Цели.
1. Расширять словарный запас по лексическим темам: осень, овощи, фрукты, деревья, грибы, перелётные птицы, дикие животные.
2. Учить детей классифицировать группы предметов.
3. Закреплять стойкий познавательный интерес детей к изучаемой теме через привлечение разнообразного дидактического материала.
4. Развивать у учащихся интеллектуальные способности, внимание, память, творческое воображение; корригировать отдельные стороны психической деятельности, основные мыслительные операции, различные виды мышления, нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы.
5. Развивать мелкую моторику рук посредством ручных умений.
6. Прививать детям чувство прекрасного посредством музыки (используя технические средства обучения).
7. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия
1. Эмоциональный настрой.
Дети заходят под музыку в класс, украшенный осенними листьями, птицами. На полу осенние листочки по количеству детей: трёх цветов: красные, жёлтые, зелёные.
2. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Как вы думаете, куда мы с вами попали?
Давайте проверим. Отгадайте загадку:
1) Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Верно, молодцы. Это осень. (Открываю доску)
Учитель. Встанем в круг.
Какие приметы осени вы знаете?
(Кто назовёт приметы осени, мы сделаем шаг вперёд.)
Учитель. Выберите любой листочек, который вам нравится. Садитесь по своим местам.
Учитель. Хотите поехать в интересное путешествие? Я предлагаю вам отправиться в гости к осени.
Как вы думаете, на чём можно путешествовать?
А мы с вами поедем… Нет попробуйте сами отгадать:
Братцы в гости снарядились.
Друг за другом уцепились
И помчались, в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
Учитель. Да, это паровозик. Он ждёт нас. Тогда в путь.
Просмотр отрывка мультфильма “Паровозик из Ромашково”.
В это время учитель незаметно выходит и переодевается в костюм Осени.
Входит Осень. Ну, вот мы и приехали.
Осень. Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуй осень, здравствуй осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим –
Что с собою принесла?
Осень: Принесла я вам подарки:
Танцы, игры и загадки.
Но, чтоб выполнить заданья,
Нужно приложить старанье.
Не шалить, не отвлекаться,
Только делом заниматься.
Осень. Хотите со мной отправиться в путешествие? Я приглашаю вас в мой сад – огород. (Открываю)
Но в моём саду растут только те фрукты, в названии которых есть звук А. А в огороде – овощи, в названии которых тоже есть звук А. Помогите, мне собрать урожай.
3. Индивидуальная работа с разрезными карточками “Собери урожай”.
Дети собирают в корзиночки овощи и фрукты.
Проверяем и крепим картинки в корзиночки на доске.
Осень. Молодцы! Богатый урожай у нас собран.
4. Инсценировка русской народной песни “Огородная – хороводная”
Есть у нас огород,
Там своя морковь растёт.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины! – 2 раза.
Дети идут по кругу и поют. Стоя на месте, дети раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх.
Ты морковь, сюда спеши,
И немного попляши.
А потом не зевай
И в корзину полезай. – 2 раза.
Дети, стоя на месте, поют и негромко хлопают в ладоши. Морковь вбегает в круг и пляшет и с окончанием куплета возвращается в круг.
Есть у нас огород,
Там зелёный лук растёт.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины! – 2 раза.
(Повторяются движения первого куплета.)
Ты лучок, сюда спеши,
И немного попляши.
А потом не зевай
И в корзину полезай. – 2 раза.
Повторяются движения второго куплета. В кругу танцует лук.
Есть у нас огород,
И капуста там растёт.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины! – 2 раза.
(Повторяются движения первого куплета.)
Ты лучок, сюда спеши,
И немного попляши.
А потом не зевай
И в корзину полезай. – 2 раза.
Повторяются движения второго куплета. В кругу пляшет капуста.
Осень. Садимся в наш паровозик и поедем дальше. Поехали и приехали в лес. В лесу растёт много деревьев.
Осень. Какие деревья вы знаете?
