Цели урока:
- Обучающие: на основе знаний об эволюционной зависимости ароморфозов и идиоадаптаций углубить представление о результатах эволюции, рассмотреть общие закономерности биологической эволюции, выявить закономерности эволюционного процесса, проанализировать явление дивергенции и конвергенции на микроэволюционном уровне.
- Развивающие: продолжить развитие интеллектуальных и информационных умений через развитие биологических задач, требующих логического мышления, продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Развитие коммуникативных и рефлексивных умений.
- Воспитывающие: воспитание ответственного отношения к учебной деятельности, культуры труда и общения, формирование диалектико-материалистического мировоззрения, развитие познавательного интереса к предмету, признание ценности знаний для саморазвития.
Задачи:
- Повторить пройденный на прошлом уроке материал;
- Создать условия для постановки проблемной ситуации;
- Способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;
- Закрепить знания учащихся, полученные на уроке;
- Способствовать созданию творческой обстановки на уроке;
- Способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу).
Планируемые результаты: учащиеся получают представления о закономерностях биологической эволюции, умеют оперировать понятиями: филогенез, дивергенция, конвергенция; могут объяснить и привести примеры основных форм филогенеза.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок усвоения знаний.
Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.
Уровень усвоения: частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.
Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.
Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.
Основные понятия урока: филогенез, дивергенция, конвергенция
Источники информации: Биология. ОБЩИЕ ЗАКОМЕРНОСТИ. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2011. – 287стр; электронная презентация.
Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной проблемы.
- Поиск решения проблемы.
- Первичное закрепление знаний.
- Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся
Проверка внешней готовности учащихся к уроку. Создание позитивной мотивации.
Добрый день, ребята.
Я рада вас видеть. Я вижу перед собой умные, добрые лица. Для того, чтобы понять, как мы с вами будем сегодня работать, я хочу узнать какое у вас настроение. Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь мне. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!
Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным, а ваше настроение не ухудшится к концу урока.
2. Актуализация знаний.
Работа в парах: (слайд 2)
Расскажите соседу по парте следующие понятия:
- Ароморфоз
- Идиоадаптация
- Общая дегенерация
Оцените с соседом по парте работу друг друга - по 2 балла за каждый правильный ответ.
2) Работа по карточкам с последующей взаимопроверкой (слайд 3).
Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации?
- ячеистые легкие у рептилий;
- первичная кора головного мозга у рептилий;
- голый хвост у бобра;
- отсутствие конечностей у змей;
- отсутствие корней у повилики;
- возникновение перегородки в желудочке сердца у рептилий;
- молочные железы у млекопитающих;
- образование ластов у моржей;
- отсутствие кровеносной системы у цепней;
- отсутствие потовых желез у собак.
Ключ: (слайд 4)
Ароморфозы | Идиоадаптации | Дегенерация |
1, 2, 6, 7 | 3, 4, 8, 10 | 5, 9 |
3. Постановка учебной проблемы (слайд 5)
Сравните дождевого червя и личинку майского жука.
(Дождевой червь относится к типу Кольчатые черви классу Малощетинковые черви. Имеет вытянутое цилиндрическое тело, на переднем конце тела находится небольшая подвижная головная лопасть, лишенная глаз, антенн и щупалец. Тело сегментировано, снабжено маленькими щетинками.
Пиявка относится к типу Кольчатые черви, классу Пиявки. Имеет вытянутое, уплощенное в спинно-брюшном направлении тело, на переднем и заднем концах расположены присоски, щетинки отсутствуют.
Личика майского жука относится к типу Членистоногие, классу Насекомые. Внешне похожа на червя, хорошо передвигается в почве, Из-за того что обитают под землей не имеют глаз. Хорошо развит ротовой аппарат грызущего типа, благодаря ему личинка майского жука роет землю и питается растительными остатками и корнями растений).
- Чем можно объяснить, то, что дождевой червь и пиявка имеют различия в строении, хотя и относятся к одному типу?
- Чем можно объяснить, то, что дождевой червь и личинка майского жука обладают некоторыми чертами сходства, но относятся к разным типам животных?
(Высказывание учащихся)
Целеполагание.
Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?
Сформулируйте цель урока (записать на доске).
Дополнительно мы узнаем о правилах эволюции.
Продолжим учиться работать с учебной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.
4. Поиск решения проблемы
- Вспомните определение эволюции
Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.
- Среди форм эволюции выделяют:
- Дивергенцию
- Конвергенцию
Рассмотрим более подробно эти формы и выясним их эволюционное значение.
Групповая работа с текстом учебника.
Задание для 1 группы: прочитайте текст учебника с.66-67 “Дивергенция”. Раскройте содержание понятия дивергенция. Чем можно объяснить различие признаков у организмов родственных групп.
Задание для 2 группы: прочитайте текст учебника с.67-70 “Конвергенция”.
