Образовательная область: “Познание”.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное чтение.
Возраст детей: 6-7 лет.
Формы НОД: игровая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, развивающие игры, проблемные ситуации.
Форма организации: подгруппа.
Задачи.
Образовательная: закреплять навык группировки фигур по определенным признакам; упражнять в решении задач типа “больше”, “меньше”, “одинаково”, “графические выражения”, “сложение и вычитание”, “элементы геометрии”; согласовывать действиям при решении поставленных задач; тренировать в умении видеть различные геометрические фигуры в изображении предметов; определять пространственное расположение предметов;
Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, умение работать в малых группах, развивать познавательный интерес; развивать умение строить доказательства и предположения, формирование навыков учебной деятельности.
Воспитательная: воспитывать интерес к занятиям математикой, уверенность в своих возможностях, продолжать формировать навык работы в коллективе; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
Предварительная работа: дидактические игры: “Составление геометрических фигур из счётных палочек”, “Цепочка примеров”, “Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку”, “Назови число”.
Оборудование и материал: эмблемы для членов команд; два мольберта; призы – медали; флажки; пригласительные билеты, ноутбук, проектор, оформление для зала, магнитофон, диск с музыкой; листы с цифрами “кочки”; костюм “Математика”.
Ход урока
Под весёлую музыку команды входят в зал. На груди у детей эмблемы. Команды выстраиваются одна против другой.
Ведущий: Мы рады приветствовать вас, дорогие участники игры, дорогие болельщики и гости! В этом зале проходят праздники, дети выступают перед родителями, читают стихи, поют песни.
Сегодня мы собрались на необычный праздник – праздник ума и смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи.
Здесь на математическом турнире встретятся две команды – “Знайки” и “Умники”.
1-ая команда “Знайки”.
Ваш девиз “Только вперед – ни шагу назад”.
Капитан команды –
2-ая команда “Умники”.
Ваш девиз “ Один за всех и все за одного”.
Капитан команды –
Это команды не соперников, а друзей. Наше соревнование игра, шутка и повод, чтобы интересно провести время.
За каждое правильно выполненное задание вручается флажок. Победит команда, которая наберет больше флажков.
Прошу членов команды обменятся рукопожатиями и занять свои места.
В нашем соревновании есть еще один важный участник - это группа интеллектуальной и моральной поддержки! Все готовы? Проверим готовность 1 (звучит музыка, дети хлопают в ладоши).
Если какая-нибудь из команд затрудняется выполнить задание, то группа поддержки может ответить за неё и очко для этой команды. Такое условие принимается!
Игроки и зрители: Принимается!
Ведущий: За судейский столик приглашается….
(Судьи под аплодисменты зрителей и участников занимают свои места)
Судейская команда будет оценивать соревнования. Вся судейская команда в сборе и готова приступить к своим обязанностям.
Все участники игры и зритель встают. Кто-то из судейской команды торжественно зачитывает слова клятвы.
Клятва: Мы, судейская команда математического турнира Детского сада №21 клянемся служить справедливости и математике, поощрять смекалку и сообразительность, оценивать юмор и находчивость, честно награждать победителей. Все вместе: КЛЯНЕМСЯ!
Ведущий: Прошу всех сесть. Соревнования начнем с разминки.
Слайд № 2. Разминка: [6]. Презентация
*** Два близнеца, два брата на нос верхом садятся (очки). Какое число встретили в загадке?
*** Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест, Что это? (Вилка)
Какое число встретили в загадке?
*** Для пятерых мальчиков пятеро чуланчиков, а выход один? Что это? (Перчатки)
Какое число встретили в загадке?
Ведущий: Спасибо. Мне очень понравилось. Аплодисменты участникам разминки!
Утром почтальон передал для вас загадочное письмо, где просит найти дорогу в страну математики. Посмотрите, вот этот путь мы должны пройти. Пусть нам предстоит пройти не простой.