Правильно вы назвали, есть такие деревья в моём лесу
5. Игра “Чудо-дерево”.
Но есть у меня ещё чудо-дерево. Хотите посмотреть? (Открываю)
- Отгадайте, какие деревья здесь спрятались?
- Дуб, рябина, берёза, ёлка.
Групповая работа.
Найдите листочки этих деревьев на ваших столах и прикрепите к нашему чудо-дереву.
Какое дерево получилось красивое!
6. Ритмическое упражнение “Осенние листочки”. Под музыку.
1, 2, 3, 4, 5
Будем листья собирать.
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберём,
Маме, осенний
Букет принесём.
Осень. Молодцы. Отгадайте, что ещё кроме деревьев растёт в лесу?
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат,
Коль гроза на горизонте
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло
Он считает, повезло. (Гриб)
- Посмотрите, какие грибы здесь выросли. Вы знаете, как они называются?
7. Игра “Доскажи словечко. Угадай гриб”
1. Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый .. (Мухомор)
2. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их… (Опята)
3. Серенькие шапки,
Рябенькие ножки.
Под берёзой растут.
Как их зовут?.. (Подберёзовики)
4. На толстой белой ножке
Коричневая шапка.
Наверняка любой грибник
Найти мечтает... (Боровик)
5. Растут в лесу сестрички,
Рыжие … (Лисички)
6. Я не привыкла нравиться,
А кто съест меня – отравится. (Поганка)
7. Белой шляпки краешек
Влажен и мохнат.
- Что в земле скрываешься?
В чём ты виноват? (Груздь)
- Найдите эти грибы на доске.
Осень. Все ли грибы можно употреблять в пищу?
- Какие грибы вы уберёте из нашего леса? Как они называются, одним словом?
Но всё в природе взаимосвязано. Каждый гриб для чего-то нужен. Например, мухомором лечатся лоси, поэтому не будем убирать ни один грибок.
Осень. А грибы – то в моём лесу волшебные. Они умеют петь.
8. Исполнение детьми грибных частушек.
1. Начинаем мы запевку
Первую начальную.
Мы хотим развеселить
Публику печальную.
2. Шоколадная папаха,
Белый шёлковый мундир.
Посмотрев, опёнок ахнул:
Настоящий командир.
3. Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
Возраст мой – всего два дня.
4. Спрятались под ёлками
Рыжики с иголками.
Не малы, не велики,
И лежат, как пятаки.
5. Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной,
Обойдём их стороной.
6. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Осень. Отгадайте, кто ещё живёт в моём лесу?
Звучит фонограмма с пением птиц.
Осень. Правильно, в моём лесу много птиц. А вы знаете, что происходит осенью с птицами?
Осень. А зачем они улетают, ведь в лесу так красиво?
Посмотрите, сколько птиц на ваших полянах. Выберите только тех птиц, которые улетают на юг.
9. Работа в группах.
Назовите их. Прикрепляем на первую доску.
- Ласточка, скворец, грач, журавль, .....
Осень. Как, одним словом мы назовём их?
- Перелётные птицы.
Осень. А как мы назовём птиц, которые остались на поляне?
- Зимующие птицы: снегирь, голубь, сорока, снегирь, воробей.
10. Исполнение песни “Скворушка”.
Осень. А кто ещё в лесу живёт?
- Дикие животные.
Осень. Назовите диких животных. Ставлю картинки. Дети называют.
11. Игра на внимание “День – ночь”.
Меняю местами картинки. Что было сначала, что изменилось?
Какой по счёту стоял волк? Кто стоял перед белкой? Кто стоял между ёжиком и лисой?
12. Физминутка.
А теперь представьте, что вы дикие животные. Вспомните, как они двигаются, вспомните их повадки. Подумали? Итак, вы дикие животные, которые вышли на поляну поиграть. Был тёплый день, звери радовались светившему солнышку. Они бегали, резвились. И вдруг пошёл сильный дождь, звери побежали к своим домикам.
На доске открывается картина жилища животных. Аналогичные картины на столах учащихся.
