Программа по риторике

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

В современном мире все большее значение приобретают коммуникативные умения человека, так как порой именно качественное и эффективное общение становится залогом успеха трудовой и творческой деятельности человека, определяет круг его жизненных интересов. Именно поэтому сейчас в школьные программы классов с углубленным изучением отдельных предметов входит новый курс “Школьная риторика”. Программа школьной риторики соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 20004 года, обеспечена учебниками “Школьная риторика” для 5–7 кл. и “Риторика” для 8–11 кл., под редакцией Т.А. Ладыженской. Для данного курса программа школьной риторики несколько переработана и имеет открытый сжатый характер, что позволяет сделать работу на занятиях более интересной, творческой и практически направленной. Материал программы основан на линейно-ступенчатом принципе построения и будет использован для работы в общеобразовательных классах без углубленного изучения отдельных предметов. Подобный принцип работы позволяет всем учащимся 14–15 лет посещать занятия и попробовать свои силы в области риторического образования, проявить себя как личность творческую и индивидуальную, расширить свои представления о слове как главном богатстве человечества, источнике силы и величия родного народа.

Предлагаемый курс риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, т.е. взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности, а также способствует приобретению учащимися инструментальных знаний о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т. п. Например, “Как слушать собеседника” или “Правила для говорящего” и т. д.).

Современный курс школьной риторики учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистике текста), психологии восприятия и порождения текста, теории общения и других смежных наук. Данная программа курса рассчитана на два года обучения детей 14–15 лет.

Главная цель курса риторики это научить современного школьника правильно, искусно и эффективно общаться друг с другом и использовать приобретенные на занятиях риторикой коммуникативные навыки и умения в реальных жизненных ситуациях. Данная цель реализуется в следующих задачах:

  • Обучающая: обучение эффективной речи. Поэтому в центре риторики стоят понятия эффективное общение и общающийся человек.
    Может возникнуть вопрос: что же понимается под эффективным общением. Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Кроме того, эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовного плана. Например, я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача)
    И получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача духовного плана), и мне это удается. В классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлениям, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовать свой замысел, оценить свою речь и т.д.
  • Развивающая: развитие устной и письменной речи, навыков эффективного общения, целостного анализа и редактирования текста, умения составлять собственные тексты различных речевых жанров (инструкции, памятки, рекомендации и т.д.).
  • Воспитательная: необходимо вызвать у учащихся размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.

Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят в дальнейшем основу для формирования у учащихся взглядов, идей, вкусов, имеющих общекультурную ценность.

Программа состоит из двух блоков:

  1. “Общение”.
  2. “Речевые жанры”.

Блок “Общение” дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения, о коммуникативных качествах речи (правильность речи, богатство, выразительность, точность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.

Основные понятийные компоненты первого блока – это общение, речевая ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; речевые фигуры, качества речи
и т. д.

Блок “Речевые жанры” дает представление о тексте как предмете речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. Центральное понятие этого блока – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности (жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.). Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, так как называет тот вид высказывания, который следует учить. Методы обучения – знакомство с образцами речевого жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т. д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного речевого жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему. Использование жанрового потенциала при создании своих текстов развивает творческое начало в личности учащихся.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу, итого 68часов

По окончании первого года обучения учащиеся будут знать много важного и интересного о том, как люди общаются, как лучше говорить, писать, читать, чтобы найти контакт, понимание, чтобы вызвать сопереживание, повлиять на чувства и поступки людей; уметь оперировать основными понятиями и управлять речевым поведением в определенных ситуациях; владеть техникой целостного риторического анализа текста, составления собственного текста определенного риторического жанра. Уже на первом году посещения курса риторики у учащихся будет планомерно развиваться устная и письменная речь, активизация словарного запаса. Воспитание любви к родному языку и словесному мастерству также реализуется в ходе занятий риторикой на первом году занятий.

По окончании второго года обучения учащиеся будут продолжать знакомство с методами и формами эффективного общения, учиться понимать его суть, знать секреты мастерства выдающихся ораторов классики и современности; уметь редактировать и составлять собственные тексты различных речевых жанров, искать самое точное, уместное слово; планируется развитие творческого начала личности подростка, а также воспитание бережного отношения к слову, осознание его всеобъемлющей значимости.

В программе предусмотрено большое количество часов практической деятельности, это уроки-практикумы, которые являются своеобразным способом контроля знаний учащихся.

Методы и формы контроля на уроке-практикуме:

  1. Риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации.
  2. Решение риторических задач.
  3. Риторические игры.

Формой итогового контроля могут стать праздники, игры и классные часы, которые пройдут совместно с учащимися, посещающими курс риторики и начальной школы, программа обучения которых предполагает первичное знакомство с риторическими понятиями.

Методическое обеспечение: эта программа разработана с использованием существующих методов и приемов обучения, а также новейших разработок в области преподавания школьной риторики. Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики развития устной и письменной речи учащихся:

– коммуникативная направленность
– активация речемыслительной деятельности учащихся в процессе обучения эффективному обучению
– повышение мотивации учения
– индивидуальный подход к детям
– технизация учебного процесса

К основным методам следует отнести ознакомление с риторическими понятиями по теме, тренировочные упражнения, работу с различными риторическими жанрами, решение риторических задач, игры. Сопутствующим является контроль, включающий контроль и оценку. Методической базой для занятий риторикой является учебник Т.А. Ладыженской “Школьная риторика” для 5–7 кл., а также раздаточный материал, иллюстрированные карточки-задания, творческие работы учащихся (риторические задачи, отзывы, аннотации). Очень важно, чтобы приобретенные знания и речевые умения учащихся нашли свое применение на практике, а также повышали интерес подростков к урокам русского языка и литературы, которые непосредственно близки риторической науке.

Приложение.

Литература

  1. Аннушкин В.И. Первая русская риторика. М., Знание, 1989 №1.
  2. Далецкий И.Б. Практикум по риторике. М., 1996.
  3. Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. М., 1997.
  4. Сопер Поль С. Основы культуры речи. М., 1992.
  5. Никольская С.Т. Техника речи. М., 1978.
  6.  Ладыженская Т.А. Школьная риторика. М., 2007.