Слайд 3 “Лабиринт”
Посмотрите: вот по лужайке вьются тропинки, по которой мы пойдем. Тропинка эта не простая, а сказочная. На ней будут встречаться круги с заданиями. Это значит, что вы должны будете ответить на какой-нибудь вопрос или выполнить задание. А в страну математике мы попадем все только после ваших правильных ответов.
Задания для прохождения маршрута
Слайд № 4
1-ая команда: Рассмотри картинку и продолжи ряд.
2 4 6 8? (10, каждое следующее на две единицы больше)
2-ая команда: Рассмотри картинку. Какая фигура здесь лишняя? Почему? (Буква А лишняя, потому что остальные фигуры – цифры)
Слайд № 5
1-ая команда: Помоги Незнайке подобрать правильно вилку к розеткам.
Слайд № 6
2-ая команда: Назови по-порядку цифры, которые написал Незнайка. Какую цифру он написал два раза? (От 1 до 10; цифра 3)
Слайд №7
1-ая команда: Из каких геометрических фигур состоит рисунок? (3 овала, 2 круга, 2 треугольника)
2-ая команда: Из каких геометрических фигур состоит рисунок? (3 круга, 3 овала, 3 треугольника, 4 прямоугольника)
Слайд №8 для группы поддержки
Описать расположение предметов на слайде.
***(Собачка находится в центре; котенок находится в правом верхнем углу; зайчик находится в правом нижнем углу; пчёлка в левом нижнем углу; дельфин в левом верхнем углу);
***(Снеговик слева от Кота в Сапогах, но справа от Красной Шапочки; Буратино справа от Чипполино, но слева от Незнайки);
Слайд №9
1-ая команда:
2-ая команда:
Послушайте стихотворение и приготовьтесь ответить на вопрос.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг играла мяч,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.
- Что девочка делала в среду? Во вторник?
- В какой день недели она играла в мяч? Отмечала свой день рождения?
- Каким по счету идет понедельник? Суббота?
- Какой день недели отсутствует в стихотворении?
Заключительный этап лабиринта [2]
Физминутка
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже
Раз подняться, потянутся
Два согнутся, разогнутся
Три в ладони три хлопка
Головою три кивка
На четыре руки выше
Пять руками помахать
Шесть на место тихо сесть.
Слайд 10
Ведущий: Спасибо! Вот и добрались мы и до страны МАТЕМАТИКА. На все вопросы ребята ответили.
Стук в дверь. Под музыку входит МАТЕМАТИКА.
Математика: Я приветствую всех участников турнира. И приглашаю в свою страну. Я приготовила интересные задачи. Решите их?
Конкурс капитанов
Слайд 11
Конкурс 1
Игра “Четвертый лишний” - найди в каждом ряду “лишний” предмет
а) Линейка, карандаш, кукла, тетрадь;
б) лимон, цветок, банан, яблоко;
в) футболка, юбка, шляпа, шорты.
Конкурс – шутка – для зрителей
Игра “Назови число” - математика отгадывает задуманное число - для зрителей.
Математика: Я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2,затем ещё отними задуманное число, к результату прибавь 1. У вас получилось число 5.
Ведущий: А сейчас вызываются по одному игроку от команды. Как и в прошлый раз, вы можете посоветоваться с членами команды или с группой поддержки.
Слайд 12
Конкурс 2
Расставь знаки “>”, “<”, “=” между цифрами, т.е. сравни два числа. [4]
Слайд 13
Конкурс “Считалки”[4] - интернет
Ведущий: А сейчас мы отдохнем и считалочки прочтем.
Из окошка мне видна
Расчудесная страна
Где живут считалочки
Каждый там не раз бывал
Кто когда-нибудь играл
В прятки или в салочки.
Слово будет брать то одна, то другая команда.
Побеждает та команда, которая последней назовет считалку.
Дети читают считалки.
Конкурс 3
Игра подвижная “Не промочи ноги” (количество участников четное). Команды выстраиваются в две колонны, одна против другой. Между ними раскладываются пронумерованные “ кочки” (от 1 до 10) Под музыку.
