Конспект занятия по курсу развития творческого мышления

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цель: развитие творческого мышления.

Задачи:

1. Создать условия для развития образной беглости и гибкости.

2. Создать условия для развития навыков работы в команде.

3. Создать условия для развития творческого потенциала.

Контингент: обучающиеся 3-5-х классов.

Подготовка:

  1. Цветные карандаши.
  2. Альбомы с заданиями (или распечатка с альбома).
  3. Коробочка с загадками (билетами).
  4. Листы бумаги (А 4).
  5. Карточки с зайцами.
  6. Оформление доски (изображения телефона, утки и других предметов).
  7. Ватман с изображение поезда, смайлики.
  8. Расставить столы для 2-х команд.

Содержание занятия

Упражнение “Купи билет”.

При входе в кабинет ребята должны “заработать” право участвовать в занятии (ехать на поезде) отгадав загадку.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы предлагаем вам отправиться в увлекательное путешествие. Путешествовать мы будем на поезде, а так как поезд необычный, то и билеты тоже необычные. Чтобы их получить, вам необходимо разгадать загадку.

Например (Приложение 1):

Домик носит на себе и на суше, и в воде. (Ответ: черепаха).

Без крыльев, а быстрее птицы с дерево на дерево перелетает. (Ответ: белка).

Летом вырастают, осень опадают. (Ответ: листья)

Ты заяц – проходи в вагон поезда.

Отгадав загадку, ребята на ощупь вытягивают билет с коробочки (билеты двух цветов). В зависимости от того, какого цвета билет вытянут дети, и определится в каком вагоне они поедут. В нашем случае желтом или синем.

Упражнение “Прощание славянки”.

Наше путешествие начинается. Встаньте все, пожалуйста. Правую руку прячем за спину. Перед вами лежат листы бумаги, берем его левой рукой, поднимаем руку вверх. Давайте помашем им тем, кто остался на перроне. Путешествовать следует с хорошим настроением, для этого необходимо избавиться от тяжелых мыслей, отбросить все неприятности. А для этого мы сейчас скомкаем лист правой рукой, не помогая.

Дети мнут левой рукой лист.

Молодцы!!! Все плохие мысли вкладываем в эту бумагу, все наши отрицательные эмоции. Вот так. А теперь давай выбросим получившиеся негативные комки в урну.

Все мнут лист бумаги в комок, затем по очереди со своих мест стараются попасть в корзину, которая находится в центре у доски.

Упражнения “Спасаем зайца”.

Ребята, а вы помните, что в нашем поезде едет один заяц? А заяц - это безбилетный пассажир. Мы как проводники, не можем этого допустить. По правилам, мы должны высадить его на ближайшей остановке. Но мы даем вам возможность его спасти. Для этого пассажиры синего вагона проходят к доске, а желтого остаются на местах. Вам необходимо выполнить два испытания. Успешно выполнив предложенные задания, вы поможете зайцу на легальных основаниях продолжать путешествие.

Задание команде синего вагона: На доске нарисованы небольшой телефон и маленький утенок.

Ребята, перед вами два изображения, вам необходимо нарисовать один большой рисунок, в котором бы телефон и утенок явно не бросались в глаза, были бы “засекречены”.

Но учтите, изображение телефона и утенка нельзя заштриховывать так, чтобы не стало видно их контуров, нельзя рисовать что-либо сверху на месте этих рисунков. Лучше всего сделать их частью какого-либо большого рисунка. Условия понятны?

Ответы детей.

Тогда приступайте.

Задание команде желтого вагона:

Для того, что бы спасти своего одноклассника, вам необходимо решить загадку. Ребята, сколько у зайца глаз?

Ответ детей.

А сколько ушек? У нас есть три зайца и только три уха. Ваша задача сложить зайцев так, чтоб у каждого было по два уха.

Ответ:

Затем команды меняются, и чтобы не повторятся, на оборотной стороне доски ребятам из желтого вагона предлагаются другие рисунки, например, юла и машина. А вот задание с зайцами пассажиры синего вагона решают без изменений, т.к. предыдущая команда выполняла его за своим столом и результаты их работы публично не обсуждались.

Физкультминутка “Правый поворот / левый поворот”

Молодцы, ребята, хорошо поработали и спасли нашего зайца.

Внимание, внимание!!! Наш поезд приближается к опасному участку дороги с множеством поворотов. Если проводник говорит: “правый поворот!”, все наклоняются налево. Если “левый поворот” – направо. Если “притормаживаем”, то - отклоняемся назад.

Психолог в любом порядке называет то или иное действие, а ребята пытаются правильно среагировать.

Упражнение “Спрятавшиеся рисунки”

Молодцы, ребята, достойно прошли опасный участок дороги. Двигаемся дальше. Мы уже узнали, как мы можем прятать предметы в рисунке, теперь мы должны “замаскировать” предложенные изображения предметов, птиц и животных. Возьмите свои альбомы (Приложение 2).

Напоминаю, что вы можете раскрашивать их, но при этом должны сохраняться контуры изображений.

Ребята выполняют задание в своих альбомах. По окончанию работы ребята демонстрируют друг другу то, что у них получилось. Все желающие комментируют свои работы.

Наше путешествие подходит к концу.

Рефлексия.

Какие наши способности мы сегодня использовали в путешествии?

Ответы детей.

Как вы думаете, где в жизни мы смогли бы использовать данные способности?

Ответы детей.

Мы благодарим вас за работу. Мы получили большое удовольствие, путешествуя с вами, и хотим узнать ваше мнение о поездке. На доске вы видите изображение поезда с разными вагонами (например, вагоны подписаны – интересно, неинтересно, полезно, неполезно). С помощью смайликов на ваших столах оцените, в каком вагоне путешествовали вы.

Дети прикрепляют смайлики на выбранный вагон.

Список литературы

  1. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Для детей 8-12 лет: Методическое руководство. - Спб.: ГП “ИМАТОН”, 2001. – 60 с
  2. МИНОБР.ОРГ Всероссийская олимпиада 1-4 классы Развитие воображения: "Загадки" (http://minobr.org/index.php/olim/539-vbfffv).
  3. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. Ярославль: Академия развития, 2002. - 352 с.: ил. - (Семейная педагогика).

Приложение 3