Тема урока "Слова с удвоенными согласными". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными; развивать речь; воспитывать любовь к родному языку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение планировать свою работу , оценивать себя и друг друга..

Ход урока

1. Организационный момент.

Презентация.

2. Актуализация знаний. Чистописание.

На доске: бб жж кк лл мм нн пп сс

– Что вы записали? (Удвоенные согласные.)

– Буквы-близнецы.

3. Целеполагание.

– Кто догадался, почему на доске записаны удвоенные согласные?
– Когда в словах встречаются удвоенные согласные? Приведите примеры таких слов.
– Всегда ли мы умеем правильно писать слова с удвоенной согласной?
– Для чего нам нужно уметь писать слова с удвоенной согласной?
– Какова тема урока? (Удвоенные согласные.)
– Какую цель мы сегодня поставим себе на уроке? (Учиться правильно писать слова с удвоенной согласной.)
– А для этого мы должны наметить план, по которому будем работать.
– Давайте вместе составим план урока и запишем на доске.
– Чтобы достичь нашей цели, все ли пункты плана обозначены? Может надо что-то изменить? (Да, разбор предложения.)

План на доске:

А. Словарная работа (с удвоенными согласными). Оценка.
Б. Деление слов на слоги с удвоенными согласными, правило переноса. Оценка.
В. Составление текста с использованием слов с “буквами-близнецами”. Оценка.
Г .Закрепление правила переноса слов с удвоенными согласными. Оценка.
Д. Оценка всей работы.
Е. Домашнее задание.

4. Реализация плана. Работа по теме.

– В одном городе Слов, там, где живут слова, высоко в горах в старинном замке ЛЛ живут очень дружные жители – слова с …… (удвоенными согласными).
– Догадались? Какие это слова?
– А какие слова с удвоенными согласными вы знаете? (Суббота, коллекция и т.д.)

А) Словарная работа.

На доске: класс, группа, суббота, Анна, телеграмма.

– Запишите с комментированием. В каком слове необходимо поставить ударение? А в остальных – нет.
– Как вы понимаете значение слова телеграмма?
– Прочитайте в толковом словаре.
– Вам приходилось с мамами отправлять телеграмму?

Б) Формирование умения делить на слоги слова, с удвоенными согласными.

Вернемся к замку Эль Эль. Все его жители были дружны. Но однажды они поссорились. Буквы –близнецы разошлись и не хотели жить вместе потому, что забыли правило переноса..

– А вы знаете правило переноса слов?
– Какие правила переноса вы знаете?
– Разбейте словарные слова вертикальной черточкой для переноса по слогам. (1 ученик у доски.)
– Какие из этих слов можно переносить по-разному?

Сравните с доской. Проверьте и оцените себя по шкале правильности

Так как же надо переносить слова с удвоенной согласной?

Прочитайте на доске:

Эти буквы близнецы
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку
А с другой ее начни.
(жуж-жат, ал-лея…).

В) Закрепление умения разбивать на слоги слова для переноса с удвоенной согласной.

Упр.188 с. 117.

– Спишите только те слова с удвоенными согласными, которые можно переносить.
– Разбейте их для переноса черточкой, например: ки-ло-грамм, кас-са.
– Проверьте себя и друг друга по образцу на доске. Оцените себя по шкале правильности.

Пер-рон, ван-на, вож-жи (значение), ссо-ра, про-фес-сия, тон-на, дол-лар, шос-се, ап-пе-тит.

Физкультминутка.

Г) Работа в группах.

– Какое словарное слово вы записали последним? (Телеграмма.)
– Жители замка Эль Эль любят путешествовать, заводить друзей и переписываться. Им очень захотелось с вами познакомиться и поэтому они прислали вам телеграмму, в которой просят составить, озаглавить и записать рассказ.

На экране:

кассе, купили, в, билеты, они;
в, воскресенье, ребят, поехала, группа, за город;
быстро, вагоны, пассажиры, вошли, в;
подошел, перрону (значение этого слова), поезд, к;
смотреть, окна, из, вагона, приятно.

Чтобы составить текст, надо вспомнить, что такое текст? Предложение?
– Сколько групп слов на доске?

Сколько должно получиться предложений?

– Какие правила написания предложений вы знаете?
– Прочитайте слова каждой строчки и назовите орфограммы.

Как можно озаглавить текст?

– Прежде чем составить и записать рассказ, что вы должны сделать? (Составить предложения и пронумеровать по порядку).
– Составьте в группах предложения и запишите рассказ.

Д) Проверка.

– Как озаглавили рассказ? (Путешествие. Поездка. За городом.)
– По каким критериям будем оценивать составленный рассказ?

На экране появляется текст. Прочитайте вариант на доске. Сравните.

– А теперь по одному ученику от группы прочитайте текст, который у вас получился.
– Оцените себя. Вы согласны? Почему?
– Какие слова с удвоенной согласной вам встретились в тексте? (группа, касса, перрон, пассажиры).

