Цели деятельности учителя: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и, ча–ща с буквой а, чу–щу с буквой у.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
- научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;
- получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
- познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
- коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
- регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Образовательные ресурсы: индивидуальные карточки с деформированным текстом (Приложение). Таблица словарных слов. Презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Слова учителя:
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.
II. Актуализация знаний.
Каллиграфическая минутка.
– Сейчас мы с вами повторим написание буквосочетаний. Посмотрите
внимательно на экран и скажите, какие буквосочетания мы будем повторять?
– Запишите слова с изученными буквосочетаниями и подчеркните их. Какие сочетания вы подчеркнули?
– Какие буквосочетания мы сейчас повторили? (ЧК, ЧН, ЧТ)
III. Самоопределение к деятельности.
Картинный диктант.
На экране высвечиваются рисунки обозначающие слова: роща, жираф, шишка, чугун, щука, чайник. Учащиеся произносят данные слова.
(Проблемная ситуация)
– На какие три группы можно разделить эти слова? (жи – ши, ча – ща, чу – щу)
– Запишите слова в три столбика.
– Поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте работы друг друга по шаблону.
– Кто назовёт тему нашего урока?
IV. Работа по теме урока.
1. Наблюдения над слогами-слияниями ЖИ, ШИ.
– Напишите транскрипцию слогов-слияний жи-ши. ([жы], [шы].)
– Что заметили? (Звуки [ж], [ш] твёрдые, после них слышится гласный «ы».)
– Звуки [ж], [ш] – всегда твёрдые, но после букв ж и ш нужно писать и. так договорились между собой люди. Когда-то, очень давно, эти звуки в нашем языке были мягкие, и с тех пор осталось правило.
Жи и ши с буквой и всегда пиши:
Мыши, ежи, ужи,
Лыжи, лужи, камыши.
(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЖИ – ШИ)
2. Наблюдение над согласными звуками [ч’], [щ’].
Сделайте звуко-буквенный анализ слов туча, роща. [туч’а], [рощ’а]. (по вариантам)
– Какие в этих словах звуки [ч’], [щ’]? (Согласные, мягкие, глухие, шипящие).
– Буквы ч и щ обозначают мягкие непарные звуки [ч’], [щ’], поэтому перед любыми гласными читаются мягко. Люди договорились, что после ч и щ пишется буква а.
(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧА – ЩА)
– А сейчас сделайте звуко-буквенный анализ слов чудак и щука. (по вариантам)
– Что заметили? (звуки [ч’], [щ’] произносятся мягко, но пишется буква у. так договорились люди).
– Какое правило можем вывести? (Ча – ща пиши с буквой а; чу – щу пишем с буквой у).
(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧУ – ЩУ)
Работа по учебнику.
А сейчас мы с вами применим наши знания на практике и начнём работу с учебником.
Упр. 1 с. 115.
Откройте учебник с. 115 и найдите упр. 1.
– Прочитайте.
– Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?
– Почему же надо запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?
– Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
– Почему в буквосочетаниях ЖИ – ШИ пишется буква И?
– Почему в буквосочетаниях ЧА – ЩА пишется буква А?
– Почему в буквосочетаниях ЧУ – ЩУ пишется буква У?
Физминутка для глаз.
Вы метёлочки метите
Мои глазки остудите.
Дети моргают ресничками.
Надо глазочки сомкнуть
И немного отдохнуть.
Дети закрывают глаза и сидят спокойно.
Глазки, глазки просыпайтесь
За работу принимайтесь.
Дети открывают глаза и приступают к работе с учебником.
Упр. 2 с. 116.
– Прочитайте ещё раз слова из упр. 1 и запишите эти слова. Подчеркните в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.
– Выполните задание самостоятельно.
– Прочитайте сведения о языке.
– Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ?
– Как пишутся сочетания ЧА – ЩА?
– Как пишутся сочетания ЧУ – ЩУ?
Упр. 3.
– Рассмотрите рисунки и произнесите слова-названия предметов.
– Произнесите звук, который есть во всех словах. ([Ы].)
– Какой буквой нужно обозначать его на письме? (И,)
– Напишите слова-названия предметов.
V. Физкультминутка.
Ча-ча-ча,
Мы сидели молча. (Встают, ходьба на месте).
Чу-чу-чу,
Снова прыгать я хочу. (Прыжки на месте).
Жи-жи-жи,
На плечи руки положи. (Круговые вращения руками).
Щу-щу-щу,
Руки вниз я опущу. (Наклоны вниз с вытянутыми руками).
Ща-ща-ща,
Приседаем, не пища. (Приседания).
Ши-ши-ши,
Посидим теперь в тиши. (Садятся за парту).
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику.
Упр. 4 (с.117).
– Прочитайте.
– Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ или ШИ.)
– Спишите любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.
– Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.
– Подберите другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши.
– Назовите слова, которые вы подобрали самостоятельно.
2. Словарная работа.
– Отгадайте загадку.
Пьёт бензин как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина.)
– Найдите в толковом словаре лексическое значение слова машина и прочитайте.
Инна: «Машина – это механизм, совершающий какую-либо работу»
Савелий: «Машина – это автомобиль»
– Правильно, ребята! А пришло оно из латинского во французский, а затем в русский язык. И произошло оно от слова «махина» – сооружение.
– Запишите в тетрадь слово машина. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.
– Придумайте со словом машина предложение и запишите его.
3. Индивидуальная работа с карточками над деформированным текстом.
Скоро выйдут муравьи На дорогах лужи. По полям бегут ручьи, После зимней стужи. |
– Прочитайте. Что интересного вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)
– Определите, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.
– Прочитайте получившееся стихотворение. Вспомните, кто автор этих строк. (С.Я. Маршак.)
– Назовите слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ. (Лужи, стужи.)
– Запишите составленное стихотворение.
– Сделайте самопроверку текста по шаблону.
Упр. 6 (с. 118).
– Прочитайте.
– Сколько предметов называют данные слова? (Один.)
– Измените, эти слова так, чтобы они называли несколько предметов.
– Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
4. Запись под диктовку.
У Даши живёт кот Рыжик. Он рыжий и пушистый. Кончик хвоста белый. Рыжик любит играть.
– Подчеркните сочетания ЖИ – ШИ.
VII. Рефлексия.
Игра «Фотограф».
На экране высвечиваются рисунки с сочетаниями: ча, ща, чу, щу, жи, ши. Дети читают слова, затем в течение 2 минут ещё несколько раз проговаривают их про себя, как бы фотографируя их. Потом они записывают слова по памяти: часы, снежинка, шина, чучело, щупальце, чашка, щавель, чаща, площадь. После записи они проверяют их написание по шаблону, предварительно поменявшись в парах тетрадями.
– Подчеркните изученные орфограммы.
– Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?
– Кто уже научился писать такие слова без ошибок?
– А кому нужно ещё потренироваться?
– Оцените свою работу в тетради на полях.
VIII. Подведение итогов урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
В сочетаниях жи – ши,
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пиши только букву а!
В сочетаниях чу – щу
Пишут только букву у!
– Почему надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?
– Молодцы! Спасибо за урок! Вы все прекрасно поработали!