Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.
Задачи урока.
Образовательные:
сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, об особенностях их роста в длину и толщину.
Развивающие:
развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.
Оборудование:
таблицы, презентация к уроку, модель скелет человека, набор костей, результаты экспериментов по определению химического состава кости, два штатива, два кольца, листы бумаги А-4, интернет ресурсы.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний по теме.
4. Работа в группах:
4.1. Значение, состав и функции опорно-двигательной системы.
4.2. Типы костей
4.3. Строение кости. Внутреннее строение костей.
4.4. Химический состав кости. Демонстрация опыта.
5. Закрепление и обобщение пройденного материала.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие учителя).
2. Проверка домашнего задания.
I.
1. Какие клетки составляют нервную ткань?
А. Клетки эпителиальной ткани
Б. Клетки-спутники
В. Клетки соединительной ткани
Г. Нейроны
Д. Дендриты
2. Каких клеток больше в нервной ткани?
А. Клетки эпителиальной ткани
Б. Клетки-спутники
В. Клетки соединительной ткани
Г. Нейроны
Д. Дендриты
3. Из каких частей состоит нейрон?
А. Тело нейрона с цитоплазмой, ядром органоидами, отростками
Б. Один аксон
В. Несколько дендритов
Г. Несколько аксонов
4. Какие отростки нейрона передают импульс от органов к телу нейрона
А. Тело нейрона с цитоплазмой, ядром органоидами, отростками
Б. Один аксон
В. Несколько дендритов
Г. Несколько аксонов
5. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны
А. Проводят импульс от мозга к органам
Б. Передают импульс от органов в мозг
В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому
Г. Опорная и питательная функция внутри мозга
6. Какую функцию выполняют двигательные нейроны
А. Проводят импульс от мозга к органам
Б. Передают импульс от органов в мозг
В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому
Г. Опорная и питательная функция внутри мозга
7. Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют
А. Аксонами
Б. Нейронами
В. Дендритами
Г. Медиаторами
Ответы: 1-Б, Г; 2-Б; 3-А; 4-Б; 5-Б; 6-А; 7-Б
II. Нарисовать рефлекторную дугу и отметить её составные части. Определение.
1. Актуализация знаний.
“Движение - это жизнь”, - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознано уже на четвёртом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.
- Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?
Всё это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.
Сколько у человека костей? Врачеватели Тибета называли число 360. Древнеиндийский хирург Сунугута полагал, что их 300-306. В одном из апокрифов XI в. утверждается, что их 295. Викинги же насчитывали 219.
Современные учебники анатомии не указывают точное количество костей у человека. Говорится, что их около 200, точнее, 208-210. Отчего же учёные до сих пор не могут определиться? Дело в том что из-за индивидуальных особенностей у людей бывают дополнительные или, наоборот, отсутствие некоторых (чаще мелкие) косточки либо несколько костей срастаются в единое целое.
2. Работа в группах
I группа
Задание: Познакомиться с текстом параграфа 10 с.46-47, дополнительным материалом. Ответьте на вопрос: “Что собой представляет система опоры и движения? Почему скелет и мышцы объединяют в одну систему органов? Каково её значение? Какие функции она выполняет?” Составьте информационные схемы:
II группа
Задание. Используя текст параграфа 10 с.48-49 “Типы костей”, таблицы скелет человека, ответьте на вопросы; “Какие типы костей участвуют в построении скелета? Какими особенностями строения они характеризуются? Какой имеют химический состав?” Подготовьте информационную таблицу
Типы костей (классифицируют с учётом внешней формы, структуры и характера развития)
Трубчатые | Губчатые | Плоские (или широкие) | ||
Длинные (плечевая, лучевая, локтевая и т.д.) | Короткие (кости пясти, плюсны и фаланги пальцев) | Длинные (рёбра, грудина) | Короткие (позвонки, кости запястья и предплюсны) | (лопатки, тазовые кости, кости свода черепа) |
Находится в скелете конечностей | Одновременно необходима большая подвижность и прочность | Состоят из губчатого вещества, полости не имеют, снаружи -тонкий слой компактного вещества | С одной стороны вогнуты, с другой – выпуклы, ширина и длина их значительно преобладает над толщиной |
Проведите эксперименты, доказывающие химический состав кости.
- Сжигание костей на огне (выжигание органических веществ) твёрдость и хрупкость;
- Косточку положить на 2-3 дня в 2-5% раствор соляной кислоты – упругость и эластичность.
III группа
Задание. Используя текст параграфа 10, с.47-48, презентацию, рис. 18, с.46 и рис.19, с.49 рассмотрите макроскопическое строение кости конечности и поясните немой рисунок-схему “Строение длинной трубчатой кости”.
Может ли трубчатое строение обеспечить кости большую прочность? Проведите два испытания: на стол выставляются два штатива с кольцами, расположенными вертикально, один лист бумаги сворачивается в полоску, другой – в трубку.
1 испытание: бумажную полоску просовывают в кольца и укрепляют так, что её середина свободно провисает между кольцами. Вешаем на неё чашку от аптекарских весов, которую нагружаем грузом до тех пор пока лист не согнётся.
2 испытание: между кольцами закладываем трубку и сразу вешаем чашку с грузом, который согнул бумажную полоску. Затем нагружаем до критической величины. Сравните полученные результаты, сделайте выводы.
Рассмотрите микроскопическое строение компактного вещества кости. Есть ли закономерность в расположении пластинок губчатого вещества? Что представляют собой пластинки губчатого вещества?
IV группа
Задание. Познакомьтесь с содержанием параграфа 11. Ответьте на вопросы в начале параграфа, используя модель “Скелет человека”. Из каких отделов состоит скелет человека? Найдите их на модели. Объясните роль каждого из них в организме человека. Объясните значение S – образного изгиба позвоночника человека.
III. Закрепление изученного материала.
- Что узнал нового и важного для себя?
- Чему научились?
- Какие выводы сделали?
IV. Домашнее задание: параграф 10, 11.