5. Рефлексия.

– Какие слова с буквами– близнецами мы познакомились в замке ЛЛ?
– Как вы будете их переносить, чтобы они не ссорились?
– Как нам может пригодиться это умение?
– Посмотрите на наш план.
– Мы все успели? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Почему?

6. Д/З.

А теперь я назову вам некоторых жителей замка.

– Прочитайте вслух:

Элла, Нонна, ванная, класс,
Ссора, теннис и рассказ.
Пассажир, шоссе, программа,
Группа, касса, телеграмма.

Что это? (Стихотворение.) Рифмуются последние слова.

– Вы составите аналогичное стихотворение со словами на карточке:

Эмма, телеграмма, Инна, Анна, класс, касса, русский, группа, пассажир, колонна, шоссе.

– Расставьте в них слова так, чтобы была рифма и чувствовался ритм – как в стихотворении.

– одна черточка обозначает 1 слог,
‘ знак ударения
‘_ _, ’ _ _, ‘ _ _, _
_ _ ‘ _ _ и рассказ,
‘_ _, ‘ _ _ , ‘ _ _ , тонна,
_ _ ‘ _, _ ‘ _ , _ ‘ _ _.

Эмма, Инна, Анна, класс,
Телеграмма и рассказ,
Русский, касса, группа, тонна,
Пассажир, шоссе, колонна.

– Вы составите аналогичное стихотворение со словами на карточке:

Эмма, телеграмма, Инна, Анна, класс, касса, русский, группа, пассажир, колонна, шоссе.

– Расставьте в них слова так, чтобы была рифма и чувствовался ритм – как в стихотворении.

– одна черточка обозначает 1 слог, знак ударения.

‘_ _, ’ _ _, ‘ _ _, _
_ _ ‘ _ _ и рассказ,
‘_ _, ‘ _ _ , ‘ _ _ , тонна,
_ _ ‘ _, _ ‘ _ , _ ‘ _ _.

 

– Вы составите аналогичное стихотворение со словами на карточке:

Эмма, телеграмма, Инна, Анна, класс, касса, русский, группа, пассажир, колонна, шоссе.

– Расставьте в них слова так, чтобы была рифма и чувствовался ритм – как в стихотворении.

– одна черточка обозначает 1 слог, знак ударения.

‘_ _, ’ _ _, ‘ _ _, _
_ _ ‘ _ _ и рассказ,
‘_ _, ‘ _ _ , ‘ _ _ , тонна,
_ _ ‘ _, _ ‘ _ , _ ‘ _ _.

 

– Вы составите аналогичное стихотворение со словами на карточке:

Эмма, телеграмма, Инна, Анна, класс, касса, русский, группа, пассажир, колонна, шоссе.

– Расставьте в них слова так, чтобы была рифма и чувствовался ритм – как в стихотворении.

– одна черточка обозначает 1 слог, знак ударения.

‘_ _, ’ _ _, ‘ _ _, _
_ _ ‘ _ _ и рассказ,
‘_ _, ‘ _ _ , ‘ _ _ , тонна,
_ _ ‘ _, _ ‘ _ , _ ‘ _ _.

 

– Вы составите аналогичное стихотворение со словами на карточке:

Эмма, телеграмма, Инна, Анна, класс, касса, русский, группа, пассажир, колонна, шоссе.

– Расставьте в них слова так, чтобы была рифма и чувствовался ритм – как в стихотворении.

– одна черточка обозначает 1 слог, знак ударения.

‘_ _, ’ _ _, ‘ _ _, _
_ _ ‘ _ _ и рассказ,
‘_ _, ‘ _ _ , ‘ _ _ , тонна,
_ _ ‘ _, _ ‘ _ , _ ‘ _ _.

 

– Вы составите аналогичное стихотворение со словами на карточке:

Эмма, телеграмма, Инна, Анна, класс, касса, русский, группа, пассажир, колонна, шоссе.

– Расставьте в них слова так, чтобы была рифма и чувствовался ритм – как в стихотворении.

– одна черточка обозначает 1 слог, знак ударения.

‘_ _, ’ _ _, ‘ _ _, _
_ _ ‘ _ _ и рассказ,
‘_ _, ‘ _ _ , ‘ _ _ , тонна,
_ _ ‘ _, _ ‘ _ , _ ‘ _ _.

 

– Вы составите аналогичное стихотворение со словами на карточке:

Эмма, телеграмма, Инна, Анна, класс, касса, русский, группа, пассажир, колонна, шоссе.

– Расставьте в них слова так, чтобы была рифма и чувствовался ритм – как в стихотворении.

– одна черточка обозначает 1 слог, знак ударения.

‘_ _, ’ _ _, ‘ _ _, _
_ _ ‘ _ _ и рассказ,
‘_ _, ‘ _ _ , ‘ _ _ , тонна,
_ _ ‘ _, _ ‘ _ , _ ‘ _ _.