13. Коллективная работа. “Кто где живёт?”
- Где прячется волк? Поместим туда волка.
Крот – в норе.
Лось – за кустами
Заяц – под кустом
Лиса – в норе
Ёж – в корнях деревьев
Медведь – в берлоге
Белка – в дупле.
Осень. Молодцы! Теперь животным дождь не страшен.
14. Работа в творческой мастерской.
- Я хочу вас пригласить в свою мастерскую. Посмотрите, что я для вас приготовила. Но что это? Зима успела пошалить.
Отгадайте, что это за животное. Как догадались? Трафарет ёжика.
Верно, это ёжик. Что он потерял? Нарисуйте своего ёжика.
15. Развитие мелкой моторики пальцев. Раскрашивание ёжика.
Какие красивые у вас получились ёжики. Давайте поместим их в наш лес.
16. Оздоровительная минутка.
Комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вместе мы пойдём гулять.
На опушке возле ели
На пенёчке посидели.
Ходьба по кругу, затем садимся на карточки.
Посидели, отдохнули,
Ручки к солнцу потянули.
Опустили их опять,
Можно ими помахать.
Дети поднимаются на носочках, потягиваются, опускают руки, делают махи. Дыхание при этом – свободное носовое. Выделенные жирным шрифтом строки дети проговаривают на выдохе.
Снова к солнцу потянулись
И друг другу улыбнулись.
Хорошо нам здесь гулять,
Чистым воздухом дышать.
Вы букашек не спугните,
Тихо носиком дышите.
Раз, два, три, четыре, пять –
Дети учатся дышать.
Пробежали вокруг ели,
А потом на травку сели.
Поваляемся немножко,
Полежим как, Мурка – кошка.
Лёжа на коврике, дети принимают позу расслабления.
Хорошо нам так лежать
И животиком дышать.
Вдох - животик надуваем,
Выдох – к спинке прижимаем.
Дети выполняют диафрагмальное дыхание.
Надоело нам лежать,
Надо зайчиком скакать.
Прыг – скок, прыг – скок,
Шагом с пятки на носок.
Дети прыгают, как зайчики, а потом идут шагом с пятки на носок.
Ножки выше – топ, топ, топ.
И в ладоши хлоп, хлоп, хлоп.
Наши дети порезвились,
Лесу низко поклонились.
Дети делают вдох, на выдохе проговаривают текст.
На опушке возле леса
Детям очень интересно.
Дети делают вдох, на выдохе проговаривают текст.
Друг за другом мы пойдём
И цветочки там найдём.
У каждого на ладошке лежит “цветок”. Дети делают носом вдох и сдувают его.
Аромат цветов вдыхаем,
А потом цветок сдуваем.
Дети делают вдох, на выдохе проговаривают текст.
Мёдом пахнет.
Дети делают вдох, на выдохе проговаривают текст.
Пахнет мятой.
Но домой пора ребятам!
Дети становятся в круг и берутся за руки. Руки в стороны – круг большой – вдох; руки к грудной клетке – круг маленький – выдох.
Быстро за руки возьмёмся
И в кольцо одно сольёмся.
Руки ближе – малый круг:
Ты мой друг, и я твой друг!
Мы беречь природу будем
И болеть с тобой не будем.
Мы цветочек не сорвём,
Радостно домой пойдём.
Осень. Как не хочется, чтобы такая красота не пропала.
Что для этого мы должны делать?
Верно, нам надо бережно относиться к природе, беречь её.
Прикрепим ладошки на доску, окружая нашу красоту и оберегая её.
Осень. Вы славно потрудились. Но мне пора уходить: мороз и снег гонят меня. Должна я уступить место своей сестре – зиме. Но мы с вами обязательно встретимся. А на прощание я хочу угостить вас кедровыми орешками из моего леса. Раздаю угощение.
16. Рефлексия.
Понравилось вам в гостях у осени? Поезд нас ждёт. Сядут те, кто скажет, чем мы занимались?