Цели: познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными; развивать речь; воспитывать любовь к родному языку.
Планируемые результаты: учащиеся научатся слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение планировать свою работу , оценивать себя и друг друга..
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Чистописание.
На доске: бб жж кк лл мм нн пп сс
– Что вы записали? (Удвоенные согласные.)
– Буквы-близнецы.
3. Целеполагание.
– Кто догадался, почему на доске записаны удвоенные согласные?
– Когда в словах встречаются удвоенные согласные? Приведите примеры таких слов.
– Всегда ли мы умеем правильно писать слова с удвоенной согласной?
– Для чего нам нужно уметь писать слова с удвоенной согласной?
– Какова тема урока? (Удвоенные согласные.)
– Какую цель мы сегодня поставим себе на уроке? (Учиться правильно писать слова
с удвоенной согласной.)
– А для этого мы должны наметить план, по которому будем работать.
– Давайте вместе составим план урока и запишем на доске.
– Чтобы достичь нашей цели, все ли пункты плана обозначены? Может надо что-то
изменить? (Да, разбор предложения.)
План на доске:
А. Словарная работа (с удвоенными согласными). Оценка.
Б. Деление слов на слоги с удвоенными согласными, правило переноса. Оценка.
В. Составление текста с использованием слов с “буквами-близнецами”. Оценка.
Г .Закрепление правила переноса слов с удвоенными согласными. Оценка.
Д. Оценка всей работы.
Е. Домашнее задание.
4. Реализация плана. Работа по теме.
– В одном городе Слов, там, где живут слова, высоко в горах в старинном замке
ЛЛ живут очень дружные жители – слова с …… (удвоенными согласными).
– Догадались? Какие это слова?
– А какие слова с удвоенными согласными вы знаете? (Суббота, коллекция и т.д.)
А) Словарная работа.
На доске: класс, группа, суббота, Анна, телеграмма.
– Запишите с комментированием. В каком слове необходимо поставить ударение? А
в остальных – нет.
– Как вы понимаете значение слова телеграмма?
– Прочитайте в толковом словаре.
– Вам приходилось с мамами отправлять телеграмму?
Б) Формирование умения делить на слоги слова, с удвоенными согласными.
Вернемся к замку Эль Эль. Все его жители были дружны. Но однажды они поссорились. Буквы –близнецы разошлись и не хотели жить вместе потому, что забыли правило переноса..
– А вы знаете правило переноса слов?
– Какие правила переноса вы знаете?
– Разбейте словарные слова вертикальной черточкой для переноса по слогам. (1
ученик у доски.)
– Какие из этих слов можно переносить по-разному?
Сравните с доской. Проверьте и оцените себя по шкале правильности.
Так как же надо переносить слова с удвоенной согласной?
– Прочитайте на доске:
Эти буквы близнецы
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку
А с другой ее начни.
(жуж-жат, ал-лея…).
В) Закрепление умения разбивать на слоги слова для переноса с удвоенной согласной.
Упр.188 с. 117.
– Спишите только те слова с удвоенными согласными, которые можно переносить.
– Разбейте их для переноса черточкой, например: ки-ло-грамм, кас-са.
– Проверьте себя и друг друга по образцу на доске. Оцените себя по шкале
правильности.
Пер-рон, ван-на, вож-жи (значение), ссо-ра, про-фес-сия, тон-на, дол-лар, шос-се, ап-пе-тит.
Физкультминутка.
Г) Работа в группах.
– Какое словарное слово вы записали последним? (Телеграмма.)
– Жители замка Эль Эль любят путешествовать, заводить друзей и переписываться.
Им очень захотелось с вами познакомиться и поэтому они прислали вам телеграмму,
в которой просят составить, озаглавить и записать рассказ.
На экране:
кассе, купили, в, билеты, они;
в, воскресенье, ребят, поехала, группа, за город;
быстро, вагоны, пассажиры, вошли, в;
подошел, перрону (значение этого слова), поезд, к;
смотреть, окна, из, вагона, приятно.
– Чтобы составить текст, надо вспомнить, что такое текст? Предложение?
– Сколько групп слов на доске?
Сколько должно получиться предложений?
– Какие правила написания предложений вы знаете?
– Прочитайте слова каждой строчки и назовите орфограммы.
Как можно озаглавить текст?
– Прежде чем составить и записать рассказ, что вы должны сделать? (Составить
предложения и пронумеровать по порядку).
– Составьте в группах предложения и запишите рассказ.
Д) Проверка.
– Как озаглавили рассказ? (Путешествие. Поездка. За городом.)
– По каким критериям будем оценивать составленный рассказ?
На экране появляется текст. Прочитайте вариант на доске. Сравните.
– А теперь по одному ученику от группы прочитайте текст, который у вас
получился.
– Оцените себя. Вы согласны? Почему?
– Какие слова с удвоенной согласной вам встретились в тексте? (группа, касса,
перрон, пассажиры).
