание, русский язык, литература, иностранные языки, психология, мировая художественная культура - вот далеко не полный перечень материалов, размещенных на компакт-дисках. Имеются видеофильмы, мультимедийные учебники и энциклопедии, обучающие программы. Создан собственный фото- и видеоархив, в котором насчитывается более пятидесяти дисков. Архив постоянно пополняется. Библиотека - медиатека принимает самое активное участие в издании школьной газеты "ALMA MATER". Школьная газета выходит один раз в месяц. На ее страницах освещаются все стороны школьной жизни. В составе редколлегии - учащиеся. Они пишут статьи, делают фотоснимки, участвуют в верстке газеты. Школьная газета активно участвует в различных конкурсах.

Ежегодно мы принимаем участие в фестивале молодых журналистов ЦФО "Слово молодёжи". В этом году наша газета заняла 3 место среди многих профессиональных газет. В прошлом году 2 Видеоролик был отмечен дипломом дебютанта.

Впервые мы приняли участие в конкурсе. Объявленным центром развития молодежных волонтерских программ ТГУ. Где заняли первое место за цикл статей по пропаганде здорового образа жизни среди молодежи. Также приняли активное участие во всероссийском конкурсе школьных газет на портале школьной прессы, где были отмечены дипломом.

Постоянно сотрудничаем с различными школами как Тверской области, так и других областей.

Постоянно участвуем во всероссийских конкурсах академии образования института продуктивного обучения по различным направлениям. (КИТ, Британский Бульдог, Леонардо, Русский медвежонок и др. С каждым годом увеличивается количество победителей.

В связи с постоянным укреплением материальной базы школы на будущее мы планируем открыть школьное телевидение, где будут транслироваться все новости, связанные с нашей школой.