Раскройте содержание понятия конвергенция. Чем можно объяснить возникновение общего сходства у неродственных групп организмов. Приведите примеры сходства строения органов у неродственных групп животных, обитающих в одинаковых условиях.
Диалоговое общение на основе работы с материалами учебника:
- Что такое дивергенция
- Расхождение признаков организма в пределах одной систематической группы, которое возникает под воздействием изменчивости, закрепляется наследственно, в итоге от одного общего предка образуются разные подвиды и виды.
- Приведите примеры дивергенции.
(рассмотреть в качестве примера дивергенцию млекопитающих и видоизмененных листьев растений) (слайды 6-7).
- На каком уровне можно наблюдать дивергенцию.
- Дивергировать могут виды, семейства, отряды.
- Какова роль дивергенции в процессе эволюции?
- Дивергенция приводит к возникновению разнообразных по строению и функциям организмов, что обеспечивает более полное использование условий среды.
Формулирование вывода: (слайд 8) после возникновения крупных систематических групп на пути ароморфоза начинается крупная дивергентная эволюция этой группы путем приобретения адаптаций.
- Ароморфоз
- Идиоадаптации
- Конвергенция
- Что такое конвергенция?
- Появление сходных признаков у разных неродственных групп, обитающих в одинаковых условиях среды (слайд 9)
- Как могло возникнуть сходное внешнее сходство у животных разных систематических групп? А внутреннее?
Конвергенция - схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора. Конвергентное сходство не бывает глубоким. (привести примеры, характеризующие внутреннее строение дельфина и акулы, разное систематическое положение определяет различия) (слайд 10)
- На каком уровне может наблюдаться конвергенция
В одних условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное внешнее строение (конвергентное сходство) (слайд 11)
Может ли эволюционный процесс дать обратный ход и жизнь вернется к истокам?
Как вы думаете, если восстановить на Земле прежние условия существования, появятся ли вновь динозавры. (слайд 12)
Высказывание аргументов “за” и “против”.
Подвести к выводу: в истории Земли нередко возникали физические условия, повторяющие уже существовавшие ранее. Например, территория Западной Сибири неоднократно поднималась со дна моря и вновь опускалась.
Виды отличаются друг от друга не отдельными признаками, а сложными комплексами признаков. А повторение всего комплекса признаков статистически невероятно, исходя из чего: эволюция – процесс необратимый.
Запись в тетради:
Правила эволюции:
- Правило необратимости эволюции
- Правило чередования главных направлений эволюции.
5. Первичное закрепление знаний.
Сравнительная характеристика объективных показателей основных форм органической эволюции (слайд 13)
Форма эволюции | Краткая характеристика | Причины сходства признаков | Причины различия признаков | Примеры |
Дивергенция | Расхождение признаков организма в пределах одной систематической группы, которое возникает под воздействием изменчивости, закрепляется наследственно, в итоге от одного общего предка образуются разные подвиды и виды. | Родство организмов | Формирование разного рода адаптаций в различных условиях среды | |
Конвергенция | Схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора. | Формирование сходных адаптаций в одинаковых условиях среды | Организмы относят к разным систематическим группам |
6. Вторичное закрепление знаний.
Сравните организмы и объясните, к какому явлению относится их сходство или различие. Ответы внесите в таблицу
Дивергенция | Конвергенция |
- Медведка и крот (сходство форм передних ног) (слайд 14)
- Сосна обыкновенная и сосна кедровая (различия в строении) (слайд 15)
- Заяц-беляк и заяц-русак (слайд 16)
- Верблюд и курдючная овца (запас жира) (слайд 17)
- Верблюд одногорбый и верблюд двугорбый (слайд 18)
- Речной рак и скорпион (имеют клешни) (слайд 19)
- Речной рак и краб (имеют клешни) (слайд 20)
- Виноградная улитка и большой прудовик (слайд 21)
- Плавунец окаймленный и плавунец черный-тинник (слайд 22)
- Тушканчик и кенгуру (длинные задние ноги) (слайд 23)
- Лягушка и жаба (слайд 24)
- Лягушка и комнатная муха (анабиоз) (слайд 25)
- Бражник и колибри (не садятся на цветок в процессе питания, а зависают над ним в воздухе, быстро-быстро перебирая узкими крыльями) (слайд 26)
- Еж и ехидна (сходство покрова) (слайд 27)
Ключ (слайд 28)
Дивергенция | Конвергенция |
2, 3, 5, 7, 8, 9, 11 | 1, 4, 6, 10, 12, 13, 14 |
7. Подведение итогов урока.
Ребята, какую цель мы поставили вначале урока, достигли ли мы этой цели? (высказывания учащихся)
На уроке мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения; вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.
Рефлексия
Довольны ли вы своими результатами?
Предлагается небольшая анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку (слайд 29)
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / не интересным |
8. Домашнее задание (слайд 30)
П. 13, вопросы к тексту.
Для желающих: подобрать примеры конвергенции и дивергенции, используя Интернет или дополнительную литературу.
Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!