5. Рефлексия.
– Какие слова с буквами– близнецами мы познакомились в замке ЛЛ?
– Как вы будете их переносить, чтобы они не ссорились?
– Как нам может пригодиться это умение?
– Посмотрите на наш план.
– Мы все успели? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Почему?
6. Д/З.
А теперь я назову вам некоторых жителей замка.
– Прочитайте вслух:
Элла, Нонна, ванная, класс,
Ссора, теннис и рассказ.
Пассажир, шоссе, программа,
Группа, касса, телеграмма.
Что это? (Стихотворение.) Рифмуются последние слова.
– Вы составите аналогичное стихотворение со словами на карточке:
Эмма, телеграмма, Инна, Анна, класс, касса, русский, группа, пассажир, колонна, шоссе.
– Расставьте в них слова так, чтобы была рифма и чувствовался ритм – как в стихотворении.
– одна черточка обозначает 1 слог,
‘ знак ударения
‘_ _, ’ _ _, ‘ _ _, _
_ _ ‘ _ _ и рассказ,
‘_ _, ‘ _ _ , ‘ _ _ , тонна,
_ _ ‘ _, _ ‘ _ , _ ‘ _ _.
Эмма, Инна, Анна, класс,
Телеграмма и рассказ,
Русский, касса, группа, тонна,
Пассажир, шоссе, колонна.
– Вы составите аналогичное стихотворение со словами на
карточке:
Эмма, телеграмма, Инна, Анна, класс, касса, русский, группа, пассажир, колонна, шоссе. – Расставьте в них слова так, чтобы была рифма и чувствовался ритм – как в стихотворении. – одна черточка обозначает 1 слог, знак ударения. |
‘_ _, ’ _ _, ‘ _ _, _ _ _ ‘ _ _ и рассказ, ‘_ _, ‘ _ _ , ‘ _ _ , тонна, _ _ ‘ _, _ ‘ _ , _ ‘ _ _. |
– Вы составите аналогичное стихотворение со словами на
карточке:
Эмма, телеграмма, Инна, Анна, класс, касса, русский, группа, пассажир, колонна, шоссе. – Расставьте в них слова так, чтобы была рифма и чувствовался ритм – как в стихотворении. – одна черточка обозначает 1 слог, знак ударения. |
‘_ _, ’ _ _, ‘ _ _, _ _ _ ‘ _ _ и рассказ, ‘_ _, ‘ _ _ , ‘ _ _ , тонна, _ _ ‘ _, _ ‘ _ , _ ‘ _ _. |
– Вы составите аналогичное стихотворение со словами на
карточке:
Эмма, телеграмма, Инна, Анна, класс, касса, русский, группа, пассажир, колонна, шоссе. – Расставьте в них слова так, чтобы была рифма и чувствовался ритм – как в стихотворении. – одна черточка обозначает 1 слог, знак ударения. |
‘_ _, ’ _ _, ‘ _ _, _ _ _ ‘ _ _ и рассказ, ‘_ _, ‘ _ _ , ‘ _ _ , тонна, _ _ ‘ _, _ ‘ _ , _ ‘ _ _. |
– Вы составите аналогичное стихотворение со словами на
карточке:
Эмма, телеграмма, Инна, Анна, класс, касса, русский, группа, пассажир, колонна, шоссе. – Расставьте в них слова так, чтобы была рифма и чувствовался ритм – как в стихотворении. – одна черточка обозначает 1 слог, знак ударения. |
‘_ _, ’ _ _, ‘ _ _, _ _ _ ‘ _ _ и рассказ, ‘_ _, ‘ _ _ , ‘ _ _ , тонна, _ _ ‘ _, _ ‘ _ , _ ‘ _ _. |
– Вы составите аналогичное стихотворение со словами на
карточке:
Эмма, телеграмма, Инна, Анна, класс, касса, русский, группа, пассажир, колонна, шоссе. – Расставьте в них слова так, чтобы была рифма и чувствовался ритм – как в стихотворении. – одна черточка обозначает 1 слог, знак ударения. |
‘_ _, ’ _ _, ‘ _ _, _ _ _ ‘ _ _ и рассказ, ‘_ _, ‘ _ _ , ‘ _ _ , тонна, _ _ ‘ _, _ ‘ _ , _ ‘ _ _. |
– Вы составите аналогичное стихотворение со словами на
карточке:
Эмма, телеграмма, Инна, Анна, класс, касса, русский, группа, пассажир, колонна, шоссе. – Расставьте в них слова так, чтобы была рифма и чувствовался ритм – как в стихотворении. – одна черточка обозначает 1 слог, знак ударения. |
‘_ _, ’ _ _, ‘ _ _, _ _ _ ‘ _ _ и рассказ, ‘_ _, ‘ _ _ , ‘ _ _ , тонна, _ _ ‘ _, _ ‘ _ , _ ‘ _ _. |