Цель: формирование у детей патриотического сознания, путем приобщения детей к прекрасному миру народного искусства, развитие у них творческих способностей.
Задачи:
• познакомить детей с новым видом росписи – Глубоковской, кратко рассказать об истории росписи, основных элементах, их символическом значении, колорите, построении композиции;
• формировать понятия, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению;
• воспитывать уважительное, бережное отношение к труду народных мастеров.
Материал: предметы, фотографии и образцы с Глубоковской росписью, силуэтное изображение прялки, книга “Мастера Русского Севера”, мультимедийное сопровождение, платочки по количеству детей, аудио запись ансамбль “Прялица” песня “Вологодский край”.
Предварительная работа: рассматривание книг о Вологодском крае, беседы с детьми, рассматривание готовых изделий мастеров, экскурсия в краеведческий музей.
Ход 1-й встречи учебной деятельности
(Рассказ воспитателя с использованием наглядного материала)
Воспитатель:
Приглашаем всех ребят
Посетить народный сайт.
Здесь просмотрим, разглядим
И талантом удивим.
Много, много лет назад
Не ходили дети в сад.
Они мамам помогали
Росписью всё украшали.
3-6 слайды:
Рассмотрите красоту!
Во весь экран величину.
Север наш богат лесами
И цветочными полями.
И из дерева как чудо
Создавал мастера посуду.
А художник расписал
Глубоковскую распись создавал.
Обратите вы внимание
На завитков и стиль старанья.
Здесь и листик, и цветок,
Разных видов завиток.
Здесь и звери, птицы, люди –
Украшения на блюде.
7 слайд:
Мастера родного края
Своих сил не покладая,
Славились своим умением
Русского Севера стремленьем.
Глубоковская роспись возникла давно,
Как чёрно-белое кино.
В северном краю Вологодском
Глубоко в лесах, в деревне Глубоковкой.
Так и её народ назвал
Ничего и не менял.
8 слайд:
В краску кистью окунёт,
Слой за слоем нанесёт.
Узоров ярких хоровод
Чтобы счастлив был народ.
Посуда в дом, игрушки детям
Украшали всё на свете.
9 слайд:
А этой прялке много лет.
Её расписывал мой дед.
Она лопатку напоминает,
Лопасткой часть прялки называют.
10 слайд:
А прялка выглядела так,
Как будто сломанный башмак.
Но если приглядеться к ней
Понятно станет и видней.
Чтоб нитки пряхе получить,
Пряжу на городках надо зацепить.
Потом она сучит за нить
Чтоб на серёжках закрепить.
А яблоко, точена донце и ножка
Придерживают всё немножко.
Вот так и нитки получали,
А чтоб родные не скучали
Лопастку прялки расписали
Чтоб настроенье поднимали.
Вам нравились изделия? (Ответ детей)
А хотите приключенья? (Ответ детей)
11 слайд:
А теперь я предлагаю нам настроение поднять.
Чтоб проснуться мастерами дружно пустимся мы в пляс.
(Динамическая пауза с платочками под аудио запись ансамбля “Прялица” песни “Вологодский край”)
12 слайд:
Мы приготовили запасы
Лопасток, красок и кистей.
Но палитра-то скучает
Какой цвет набрать не знает. (Ответы детей.
Зеленый, красный, охра, коричневый, темно - синий,
белый, черный)
Всё повторяйте вы с экрана
И не возникнет трудностей.
13 слайд:
На лопастке нужен центр.
И дополнительно круги.
Ты можешь с образца разметить,
А можешь выдумать свои.
14 слайд:
Достанем краски, кисти, воду
И приготовим нужный цвет.
Всё будем рисовать слоями
Для ускоренья смысла нет.
15-16 слайды:
Раскрасим все круги мы ровно
В красивый жёлтый, яркий цвет.
А чтоб работа получилась
Откроем маленький секрет.
Чтоб многослойная работа
Не слилась красочной рекой.
Нам надо точно убедиться,
Что явно высох краски слой.
17-18 слайды:
А дальше красим городки.
Не спутай краску, ты смотри,
Рука запляшет… не спеши.