Ведущий: Вы находитесь на разных краях болота. Пройти через него можно только по кочкам, причем наступать на кочки надо в порядке, указанном цифрами. Тот, кто ошибется и встанет не на ту кочку, должен вернуться и начать сначала. Когда игрок одной команды преодолеет болото, он дотрагивается до первого игрока другой команды, и тот начинает свой путь по кочкам в обратном направлении (10,9,8 и т.д.). Выигрывает команда, игроки которой ошибались меньше.
Слайд 14 и 15
Конкурс 4
Математика: А сейчас я предлагаю игру “ЧИСЛОГРАД”[4]
Вам нужно заселить домики числами.
Слайд 16
Конкурс 5
Расшифруй цифры. Отгадай слово.
Мы сможем расшифровать только в том случае, если правильно посчитать. Получив ответ, нужно вместо цифры подставить соответствующую ей букву и прочитать слово.[5]
Знайки
Ёжик по лесу шел
На обед грибы нашел
Два под березой Д
Один под осиной
Сколько их будет
В плетеной корзине? (3)
Шесть ворон на крышу сели,
Две ещё к ним прилетели, О
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (8)
Мурка, кошка-мышеловка,
Съела 3х мышей в кладовке,
И сейчас к норе подкралась.
Цап! Ещё одна попалась М
Вот так Мурка! Сколько ей
Удалось поймать мышей? (4)
Умники
Шесть весёлых медвежат
За машиной в лес спешат
Но один малыш устал Ш
От товарищей отстал
А теперь ответ найди
Сколько мишек впереди? (5)
Яблоки в саду поспели
Мы отведать их успели; А
Три румяных. Наливных
Три с кислинкой. Сколько их? (6)
Девять гусей пустились в путь
Два решили отдохнуть
Сколько их под облаками? Р
Сосчитайте, дети, сами?
Слайд 17
Конкурс 6:
Найди картинку, на которой
***одна рыбка плывет глубже других;
***самолет летит выше других;
***корабль плывет впереди всех других.[6]
Математика: У нас получился очень интересный праздник. А каждый праздник заканчивается общей песней (предлагается песня, которую знают и взрослые, и дети)
Ведущий: Вот и подошла к концу наша математическая игра. Сейчас мы узнаем счет. Но кто бы, ни победил в этой игре, мы можем сказать, что победила дружба, смекалка и находчивость. Для объявления счета слово представляется жюри.
Жюри торжественно с комментариями объявляют победителей игры-соревнования (или объявляют ничейный результат)
Жюри проводят награждение, все дети получают призы-медали. Призы получают:
- победители отдельных конкурсов;
- самые активные члены обеих команд;
- самый активный член группы поддержки;
- самый лучший игрок в игре “Не промочи ноги”.
Ведущий: Вот и закончилась наша игра-соревнование. Мы надеемся на новые турниры, игры, встречи! Слово Царице-математике.
Математика: Дорогие друзья! Приглашаю всех за праздничный стол, к чаю с пирогами.
Список используемых интернет-источников:
1. http://www.gold-style.ru/images/Art.1580.jpg
2. http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/cGwhQpSkFmG4zUinjP3qhg-article.jpg
3. http://www.ukrsemena.com/images/product_images/info_images/8917_0.jpg
4. http://deti27.ru/schitalki/schitalki-9.php
5.http://s223.photobucket.com/user/GraMiri/media/Animales/Marinos/Peces/MV28be81ca63.gif.html
Список используемых источников:
1. Бартковский А.И. Математические прописи. – Издательский дом “Карапуз”.
2. Колесникова Е.: Математика для детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие.
3. Лыкова И.А. Задачки. -Издательский дом “Карапуз”.
4. Математика “Солнечные ступеньки” - серия “Рабочие тетради дошкольника” часть 1.
5. Михайлова З.А. “Игровые занимательные задачи для дошкольников” Издательство: Просвещение издания: 1990.
6. Узорова О.В. “350 упражнений для подготовки детей к школе” игры, задачи..- М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2004.