Ведь все узоры от души.
19-20 слайды:
Ну вот, просох наш жёлтый слой,
Цветы распишем мы с тобой.
21-23 слайды:
Пока всё сохнет, мы пунктиром
Шагаем кисточкой к вершинам,
А после в виде запятой
Украсим шарики с тобой.
Если вверх загнулся завиток,
Казалось всем – проклюнулся росток.
А если вниз он показал,
Корнями кто-то их назвал.
24 слайд:
Скрепляем мы узор с тобою
Ветвями гибкими с листвою.
В Глубоковке так называли
Узор ветвями “разживляли” (повторить всем
вместе).
25-26 слайды:
Распишем красным мы края,
Стараться будем ты и я.
Это точки означают семена растений,
А лукавый завиток жизни продолжение.
27 слайд:
Опять вернёмся к городкам,
Второй-то слой, так нужен нам.
28 слайд:
И яблочко внизу лопастки
Украсит петелька из сказки.
Воспитатель:
Ну вот, дружок, ты так устал
Настал стараниям финал.
Сегодня мы уж отдохнём
Все материалы уберём.
Но мы работы завершим,
Как только наберёмся сил.
Ход 2-й встречи учебной деятельности
Глубоковская роспись росла и развивалась,
Но после войны с годами потерялась.
Мастера не вернулись домой,
И некому было передать опыт свой.
Возможно, мы и не узнали бы о ней,
Помог народу счастливый случай.
В поход экспедиция в Глубоковку пошла
И роспись неповторимую в тех краях нашла.
Жители секретами делились
И люди красотою подивились.
Теперь в Вологде изделья выпускают,
На всю Россию Глубоковку узнают.
29 слайд:
Всё из дерева сгодиться,
Из ковша воды напиться,
Из бревна тут строят дом,
Будет всем уютно в нём.
Из доски строгали прялки
Будут счастливы хозяйки.
Но художники хитрят
Росписи создать хотят.
Листья, петли и круги
Отличить всегда могли.
Посмотрите вы на слайд
Там две росписи на взгляд.
Городецкая с конями
И глубоковская с листами.
Вы внимательно смотрите,
В чём отличия скажите? (Ответ детей)
Посмотрите как инспектор,
И какой нам нужен центр. (Ответ детей)
Всё теперь понятно стало
Рисовать пора настала.
Приготовим кисти, краски
И распишем всё как в сказке.
29-32 слайды:
Чтоб цветочку распуститься
Надо в центр превратиться.
Наш цветочек будет рад
Обратить на себя взгляд.
Тонкой кистью не спеша
Без поддержки карандаша.
Украшаем мы цветок
Чтоб порадовать всех смог.
33 слайд:
Все цветочков серединки
Дорисуем без заминки.
Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
34 слайд:
Завершающий момент
Завитков эксперимент.
Все наносим их с душой.
Где будет виться твой?
35 слайд:
Вот закончилась работа.
Роспись увлекла кого-то? (Ответ детей)
Что понравилось вам сильно? (Ответ детей)
У кого усталость видно? (Ответ детей)
Кто хотел бы расписать, ну ещё поделок пять?
(Ответ детей)
Я горжусь, что вы старались,
Грустной лени вы не сдались.
Аллею прялок создадим
Взрослых точно удивим.
Список использованной литературы
1. Богуславская И.Я. Северные сокровища – Архангельск, 1980 – 80 с.
2. Иванова Ю. Секреты старой прялки // Важская область – 1992 г. №9 Изд. Шенкурск, архангельская обл.
3. Мастера Русского Севера. Фотоальбом/ сост. Р.А. Армеев, А.В. Блохин, М.: изд. Планета, 1987 г.
4. Путилова Н.В. Глубоковская роспись. Ярославль изд. “Нюанс”, 1994, 54 с.
5. Родной край / под ред. С.А. Козловой, - М.: Просвещение, 1985 г.
6. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством – М.: ООО “Издательство Скрипторий 2000”, 2003 г. – 128 с.
7. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа. М.: гуманит. центр ВЛАДОС, 2000 г.